Культура

24 ноября 2007, 17:25

Шум и ярость. Шепоты и крики

Фото: agora2006.ircam.fr

Программка раскрывает жанр действия – «аудиотеатр для большого ансамбля, восьми голосов и актрисы». «Фама», поставленная на музыку Беата Фуррера и исполненная замечательными музыкантами ансамбля Klangforum Wien, показывается в четвертом павильоне парка «Сокольники».

Это огромный пустой выставочный ангар, внутри которого построен небольшой павильон, где и рассаживают зрителей. Между стен, состоящих из одинаковых вертикальных панелей синего цвета, с синим же потолком. Условная сцена пуста.

«Фама» начинается с того, что за пределами синего павильона начинает звучать рассыпчатая музыка. Появляется актриса и начинает вращать панели стены, к которой зрители сидят лицом, меняя устройство «сцены», за которой открывается пространство выставочного павильона (большие холодные окна и зимняя московская ночь за ними, замерзшие деревья, рекламные плакаты строительных компаний, хайтековские коммуникации, выложенные, как рыба на продажу), где рассажен камерный оркестр во главе с дирижером Беатом Фуррером, разумеется, стоящим спиной к зрителям и командующим музыкантами-грачами, облаченными в черные фраки.

Вовне

Опера, из тех, что в недавнем советском прошлом критиковали в книжках про кризис буржуазного искусства, то разливается, как во время весеннего разлива, то вдруг собирается в тугой клубок

Оркестр вынесен за пределы зала, в котором сидят зрители. Оркестр словно бы отапливает улицу, ибо не все из многослойной жужжаще-свербящей партитуры, переполненной какими-то фонящими, ровными или закипающими звуками, попадает в зал к слушателям.

Актриса Изабель Менке по-немецки начинает свой монолог, основанный на тексте одной из новелл Артура Шницлера. То, что подавляющее большинство зрителей не понимает, о чем она говорит, входит в условия игры.

Ибо (вернемся к обозначению из программки) голос актрисы оказывается таким же инструментом, как киксующие кларнеты, ксилофон, саксофонные удавки, медь, брызжущая желудочным соком.

При всей своей современности (авангардности, радикальности) опус Беата Фуррера звучит весьма мелодически; проложенный гармоническими ходами, он построен как чреда нарастающих волн-апофеозов, после которых наступают густые паузы, во время которых слышны вибрирующие в карманах зрителей мобильные телефоны с отключенным звуком.

Опера, из тех, что в недавнем советском прошлом критиковали в книжках про кризис буржуазного искусства, то разливается, как во время весеннего разлива, то вдруг собирается в тугой клубок.

Помимо камерного оркестра, есть еще восемь невидимых голосов Neue Vocalsolisten из Штутгарта, вплетающихся в основное полотно звучания, добавляющих ему инфернальности, плюс, конечно, голос самой актрисы, который следует воспринимать как еще один музыкальный инструмент. Изабель Менке то кричит, то шепчет, свистит, причитает, чирикает и квохчет, повышая или понижая градус накала, она кружит вокруг восьми лобовых панелей, за которыми оркестр, меняя их расположение.

Из-за чего они меняют цвет, дают тени, открывают разные виды на «закулисье» и, самое главное, начинают соотноситься друг с другом как точные или неточные рифмы.

Неожиданно приходят в движение панели-трансформеры потолка: в момент одной из музыкальных кульминаций они начинают опускаться на зрителей, но замирают, в образовавшиеся щели начинает бить свет прожекторов.

Повисев некоторое время в опасной 45-градусной отвислости, панели потолка снова занимают привычное место, потолок выравнивается, синий павильон вновь становится герметичным.

Обмякшие было зрители встрепенулись и, получив заряд бодрости, стали с двойным вниманием следить за актрисой, которая, не переставая токовать и кликушествовать, начала перемещаться по периметру зала, постоянно срываясь на свистящий зловещий шепот.

Постепенно остатки света рассеиваются и зрительный зал погружается в темноту. Музыка становится все более и более рассыпчатой, рассыпанной – на место слаженного звучания всех групп приходят сольные выступления и переклички одного-двух инструментов, поддерживаемые музыкальным виражем странных, электронных почти (программка настаивает: все звуки натуральные, никакого электричества) подзвучек.

Это погружение во тьму длится крайне долго, минут сорок (из-за чего начинаешь погружаться в психоделический транс), в течение которого музыка продолжает расслаиваться.

