Продюсерская компания Earlymusic Russia представила еще одну оперу по известным событиям из русской истории. Опера была написана в 1710 году по конъюнктурным соображениям – в 1709 году русские войска разбили шведов под Полтавой, чем сильно изменили расстановку сил на политической карте Европы. Композитор решил написать оперу на актуальную русскую тему, а вышел у него практически водевиль.
Национальный сюжет
Стоит ли требовать общественно- политического звучания от барочного произведения – вычурного и богатого на эмоциональные оттенки?
Либретто оперы написано по мотивам исторических книг о России того времени.
Даже донесения аккредитованных при русском дворе иностранных послов не отличались достоверностью, они интриговали в пользу различных политических группировок и поддавались сиюминутным впечатлениям.
Так, информация об убийстве царевича Дмитрия была сообщена англичанину Горсею Афанасием Нагих внезапно, поздней ночью.
Маттезон является первопроходцем этой темы. Только в 1868 году появится знаменитая опера Мусоргского, написанная по мотивам пушкинской трагедии.
И опера и трагедия основываются на «Истории государства Российского» Карамзина, где Годунов назван убийцей наследника российского престола. Исследования советского историка Скрынникова опровергают эту версию.
Да, Борис Годунов являлся крайне властолюбивым человеком. Он уничтожил почти всех назначенных Иваном Грозным опекунов слабоумного царевича Федора.
Знаменитого полководца Ивана Шуйского, героя Псковской обороны, практически Георгия Жукова того времени, Годунов насильно постриг в монахи и позже отравил угарным газом.
Однако этот мастер дворцовой интриги не был национальным лидером, его политические и военные успехи невелики. В сложные исторические моменты он строил планы бегства за границу. Проведенное им в пользу феодального дворянства закрепощение крестьян не добавило ему популярности в народе.
Брат царицы, Годунов активно расчищал себе путь наверх уже при царе Федоре. Но убийство наследника не имело бы решающего значения для его политической карьеры, так как на тот момент у царя Федора продолжали рождаться дети, а наибольшими шансами на трон обладали Романовы.
Народ отсутствует
И Пушкин, и Мусоргский разрабатывали тему взаимоотношения народа и власти. Муки совести с шекспировским размахом терзали главного героя. Общественно-политическая направленность оперы была восторженно принята демократической интеллигенцией.
В опере Маттезона народ отсутствует. По сюжету слабоумный царь Федор перед смертью пытается отдать хоть кому-нибудь скипетр, символ царской власти.
Однако почему-то его никто не хочет брать – ни боярин Иван, ни боярин Федро. Его подбирает Борис Годунов. Он не знает, что с ним делать, и удаляется с сестрой Ириной, вдовой царя, в монастырь (реальный предвыборный ход Годунова).
Действие оперы происходит в эффектных абстрактных декорациях. Девять висящих над сценой зажженных люстр, ряды небольших красных кубов-подставок, на которые время от времени забираются персонажи.
Черный задник и красный пол. Все это придает сцене камерную, чуть мистическую атмосферу. Этакая смесь из интерьерных эпизодов «Барри Линдона» Стэнли Кубрика и русского авангарда.
Герои оперы одеты в роскошные наряды с веерами разноцветных перьев на головах. Если смотреть на сцену с верхнего яруса, то происходящее больше напоминает музыкальную шкатулку, в которой танцуют герои оперы.
Не исчезает подобное впечатление и при взгляде из партера. Дело в том, что опера Маттезона решена по французским барочным традициям как опера-балет.
Борис Годунов меняет профессию
Опера Маттезона «Борис Годунов», как, впрочем, и другие оперы, предназначена прежде всего для меломанов |
Важную роль играют не только вокальные партии, но и жесты и телодвижения персонажей. И надо сказать, им есть что этим передать.
Большую часть оперы занимают любовные интриги. Княгиня Ольга и прекрасная дочь Годунова Аксинья активно флиртуют и интригуют с иноземными принцами Йозенахом и Гавустом и боярином Иваном.
У боярина Федро еще при жизни царя возникают платонические отношения с царицей Ириной.
Эмоциональные переживания главных героев сопровождаются балетом безликих статистов в красных костюмах и полумасках. Их движения несколько утрированны и механистичны, что подчеркивает истинность эмоций основных действующих лиц.
Лишь в одной сцене появляется группа старцев в черных одеждах и отроков в белых сорочках, которые вслед за Ириной уговаривают Бориса стать царем.
Однако этот момент не является характерным для оперы. Любовь и Власть – вот основные направляющие в мотивации действующих лиц.
Активно применяющие к мужским сердцам женские чары героини, мужские сомнения относительно действий на любовном и политическом фронте. Все перемешано в этом изысканном музыкальном коктейле.
Опера заканчивается хеппи-эндом. Враги посрамлены, любящие сердца обрели друг друга. Борис находит себя в профессиональной самореализации и службе отечеству.
Его сестра решается наконец-то осчастливить боярина Федро. Разбиваются на парочки и остальные герои.
Не мытьем, так катаньем.
Музыкальный руководитель постановки Андрей Решетин пишет, что опера Маттезона отвечала на актуальный вопрос «Кто Вы, Петр I?» и не была поставлена по политическим мотивам.
На мой взгляд, опера, скорее всего, не была поставлена из-за слабости либретто, основу которого составляет борьба хорошего с лучшим, а выпады врагов смотрятся как досадное недоразумение.
Кроме «Так поступают все женщины», никаких выводов после просмотра оперы в голову не приходит. Да и, собственно, стоит ли требовать общественно-политического звучания от произведения барочного искусства – вычурного и богатого на эмоциональные оттенки?
Постановка полузабытой оперы на важный национальный сюжет является хитроумной пиар-акцией по продвижению барочной музыкальной эстетики.
Д.С. Лихачев писал о жизнерадостном, человекоутверждающем и просветительском характере русского барокко.
Режиссер-постановщик Клаус Абромайт и его интернациональный коллектив вполне движутся в этом русле. Опера Маттезона «Борис Годунов», как, впрочем, и другие оперы, предназначена прежде всего для меломанов, которые и наградили постановку бурными несмолкающими аплодисментами.
Интересующимся могу порекомендовать суперспецифичную постановку «Бориса Годунова» польско-французского кинорежиссера Анджея Жулавского в сотрудничестве с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской.
Герои там поют прямо во время сексуальных отношений. Также в фильме имеются элементы балета и советский пограничник с автоматом и собакой.