Культура

23 января 2007, 10:26

Со своею нелюбовью

Фото: ИТАР-ТАСС

Начиная со второй половины восьмидесятых имя Аллы Сигаловой и ее коллектива «Независимая труппа Аллы Сигаловой» гремело по всему миру. Сигалова считалась одним из основоположников современной отечественной хореографии. Ее спектакли были смелыми, откровенными, сексуальными как по части собственно движения, так и по накалу выражаемых эмоций.

Сигалова как никто умела показать с помощью возможностей тела страсть, чувственность, всепоглощающую любовь. Она учила разговаривать языком танца не только профессиональных танцовщиков, но и драматических артистов.

Сегодня она по большей части работает с последними. Почти не выпускает танцевальных спектаклей и все больше углубляется в драматический театр. И нельзя сказать, что этот переход идет на пользу легендарному хореографу. Две ее последние работы заставляют об этом задуматься.

Камерный, наполовину учебный спектакль Школы-студии МХТ «Кармен. Этюды» (он играется на новой сцене МХТ им. Чехова как репертуарный), имеющий хореографическую основу, получился достойным и впечатляющим.

А вот «Мадам Бовари» в Театре Пушкина, где Сигалова примерила на себя роль драматического режиссера, огорчил.

Пьеса без слов

Это история каждой женщины и каждого мужчины, однажды встретившихся и «влетевших» друг в друга. Извечная борьба с любимым становится борьбой с собой, ибо любимый – это второе «я

В Школе-студии МХТ Алла Сигалова руководит кафедрой сценического движения. И «Кармен» при желании можно воспринимать как экзамен по этой части. Экзамен не только пластический, но и актерский.

Потому что в «Кармен» студентам четвертого курса удалось соединить танцевальное мастерство с навыками в области основной профессии. И получилось это удачно. Ибо историю страсти лучше рассказывать без слов.

В «Кармен» нет четко закрепленных за исполнителями ролей. Пять девушек по очереди или одновременно примеряют на себя образ роковой цыганской красавицы, а десять юношей соперничают за сердце каждой молодой особы и не желают уступать друг другу даже полсантиметра завоеванной территории.

Возникает ощущение зеркального отражения – будто пленительный женский образ двоится, троится, скользит из реальности в воображение и обратно. Но при этом и Кармен, и каждый из ее кавалеров абсолютно реальны, пылки и обворожительно беззащитны перед вихрем нахлынувших чувств.

Хотя в основе спектакля – новелла Проспера Мериме, «Кармен» Сигаловой – не изложение сюжета. Это череда настроений и ощущений, прикосновений и ударов, улыбок и насмешек.

Это история каждой женщины и каждого мужчины, однажды встретившихся и «влетевших» друг в друга. Извечная борьба с любимым становится борьбой с собой, потому что любимый – это второе «я». Но таков закон природы: женщина всегда ускользает – мужчина всегда охотится. Женщина завлекает – мужчина воспринимает это как сигнал к нападению. Женщина обманывает – мужчина впадает в ярость. Так было всегда и так будет.

Соперничество, где нет победителей и побежденных. Неспроста повторяющийся элемент действия – женщина зажата между двумя мужчинами, каждый держит ее за руку, а она пытается вырваться, но остается в плену. А в этой «Кармен» все – страсть, кипение, желание, обман – еще и удивительно всерьез. Может, оттого, что впервые.

Человек предельно жесткий, в финале своей «Кармен» Сигалова идет против правил. То есть против традиционного страшного завершения. Ибо ее герои так юны, что им нужно дать еще шанс.

Девушка выйдет живой из дуэли с возлюбленным, возлюбленный, уже нанеся удар, никого не убьет и сам останется на этом свете, потрясенный, но способный идти дальше. Потому что любовь дается человеку, чтобы жить, а не умирать.

И эта мысль придает юношескому спектаклю нужный градус мудрости.

В паутине

«Мадам Бовари» в постановке Аллы Сигаловой
Делать в Театре Пушкина «Мадам Бовари» – затея, конечно, несколько самонадеянная. Вошедший в историю легендарный спектакль Александра Таирова задает высокую планку. Преодолеть ее можно непробиваемой четкостью и убедительностью трактовки, безупречным актерским исполнением.

Ни того, ни другого в новой «Бовари» не наблюдается.

Безусловно, пойди Алла Сигалова по привычному для себя пути конструирования действия через пластику, результат был бы иным. Однако ей захотелось поставить именно драматический спектакль, с минимумом музыки и движения и – по идее – максимумом всего остального.

Заменить пластическую выразительность оказалось нечем. Первоначальный замысел входит в острое несоответствие с результатом. По замыслу «Бовари» – страстная история молодой женщины, ищущей чувственного и душевного наполнения своей жизни. Ищущей отчаянно – и доводящей себя и других до трагического опустошения.

На деле же выходит, что ни чувств, ни чувственности на сцене нет. Зато в избытке сложносочиненных поз, криков и заламывания рук. Кажется, что молодые артисты (половина из них – студенты Школы-студии МХТ, занятые также в «Кармен») элементарно не понимают, что им нужно играть.

Достойно сделаны только роли второго плана: деятельный аптекарь Омэ (Александр Арсентьев), местный заводила и «душа общины»; исполняющий функции Хора эмоциональный Жюстен (Владимир Жеребцов); ловелас Родольф (Андрей Сухов), не очень соответствующий по фактуре герою-любовнику, зато достоверный по эмоции.

Заглавную роль Сигалова отдала любимице Александре Урсуляк, несколько лет назад превосходно сыгравшей у нее романтичную проститутку Кабирию.

Эмма Бовари могла бы стать столь же удачной, будь спектакль выдержан в музыкально-пластическом ключе. Ибо Урсуляк – актриса стильная, обаятельная, но неглубокая, и эмоциональная пылкость явно не входит в число ее достоинств. А приспособлений режиссер ей почти не дает.

В результате Эмма получается странной, чересчур нервной девочкой, эдакой Лолитой в коротеньком платье и белых носочках, совершающей массу бездумных действий. И влюбляется, и тратит деньги, и умирает она будто в забытьи, не по-настоящему.

Смотреть на такую героиню три часа просто неинтересно. А за актрису обидно – девушка очень способная. И не хочется верить, что ей грозит скорое опустошение.

Спектакль не назовешь совсем безнадежным, в нем можно обнаружить и удачные элементы. Но по большей части внешние.

Есть музыка, томная, надрывная, отлично дающая атмосферу сгущающихся страстей, обернувшихся бедой. Есть сценография Александра Орлова: белоснежная конструкция, заменяющая дом, во втором акте все сильнее опутывается черными нитями, словно иллюстрируя тенета, в которых запуталась главная героиня.

Сигалова сама придумала туалеты для Эммы Бовари, и это тоже впечатляет. Роскошные сексуальные платья показывают преобразования героини ярче, чем актерское исполнение: переходы от страсти к страху, от томления к усталости видны по цвету и линиям нарядов. Но все-таки спектакль – это не показ мод; помимо красивых платьев должно быть что-то еще.

Почему случаются неудачи у талантливых людей, сказать трудно. И обидно, когда так происходит. Когда ждешь конкретной работы, а вместо нее видишь пустоту.

Алла Сигалова создала немало удивительного и талантливого, чтобы верить в случайность неудачи. Однако такие опыты не проходят бесследно. Да и тех, кто становится свидетелем провала в настоящем, не убедишь рассказом о заслугах прошлого.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?