От нее словно бы отрываются сгустки и протуберанцы, уходящие на свои автономные орбиты. Тело твое начинает вибрировать, ощущая прошитость зала музыкальным излучением. Начинает казаться, что звучание мерцает повсюду, со всех сторон, постепенно на тебя снисходит ощущение уже даже не стерео-, а квадрофонии.

И когда неожиданно, на какое-то мгновение, во время очередной кульминации панели всех четырех сторон синего павильона начинают синхронно крутиться вокруг своей оси и расслабленных, погруженных в медитацию зрителей ошпаривают мощными потоками прицельно бьющих в публику прожекторов, люди не сразу замечают, что музыканты Klangforum Wien рассредоточились по всему внешнему периметру домика-трансформера.

Они и обеспечивают поражающие органы чувств ощущения и переживания полноты и наполненности, сочетания и удвоения.

За тех, кто в горе

Все это вспыхивает на какие-то доли минуты, ставни закрываются, и в синем павильоне вновь накапливается полумрак.

Аннотация уведомляет: «Согласно мифу Фама, богиня мольбы, обитает на полпути между землей, небом и морем. Дом ее обладает множеством входов и выходов и построен из бронзы, делающей каждый звук доступным для слуха... Здесь нет тишины, но нет и шума, здесь есть только мягкое журчание отдаленных звуков, ощущение, которое Овидий сравнивает с рокотом морских волн...»

Вынеся музыкантов за пределы дома Фамы и оставив слушателя в темноте, наедине со своими физиологическими реакциями, Кристоф Марталер добивается полного слияния с действиями актрисы.

Мы оказываемся внутри ее сознания, почти буквально внутри ее черепной коробки, где мечутся мысли и чувства, вскипают и затухают эмоции, где погружение в сон рифмуется с общим оцепенением опуса Фуррера и статичностью декораций, отсутствием света. Собственно, в этом и заключается главная цель и главное достижение «Фамы».

Чуть позже монолог актрисы возобновляется, она продолжает метаться по залу, открывая или закрывая то одну панель, то другую, делая окна то в одной стене, то в другой.

Оркестр раздваивается, отныне он звучит не только за «фасадной» стеной, но и с тыла. На импровизированную сцену выходит Ева Фуррер с шипяще-шкварчащей бас-флейтой и заводит музыкальный монолог, не менее эффектный, чем у Изабель Менке.

Актриса продолжает проходы вдоль стен, а бас-флейта стоит на «сцене» в столпе сияющего света и солнечные зайчики от ее виртуозного агрегата рассыпаются по стенам.

Музыка нарастает вместе со светом, пока не обрушивает финальный аккорд, после которого на зрителей обрушивается не менее концентрированная тишина.

Музыкально-сценическая инсталляция Марталера и Фуррера напоминает то, что делает в театре американский режиссер и художник Роберт Уилсон . Для него ведь тоже важны минимализм действия, статичность ставится во главу, позволяя на первый план выйти музыкальным нюансам, смакованию их и прочувствованности, когда актеры, застывшие в мизансценах словно шахматные фигурки, оказываются статистами, еще одной краской, впитанной общим целым.

Уилсон тоже ведь работает, в первую очередь с недвижимостью, создавая сценографический театр, где общее впечатление важнее психологической достоверности или же причинно-следственной натуральности.

Марталер идет еще дальше, заставляя играть саму сценическую коробку, вне которой, кажется, уже и нет ничего более. Актриса не в счет, она не определяет логики действия и, как ни старается, не замыкает действие на себя.

Активность актрисы нейтрализуется мощным звучанием звукового фона и возможностями стен-трансформеров, когда самым выразительным вкладом оказывается уже даже не тело, но тень от него, размазанная по одной из плоскостей, – заостренный, словно бы вырезанный из черной бумаги гипертрофированный силуэт не человека даже, но экзотического животного – страуса или морской собаки.

Театр это или что-то иное – каждый решает для себя сам. Важно, что, разрушая жанр и пытаясь усидеть между несколькими стульями сразу, Марталер использует достижения сразу нескольких видов искусства.

Возвращая опере утраченную практически синтетичность и важное ощущение «поверх барьеров». Жанр, дефиниции и ярлыки оказываются менее существенными, чем послевкусие.

