Ведь все каналы предпочитают либо другую тематику, либо другие пространства. Кто-то играет в широкую эрудицию. Кто-то играет в частную или интимную жизнь. Кто-то тренируется на выживание в экстремальных ситуациях различного свойства. И никто не хочет играть в престижную работу деловых людей в реальном деловом мире. А зря, наверное.
Допустим, состоявшиеся бизнесмены сыты подобными играми по горло и без всякого телевизора.
Но те, кто начинает бизнес-карьеру или только собирается начинать, могут для себя из подобных шоу что-нибудь почерпнуть. Хотя бы чуть-чуть. А уж тем, кто смотрит на мир бизнеса с большой дистанции, совсем интересно. Как будто тебя запустили в аквариум с рыбами сплошь неизвестных пород. Начинаешь их изучать и даже пробуешь поучиться на их ошибках и удачах.
Деловые породы
Двое забавных мальчиков очень успешно продали в известный фирменный магазин вечерние женские платья |
Прежде всего это люди, у которых такие цифры укладываются в голове и соотносятся с собственными персонами. Как же выглядят кандидаты в миллионеры?
Так вот, оказывается, что среди молодых людей с этими свойствами много забавных, с обаятельной внешностью характерных персонажей. Никакие строгие костюмы не могут их приблизить к тем шикарным всемогущим мужчинам, которых воспевает реклама и в которых нет ничего от реальных людей.
Правило номер один – не надо ориентироваться на массовые представления о том, как выглядят успешные люди.
Двое забавных мальчиков очень успешно продали в известный фирменный магазин вечерние женские платья. И на переговорах смотрелись немножко комично и трогательно, особенно когда расписывали подробности отделки швов и декора. А еще веселее было то, что со стороны известной фирмы переговоры вел иностранец, типологически похожий на юных российских профи. У него тоже бросалась в глаза нестандартность внешности и тоже располагала его готовность говорить простым человеческим языком.
Правило номер два – на переговоры должны ходить сотрудники, с которыми по-человечески приятно общаться и которых самих интересно рассматривать.
В женской команде очень много красивых лиц. Но отнюдь не все девушки похожи на бизнес-леди. Чем больше у девушки стандартного лоска, то есть чем более очевидна искусственная доработка внешних данных, тем больше их обладательница ассоциируется с бизнесом. Увы, но факт.
Если участница «Кандидата» просто очень красива, она ассоциируется с профессиями актрисы или модели. Если участница данного реалити-шоу обладает слишком эффектной внешностью, в ней подозреваешь авантюристские наклонности. А если просто мила собой и не злоупотребляет косметикой и модной одеждой, то ее становится чуточку жалко. Она кажется такой беззащитной.
Но если в поведении девушки с обликом законченной бизнес-леди доминирует жесткость, агрессивность, чрезмерная деловитость и снобизм, она производит впечатление не просто стервы, а бесчеловечного монстра. Такая девушка как раз и провалила переговоры и была уволена Потаниным. Но самое неприятное, что за нее не хотелось заступиться.
Правило номер три – увольняют тех, с кем неприятно общаться и чья манера поведения раздражает.
В результатах каждого задания читаются не только законы деловых акций, но ряд психологических закономерностей. Если так и дальше пойдет дело, «Кандидат» станет реалити-лабораторией имиджмейкерства. Это если не принимать во внимание все мысли, мешающие всерьез смотреть шоу Потанина.
«Вы уволены»
Кадр из реалити-шоу «Кандидат» |
Те же откровенные перемывания косточек друг другу перед включенной камерой – как в «Доме». И самое кошмарное – те же интонации, что в большинстве реалити-проектов на интимные темы. Хотя в «Кандидате» сплошной бизнес и коллектив коллег, а не «любовные» пары и треугольники.
Но те же страсти, те же препирательства, та же степень нелицеприятной откровенности. То ли за иллюзией реальности на самом деле зашкаливает искусственность. То ли все люди настолько одинаковы. Нет, все-таки хочется верить в человеческое разнообразие, приводимое к унылому общему знаменателю проклятым форматом.
Все заканчивается устрашающей фразой Потанина «Вы уволены», что аналогично суровости тона, впервые пришедшего на наше ТВ вместе со «Слабым звеном». Дмитрий Дибров когда-то рассказывал, что ему предлагали вести эту программу. Но, мол, не может он себя заставить так нагло и регулярно произносить хамские фразы, так грубо обращаться с игроками. И правильно, что Дибров отказался – в противном случае вышел бы из столь органичного для себя образа богемного эстета.
Потанину бояться нечего. Ему фраза «Вы уволены» очень к лицу. Даже веришь, что он так и говорит своим подчиненным, а те еще благодарят судьбу, что к этой фразе он ничего более неприятного не добавляет. «Вы уволены» – это еще человек дешево отделался.
Эффектно, конечно. И страшно, конечно. Как-никак суровая правда общества с ожесточенной борьбой за выживание – того самого общества, где мы все обитаем. Но эта правда в ее телеварианте уже приелась, поскольку ею злоупотребляют нынешние игры и шоу, дабы взвинтить напряжение, а заодно разжалобить или раззадорить зрителя.
И вот лезут в голову разные нелепые мысли. Что увольнение сотрудника с зарплатой, которая не заканчивается через три дня после ее получения, не есть беда для сотрудника. Что кого-то где-то взрывают. А кого-то заражают вирусом СПИДа. А кто-то попадает в авиакатастрофу. И нечего драматизировать это самое увольнение.
И генеральный директор ТНТ Роман Петренко, и продюсер телепроекта Александр Митрошенков в свое время подчеркивали, что «Кандидат» должен помочь понять цену делового успеха. Сводились их рассуждения к сентенции о том, что без труда не выловишь и тысячи долларов из пруда.
Но по течению самого реалити-шоу пока не заметно этого большого труда, как и многосложных знаний и высокой квалификации деловых игроков, которые владеют технологиями, недоступными остальным, неделовым людям. Опять же, вероятно, проблема в том, что избранный телеформат не сообщает прозрачности деловым играм.
Необходимость человеческих качеств для топ-менеджера очевидна. Необходимость обладания развитой интуицией тоже несомненна. А вот все остальное – как-то неуловимо. И вот за это очевидное вкупе с тем, что не ловится форматом, Потанин готов платить в год три миллиона, уже не важно, долларов или рублей. Нет, все-таки большой бизнес – это мистика.