Подобную фразу можно было бы написать на книгах сегодняшнего обзора. Но с одной оговоркой – предназначены нынешние новинки для широкого круга, а поймут и оценят только посвященные. Футбольные фанаты, наркоманы с Гоа и поклонники бандитских сериалов.
Завоеватели
Не понимаю, что может быть прекрасного и увлекательного в наркотиках, бейсбольной бите в темном переулке, мате, убийствах и грабежах
«Мы к вам приедем…» Дмитрия Лекуха (издательство Ad Marginem)
Подробный рассказ о жизни и философии футбольных фанатов. А значит, без мата, идеологического мордобоя и легкого шовинизма не обойтись. С другой стороны, это книга о смещении ориентиров в современном обществе, своеобразной борьбе зла со злом. Причем с крепкой философией.
Сюжет прост. Дэн, герой книги, от чьего лица ведется повествование, студент факультета журналистики, делает шаг по иерархической фанатской лестнице. Для этого необходим «золотой выезд»: невзирая ни на что, нужно присутствовать на всех матчах любимой команды в сезоне, играют ли они в маленьком российском городишке или Ливерпуле. Вот он и ездит, опекаемый старшими товарищами. В поездках все очень много пьют, матерятся и философствуют о жизни, любви, судьбе России и вообще белой расы.
Именно в этой философии и видится мне неоднозначность книги, ее подвох. Беседы о том, что смысл и зерно «белого человека» в завоевании, подкрепляются историческими примерами, а с историей не спорят. Мягко выезжают на современное вырождение из-за чуждой европейцу толерантности и политкорректности к пришлым «черным гастарбайтерам» что в Москве, что в Париже.
И заканчивая выводом, что мы сами погубим себя и культуру, а не заполонившие мегаполисы таджикские дворники. Потому что заглушаем в себе предназначение завоевывать. А тот, кто все-таки бьется, пусть даже и в подворотнях, может, не так уж неправ – этот вопрос автор оставляет открытым.
Книга оставила удручающее впечатление. Не потому, что плохо написана, как раз наоборот. Именно потому, что хорошо написана, несмотря на обилие мата. Ведь даже если предположить, что автор специально задал острые вопросы, чтобы озадачить, вызвать несогласие, то ничего из этого не получится. Думающий читатель, скорее всего, не купит книгу о футбольных фанатах. А футбольные фанаты никогда не будут спорить с автором, просто возьмут за основу такую «красивую» теорию полезности завоеваний с помощью бейсбольной биты.
Наркотический рай
Лень, наркотики, часами валяться на берегу? Синдром не поддается описанию |
«Гоа-синдром» Александра Сухочева (издательство Ad Marginem)
«Гоа-синдром» состоит из нескольких сюжетных линий, переплетающихся в конце в единое целое. Жизнь индийской девушки, не пожелавшей выходить замуж за выбранного дядей кандидата. Немного детективная история неудачливых наркодилеров. Но, пожалуй, главная – история двухнедельного путешествия обыкновенного паренька из Подмосковья.
Паренек, впервые выехавший за пределы своего городка, пытается разгадать, что означает «гоа-синдром». Лень, наркотики, часами валяться на берегу? Синдром не поддается описанию. Как невозможно объяснить в двух словах и «конкретных понятиях», что такое просветление или любовь.
Книга сама по себе обыкновенная. Я бы сказала, старательно-ученическая. Честно и подробно описаны природа, история, нравы и обычаи. Трансвечеринки, обилие наркотиков, их воздействие. Все так и есть, ни прибавить, ни отнять. Художественный путеводитель по Гоа.
В языке уже несколько лет существуют понятия, ставшие в последнее время модными, – «дауншифтинг» и «гоашифтинг». Первое означает отказ от привычной карьеры, уход из мегаполиса и жизнь в поисках себя. Второе – все то же самое, только на Гоа. Когда есть бизнес, не требующий личного присутствия, или просто сданная в аренду квартира в Москве, месячная сумма которой равна полугоду жизни в азиатской стране, это несложно.
Отличие первого от второго – на Гоа поиск себя и обретение рая происходит посредством наркотиков. Туристический трезвый юг страны скучен. Наркоманский безбашенный север – самое лучшее место на земле. А единственный возглас испугавшегося передозировки подмосковного паренька: «Разве нельзя без наркотиков?» – тонет в радужных видениях ЛСД, оставаясь без ответа.
Впрочем, почему без ответа? Почти все попадающие на север Гоа и попробовавшие вкус «гоа-синдрома» в таблетках забывают про обратный билет. Моментальное просветление за небольшие деньги.
Ни уму ни сердцу
«Чужая» Владимира «Адольфыча» Нестеренко (издательство Ad Marginem)
Книга «Чужая» – киносценарий. А значит, несмотря на бандитский сюжет, может стать совершенно любым жанром. Вторым ритмичным «Бумером», или нудным сериалом «Зона», или черной комедией а-ля «Игра в жмурки».
Правда, до тарантиновской криминальной притчи недотянет – слишком четкий финал у сюжета. Не только это, конечно. Нет в книге для тарантиновского шедевра самого главного – отстраненности от зла, эдакой параллельности, позволяющей превратить сюжет пусть про гротесковую смерть, но в сказку.
Да и вообще, нет в «Чужой» ничего, кроме сиюминутности. Ощущение, что книга написана под заказ, ради денег. По сценарию снимут фильм, опять-таки ради денег. Актеры, может быть, хорошо сыграют ради них же. Бандитская тема – самая главная тема в телевизоре. За нее хорошо платят всем, кроме зрителя, конечно.
Сюжет хлипкий и карточный. Четыре козырные шестерки большого босса едут на поиски другой шестерки, считающей себя королевой. Разыгрывая свою игру, убивают направо и налево. А королева по кличке Чужая хочет сыграть в свою. В общем, все умерли не своей смертью.
Так как книга – киносценарий, то описаний природы там нет, одни диалоги. А диалоги незатейливые: каждое второе слово – трехэтажный мат, а вместо запятых – простой.
Если с первой книгой хочется все же спорить, потому что есть литература, во второй, пробираясь сквозь наркоманский дурман, узнаешь интересное про другую страну, то в «Чужой», кроме мата и убийств, действительно ничего нет. Даже бандитской философии нет.
Так получилось, что в сегодняшнем обзоре я закостенелая брюзга. Но я действительно не понимаю, что может быть прекрасного и увлекательного в наркотиках, бейсбольной бите в темном переулке, мате, убийствах и грабежах.
Что за культура такая? Наверное, для субкультуры – наркоманской, фанатской, бандитской. Только вот подумалось, что скоро такие, как я, сами станут субкультурой, если не вчера уже.