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Путин и Эрдоган обсудили «грандиозное жульничество» Европы
Темы дня

Будущая власть Европы успешно переняла русофобию нынешней

Главы самых популярных партий Британии и Франции встретились, чтобы договориться о совместных действиях после взятия власти. Победа сторонников Марин Ле Пен и Найджела Фараджа на выборах кажется неотвратимой, тем более что этого теперь добиваются США. Однако России не стоит рассчитывать, будто Европа может измениться к лучшему.

Почему у россиян под подушкой накопилась рекордная сумма наличных

Россияне накопили под подушкой рекордный объем рублевой наличности. Учитывая дорогие кредиты, крепкий рубль и геополитическую неопределенность стратегия сберечь на черный день, причем в рублях, в целом рациональная. Однако экономике страны нужно совсем иное. Что нужно сделать, чтобы сбережения не лежали мертвым грузом, а работали на экономику России?

Банк России намерен взыскать с Euroclear упущенную выгоду

Украина предложила устроить свободную экономическую зону в Донбассе

Федор Конюхов встретил 74-й день рождения во время циклона в Антарктиде

Новости

На Украине оштрафовали командира за массовое дезертирство солдат

Командиру учебной роты на Украине выписали штраф за то, что пятеро военнослужащих покинули свою часть в течение одной недели, сообщают украинские СМИ.

Слово «зажировка» включили в официальный словарь русского языка

Термин «зажировка», обозначающий накопление жира у животных к зиме, получил официальное признание и теперь зафиксирован в лингвистическом метасловаре, сообщили в зоопарке Москвы.

Стубб заявил об отсутствии у Европы собственного решения по Украине

Европа обсуждает три разных документа по Украине, но собственного единого мирного плана у нее нет, заявил президент Финляндии Александр Стубб.

Путин и Эрдоган обсудили «грандиозное жульничество» Европы

На форуме в Ашхабаде президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили возможные планы Европы по российским активам, которые пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал «грандиозным жульничеством».

Стало известно о согласии Киева создать буферную зону в Донбассе

Украинские власти согласны с идеей создания демилитаризованной буферной зоны в Донбассе, но считают, что для этого необходим взаимный отвод сил по текущей линии фронта, сообщила газета Le Monde со ссылкой на источники.

Ушаков прокомментировал слова Зеленского о референдуме в Донбассе

Помощник президента Юрий Ушаков, комментируя предложение Владимира Зеленского провести референдум о статусе Донбасса, заявил, что вся эта территория считается российской по действующей Конституции.

Минпромторг назвал основную проблему рынка гражданских беспилотников

Замглавы Минпромторга Василий Шпак назвал острый дефицит профессиональных сервисных компаний-эксплуатантов гражданских беспилотников ключевым барьером для масштабирования рынка в этой сфере.

Шарий рассказал о воровстве Джонсоном и Ермаком денег ООН

Блогер Анатолий Шарий сообщил о масштабных хищениях средств ООН, в которых, по его данным, участвовали бывший руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак и экс-премьер Британии Борис Джонсон.

Российские войска освободили за неделю восемь населенных пунктов в зоне СВО

В течение последней недели российскими войсками освобождены Лиман, Куриловка, Кучеровка, Северск, Червоное, Ровное, Остаповское и Новоданиловка, отчитались в Минобороны.

Кремль выразил сомнения относительно правок Украины плана США

Москва пока не ознакомилась с обновленной версией мирного плана США по урегулированию ситуации на Украине и сомневается, что новый документ будет устраивать российскую сторону. Об этом заявил помощник президента России по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков.

Минобороны предложило создать штабы обороны в регионах

Министерство обороны России предлагает создать в регионах специальные штабы обороны на случай введения военного положения, учитывая опыт территорий Донецкой и Луганской народных республик, следует из проекта закона.

Euroclear заявил о готовности к искам в российских судах

Депозитарий Euroclear готов рассматривать и защищать свою позицию по искам, касающимся блокировки российских активов в Бельгии.
Мнения

Геворг Мирзаян: Трамп формирует свой совет директоров многополярного мира

Отсутствие Европы в списке Трампа вынудит европейские страны считать, что Трамп рассматривает Россию как ведущую силу с правом на сферу влияния в Европе и, соответственно, окончательно похоронит трансатлантические отношения. Сама же Россия может не согласиться на участие в «Ключевой пятерке» – Москву вполне устраивают ШОС и БРИКС.

Антон Крылов: Гниющий Евросоюз остается ключевым политическим игроком планеты

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе, а в итоге Советский Союз рухнул первым.

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов