Культура

11 января 2007, 08:18

Роскошь или избавление от иллюзий?

Фото: film.ru

«Да здравствует наше кино, двусмысленное и беспощадное!» – хочется крикнуть вдогонку ушедшему году. Двенадцать месяцев, будто дюжина строгих критиков, внимательно следили за причудливыми испытаниями на широком российском экране. Их кормили на убой блокбастерами, травили скучными фильмами, подсовывали вкусные на вид стилизации, изредка балуя новым авторским видением.

Словом, разбираться в столь сложной солянке картин и имен пришлось бы довольно долго, если бы не формат итоговой статьи, заставляющий вспомнить о самом главном – о наиболее важных явлениях и ярких, талантливых личностях родного кино.

Фильм как симптом

Трешем года следует безоговорочно признать фильм Юлия Гусмана «Парк советского периода

В номинации «Фильм как симптом» победила первая по счету картина прошлого года – «Дневной дозор».

Снятый в гламурных сумерках второго путинского периода, второй «Дозор» Тимура Бекмамбетова повествует о том, как страшно и весело жить в Москве среди «светлых» и «темных» героев.

Подобная двойственность трактуется продюсером картины Константином Эрнстом в духе: «светлые» – «обязанные», «темные» – «свободные».

Указанное деление отсылает нас к ивано-грозненским временам опричнины и земщины, черным и белым слободам, а также возникшему с ордынских времен противостоянию «кара-мурзы» и «белого царя».

Немногие из нас полагают, что «Дневной дозор» – это знаковый эпос начала нулевых. Однако само существование «Дозоров» достаточно для того, чтобы почитать их за явления, всколыхнувшие омуты русских блокбастеров.

Слова Эрнста о том, что ДД по сути своей вовсе не мейнстрим, а самый что ни на есть артхаус, выглядят если не самоиронией, то уж точно как дань (или лучше – ясак) родительской лести собственному детищу.

Ребенок Первого канала крещен «симптомом» именно за то, что он лучше всего выражает тенденцию «огламуривания» нашего экрана и внедрения в него «бесовства» с конкретной коммерческой целью – привлечь народ в мультиплексы и «создать новую русскую аудиторию».

Преемниками «Дозора» на посту прибыльной славы грозятся стать «Меченосец» Филиппа Янковского и «Волкодав» Николая Лебедева.

Не уверен, что у них это получится.

Лучший саундтрек

Кинематографическим дебютом Ивана Вырыпаева стала сравнительно короткая – всего 74 минуты – «Эйфория».

Первая полноценная киноработа необходима ее создателю прежде всего как стартовая площадка для рывка, а вовсе не как манифест собственных возможностей. И в будущем, мы очень на это надеемся, Вырыпаев освоится на съемочной площадке так же, как и на театральной сцене.

Самым чистым и запоминающимся элементом «Эйфории» стало ее музыкальное сопровождение – громкий, игривый баян Айдара Гайнуллина. Спустя неделю после просмотра в глубины памяти почему-то врезается не видеоряд, а музыкальная тема Гайнуллина, в чем-то схожая по настроению со звучанием бандеона Астора Пьяццоллы. Хотя, к примеру, финн Киммо Похъонен своей надрывностью ближе страстям «Эйфории», чем в целом спокойный Пьяццолла.

Лучшее визуальное решение

В «Гадких лебедях» Константина Лопушанского эстетическое начало затмило этическое.

Что удивительно, ведь в основу сценария был положен известный роман братьев Стругацких. Содержащиеся в нем идеи могли бы стать главным и непреложным стержнем режиссерской задумки. Однако сам фильм получился, по мнению многих, «операторским».

Заслуга в создании столь яркого визуального подхода не столько лишь оператора-постановщика (Виктора Гурчина), сколько всего творческого коллектива. В том числе художественного руководителем «Лебедей» Михаила Шемякина.

К сожалению, мы так и не увидели на экране руководителя театра «Дерево» Антона Адасинского. В случае его появления (в роли главного «мокреца») крен в сторону визуального стал бы еще более явным и ярким.

Результатом того, что и так получилось, стали чуть уставшие от «красного и черного» глаза кинозрителей и порыв поскорее вытереть «мокрый» экран сухой тряпкой.

Тем не менее визуальное решение «Гадких лебедей» стало самым оригинальным в минувшем году.

