Серьезным и ощутимым будет сам «капитал» шоу. В программе нет приза в традиционном понимании – чемодана с деньгами, квартиры, автомобиля, пожизненной ренты. Участники приходят продавать идеи и в случае успеха получают средства на их реализацию. Причем инвестиции делают известные и состоявшиеся предприниматели – из собственного кармана.
Разбудить дракона
«Destination London» до сих пор находится в числе бестселлеров Hamleys |
«Капитал» основан на формате «Dragons’ Den» («Логово драконов»), придуманном в Японии. До российской премьеры программа пережила два сезона в Великобритании и один в Австралии (из-за низких рейтингов австралийский канал Seven Network не стал запускать продолжение).
В шоу производства BBC (для Великобритании и Новой Зеландии) «драконами» были назначены пять успешных бизнесменов. Среди них – владелец крупной сети отелей, казино и фитнес-клубов Bannatyne Дункан Бэннатайн и основатель телекоммуникационной компании Phones International Group магнат Питер Джонс. Именно им приходилось выслушивать презентации кандидатов – порой абсурдные, порой многообещающие.
По правилам шоу после небольшой презентации проекта и беседы с претендентом каждый из «драконов» должен вынести свой вердикт: готов ли он вложить в дело свои деньги и если да, то сколько. Загвоздка кроется в том, что до объявления вердикта участник должен сам заявить необходимую ему сумму инвестиций. Поменять ее он не может. И если в итоге сумма инвестиций, предложенных «драконами», будет хотя бы на доллар меньше необходимой, участник уходит ни с чем.
Разумеется, даже маститые бизнесмены могут ошибаться – разглядеть перспективную идею за несколько минут телешоу не так просто. В первом сезоне британского «Логова» инвесторы «завернули» проект настольной игры «Destination London». Эксперты обвинили ее автора, водителя такси Рейчел Лоу, в том, что она плохо представляет себе рынок настольных игр и не сможет выдержать конкуренции с популярнейшей «Монополией».
Уйдя от «драконов» с пустыми руками, Рейчел продолжила заниматься проектом, и в том же году ее игра заняла первое место в рейтинге известного лондонского магазина Hamleys. «Монополия» в этом списке занимала только третью позицию. «Destination London» до сих пор находится в числе бестселлеров Hamleys, а ее успех заставил издателей сделать несколько «региональных» вариантов – «Destination Portsmouth», «Destination Delhi», «Destination New York».
Сейчас Рейчел даже рада, что сделка с «драконами» не состоялась. Тогда, в 2004 году она просила у инвесторов 75 тысяч фунтов стерлингов в обмен на 30-процентную долю в проекте. Сегодня ей поступают гораздо более выгодные предложения – 200 тысяч фунтов за 20%.
Круто ты попал
Генеральный директор канала «ТНТ» Роман Петренко |
Случай с Рейчел лишний раз доказывает, что формат «Dragons’ Den» довольно далек от настоящих деловых переговоров. В телевизионном «бизнес-шоу» ударение все-таки ставится на шоу. «Мы не можем выпускать программы, рассчитанные на узкую аудиторию», – говорит генеральный директор канала «ТНТ» Роман Петренко. «Капитал» – не специализированная программа для бизнесменов, а шоу для широкой аудитории. «Бизнес-версия «Фабрики звезд», – дает определение Рейчел Лоу, у которой перед съемкой забрали бумаги с бизнес-планом, потому что они плохо смотрелись в кадре.
Первостепенной становится не сама бизнес-идея, а умение ее продать – тоже своего рода искусство. Это подтверждают и отечественные «драконы» или, если исходить из русского названия шоу, «капиталисты». Сергей Недорослев, председатель совета директоров группы компаний «Каскол», говорит, что в первую очередь он оценивает людей: «Инвесторы часто даже не читают бизнес-планов, потому что профессионалы гораздо больше в теме и готовы ответить на любой вопрос. Важен человеческий фактор. Всегда должен быть драйв, сила, энергетика».
Президент компании «Тройка Диалог» Павел Теплухин поясняет, что менеджмент зачастую оказывается значимее проекта: «Плохой менеджмент убьет любую хорошую идею, а хороший вытянет любую, даже самую глупую, и сделает ее безубыточной. В общем, все зависит от людей. Как будут вести себя генераторы – это будет более важно, чем то, какие идеи они предлагают».
С этим согласен Андрей Коркунов, председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики: «Я привык вкладывать деньги не в голую идею, а в людей, которые эти идеи способны воплотить». Примерно того же подхода придерживаются еще два инвестора – глава «Евросети» Евгений Чичваркин и руководитель холдинга «Лёдово» Надежда Копытина.
Четверо именитых бизнесменов и одна бизнесвумен, безусловно, знают, о чем говорят, – с их деловым опытом не поспоришь. Несмотря на значительный элемент шоу, инвесторы будут подходить к оценке претендентов со всей ответственностью. Ведь в проекты участников они вкладывают собственные средства. Следует подчеркнуть – не жертвуют, а именно вкладывают. Если необходимая участнику сумма складывается из предложений нескольких инвесторов, то они входят в проект на долевой основе. Однако каждый из бизнесменов может вложить всю необходимую сумму целиком и стать единоличным инвестором; если же этого захотят сразу несколько «капиталистов», то выбирать из них будет сам претендент.
Игра по-крупному
Среди предложенных идей – летательный аппарат, созданный по чертежам Леонардо да Винчи |
Желающих представить свои идеи крупным предпринимателям нашлось немало. Редакторы программы получили тысячи анкет, встретились с сотнями претендентов и в итоге отобрали 420 интересных проектов. Далеко не все из них жизнеспособны – в каждый из двенадцати выпусков «Капитала» войдет обсуждение лишь трех-четырех перспективных проектов. Однако любопытные несбыточные и абсурдные идеи тоже не останутся без внимания.
Среди предложенных идей – несколько проектов вечного двигателя, рецепты панацеи от всех болезней и летательный аппарат, созданный по чертежам Леонардо да Винчи. Есть, разумеется, и более состоятельные проекты: новая технология стерилизации молока, цирковое шоу с участием львов-альбиносов, забавные обучающие игрушки для детей.
Продюсеры шоу рассчитывают на большой интерес к «Капиталу» не только со стороны претендентов на инвестиции, но и со стороны зрителей. Продюсер канала Роман Петренко считает, что подобные программы способны пробудить в зрителях интерес к бизнесу, поднять предпринимательский дух и повысить уровень деловой активности в стране.
Действительно, прошлогодний реалити-проект «Кандидат» показал, что деловое шоу может пользоваться солидной популярностью (финальный выпуск программы смотрело более 28 миллионов человек). Зато недавний проект ТНТ «Офис», названный первым реалити-шоу о любви к работе, ожиданий продюсеров не оправдал. Чем дальше, тем больше он напоминает долгострой «Дом-2» в офисных декорациях: интрижки, драки и скандалы занимают больше времени, чем, собственно, рабочий процесс. Однако популярности «Дома» шоу так и не снискало – напротив, из-за низких рейтингов его переместили из прайм-тайма в дневной эфир.