Треш года

Трешем года следует безоговорочно признать фильм Юлия Гусмана «Парк советского периода».

Хорошие актеры Михаил Ефремов и Александр Лазарев в перерывах между сведением счетов наслаждаются душем Шарко и добрым советским экстримом: поездками на целину и проводами достойного человека в космос.

Задумка блестящая, но ее воплощение настолько нелепо, что мелодрама на повышенных тонах вырождается в гротескную полукомедию с потрясающе безумным финалом. Красная конница добрых героев обращает в бегство джипы этнической мафии.

И всем, кроме воров и негодяев, становится хорошо.

Лучшие актеры, режиссер и фильм

Актер Александр Яценко
Совсем не каннскую и неформальную пальму первенства мы отдаем Александру Яценко за две отличные актерские работы в фильмах «Мне не больно» Алексея Балабанова и «Свободное плавание» Бориса Хлебникова.

Убедительность, с которой молодой Яценко врастает в своих героев, все же проигрывает магическому реализму старца Петра Мамонова в «Острове» Павла Лунгина.

Однако разброс в амплуа у Яценко все же шире, чем у Мамонова, который изображает прежде всего самого себя, а потом уже играет остальных – старцев-монахов, ученых в подполье и других интересных личностей. Вот почему Яценко можно назвать лучшим актером, а Мамонов – лучшим человеком на экране прошлого года.

Честно признаюсь, что так и не смог назвать лучшую актрису – 2006, и, видимо, придется согласиться с мнением компетентного жюри премии «Золотой орел России», которое в январе-2007 выберет достойнейшую. Скорее всего, ей окажется либо Рената Литвинова («Мне не больно»), либо же Анна Михалкова («Связь» Авдотьи Смирновой).

Лучшим режиссером необходимо признать Кирилла Серебренникова вовсе не из-за того, что его фильм «Изображая жертву» победил на «Кинотавре» и получил главный приз на новорожденном Римском кинофестивале, а именно потому, что он первым в России столь шумно и внятно синтезировал киноэкран, новую драму и мультипликацию.

Новаторская наглость Серебренникова позволяет надеяться на то, что кино на уровне нарратива все же преодолеет в себе Бальзака и Флобера и попробует заимствовать что-то у Джойса или Макса Фриша. К чему-то подобному нас призывает сегодня, к примеру, Питер Гринуэй.

Надеемся, что будущие работы Серебренникова, несмотря на разнообразие метода, будут более динамичными, нежели мультимедийные полотна британского режиссера.

«Свободное плавание» Бориса Хлебникова – ноябрьский приговор столичному бабьему лету.

Фильм о глубинке, неспешный и тихий, оказался намного жизненнее вычурных лент о смене эпох («Парк советского периода») и муках любви («Эйфория»).

Неожиданно теплому «Острову» Лунгина и «Изображая жертву» Серебренникова я также предпочитаю «Свободное плавание» Хлебникова именно потому, что он ушел от искусственности и требований рынка в сторону чистоты и естественности.

Когда все давят на газ, Хлебников жмет на тормоз и снимает такое, что многим беспечным ездокам даже не снилось.

Злоключения и заключение

Говорить об ушедшем принято либо хорошо, либо же ничего, однако российское кино, вышедшее в прокат в 2006 году, не умирает, но приобретает несколько иное значение.

Первой тенденцией «отчетного периода» можно считать разноцветный пучок новых российских блокбастеров, основой которых может быть все что угодно: книги Лукьяненко, русское фэнтези разных эпох и веяний и многое другое.

Вторым же витком назовем «театрализацию» экрана. Герои заговорили на языке новой драмы, диалогами и жестами Театра.doc, а также раскатистыми монологами постановок Серебренникова. В этом нет ничего необычного: как в кино и театре, так и в жизни. Под большими, небесного цвета билбордами ругаются матом обычные люди.

Подобное тянется к подобному: российских картин все больше, кинозалы наполнились зрителями, жаждущими сильных, роскошных историй и ждущими с нетерпением живого языка, понятного кухням и улицам.

Но насколько пристально и постоянно внимание, вызванное подобными ожиданиями? Ведь иллюзии в кино подчас губительнее обманов в быту. А чтобы с пеной у рта не доказывать обратное, лучше вообще от них избавляться – хоть сразу, хоть постепенно, как на экране, так и в жизни.

Текст: Булат Назмутдинов

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?