Обе стороны играют по-крупному. Бюджет «Лестата» – 12 млн. долларов, довольно серьезная заявка по меркам Бродвея. Disney шагнул еще дальше. Официально бюджет «Тарзана» не разглашается, но, по оценкам экспертов, он составляет около 20 млн. долларов. Это возводит «Тарзана» в ранг самых дорогих бродвейских постановок наряду со знаменитым диснеевским хитом «Король Лев». Однако в погоне за громкими именами и дорогостоящей мишурой создатели обоих мюзиклов, похоже, забыли о том, что делает бродвейское шоу по-настоящему удачным.
Всем выйти из сумрака
Труппа мюзикла «Лестат» |
Как видно, старания творческой группы были напрасны – на следующий день большинство американских газет опубликовали разгромные рецензии на «вампирский» мюзикл. Провал «Лестата» в прессе был вполне предсказуем – еще полгода назад пробные гастроли труппы в Сан-Франциско собрали удручающую критику. После этого, как утверждают авторы и продюсер мюзикла, постановку пришлось изменить почти на 80 процентов.
Однако непохоже, что создатели «Лестата» пошли на принципиальные изменения – во всяком случае, претензии зрителей и критиков после бродвейской премьеры остались все теми же.
Корнем зла неудавшегося мюзикла критики считают либретто. Адаптировать тягучее и запутанное повествование «Вампирских хроник» для Бродвея – задача не из легких. Она оказалась не под силу даже Линде Вулвертон, автору сценария мультфильма и мюзикла «Красавица и Чудовище», а также нашумевшего бродвейского шоу «Аида».
Попытка уместить два романа («Интервью с вампиром» и «Вампир Лестат») в трехчасовую театральную постановку сделало действие мюзикла сумбурным, несвязным и малопонятным. Получилось примерно так же, как с фильмом «Ночной дозор», – зрители, читавшие Лукьяненко, были возмущены искажением текста, а не читавшие с трудом пытались ухватить детали сюжета.
Первая кровь
Афиша мюзикла «Тарзан» |
Основной костяк «Лестата» составляют однообразные нудноватые баллады под стать и без того унылому действию. Давний соавтор Элтона Джона поэт Берни Топин («Rocket Man», «Candle In The Wind») впервые попробовал себя в написании мюзикла, но и это вышло неудачно – критики назвали его тексты слабыми и примитивными.
Спектакль вышел комом не только для Топина, но и для Warner Bros. Entertainment. «Лестат» был первой попыткой компании освоить нишу музыкальных спектаклей и потеснить на этом рынке главного конкурента – Disney.
Специалисты нового подразделения Warner Bros. Theatre Ventures действовали как щепетильные маркетологи. Для своего дебюта они привлекли, казалось бы, беспроигрышных профессионалов – Элтона Джона, Берни Топина, Линду Вулвертон, режиссера Роберта Джесса Рота (номинанта премии «Тони» за «Красавицу и Чудовище»). В дело пошел прославленный «бренд» – Энн Райс, самый популярный американский автор в жанре хоррор. Да и нечитающей публике вампир Лестат хорошо знаком по фильму «Интервью с вампиром».
Ставка на громкие имена и популярный сюжет сыграла свою роль в создании ажиотажа вокруг «Лестата». Мюзикл, бесспорно, стал одной из самых ожидаемых премьер сезона – но тем сильнее было разочарование публики от тусклого и безжизненного шоу, которое не смогли вытянуть даже неплохие актеры.
Дикий, но симпатичный
Афиша мюзикла «Лестат» |
К тому же для публики у «Диснея» припасен еще больший магнит, чем вампиры Энн Райс. Тарзан считается одним из самых известных литературных персонажей в мире. Впрочем, известен он не столько по роману Эдгара Берроуза, сколько по комиксам и многочисленным экранизациям.
Мюзикл «Тарзан» – это своеобразная инсценировка одноименного диснеевского мультфильма 1999 года. Мультфильм часто называют последней удачей «Диснея» перед чередой провалов в начале 2000-х. Успешным оказался и саундтрек, написанный Филом Коллинзом. Главная песня «You’ll Be In My Heart» получила «Оскара» и занимала первое место в хит-парадах 14 стран, а сам диск с саундтреком стал дважды платиновым.
Разумеется, при создании мюзикла без песен Коллинза не обошлось. Более того, вдобавок к композициям из мультфильма Коллинз сочинил восемь новых песен. Правда, некоторые зрители, побывавшие на предварительных показах «Тарзана», мрачно шутят, что Фил окончательно оглох, – новые песни похожи одна на другую, не запоминаются и оставляют публику равнодушной.
Но музыка – еще не главный недостаток шоу. Как и в случае с «Лестатом», зрители и критики называют слабым местом мюзикла сценарий: диалоги персонажей примитивны, некоторые повороты сюжета нелогичны и, кроме того, действие растянуто почти на три часа. За это время дети, на которых в первую очередь рассчитана постановка, успевают устать от происходящего.
Даже разрекламированные акробатические номера, поставленные режиссером знаменитого шоу «De La Guarda», и те показались критикам не слишком уместными и зрелищными. Тем более что некоторым зрителям оценить полеты на лианах в полной мере так и не удалось – режиссерские задумки вошли в противоречие с устройством зала. Что интересно, противоречие решили в пользу трюков, а билеты на «неудобные» места стали продавать со скидкой и соответствующим предупреждением.
Официальная премьера «Тарзана» еще не состоялась, и предварительные прогоны вносят все новые и новые коррективы в постановку. Однако критики уверены, что радикального улучшения шоу уже не произойдет – для этого пришлось бы поменять режиссера, сценарий, а также невразумительные декорации и костюмы.
Клыки против кулаков
Очевидно, что после премьеры 10 мая «Тарзана» ждут не более, а то и менее лестные отзывы, чем «Лестата». Негативная критика не всегда означает коммерческий провал мюзикла, однако это, безусловно, плохой знак. Недавний случай с мюзиклом «Кольцо огня» – прямое тому подтверждение. Шоу стартовало в марте, собрало очень плохую прессу и поэтому так и не привлекло публику – на днях продюсеры вынуждены были объявить о его закрытии.
У «Тарзана» еще остается шанс – не снискав признания у театралов, он может пользоваться интересом у впечатлительных туристов, как это происходит с некоторыми семейными мюзиклами. «Лестат» же для семейного просмотра подходит гораздо меньше – сказывается мрачная тематика, кровавые сцены, гомосексуальные и даже инцестуальные мотивы. Да и вообще мюзиклам о вампирах на Бродвее катастрофически не везет – «Дракула» (2004) просуществовал меньше полугода, а «Танец вампиров» (2003) еле протянул месяц.
Похоже, столь ожидаемая битва титанов оборачивается банальным выяснением вопроса, какой из мюзиклов меньше опозорится и останется на плаву. Завсегдатаи Бродвея связывают такой печальный поворот с укоренившимся «торгашеским» подходом к мюзиклам. Крупные компании вроде Warner Brothers и Disney больше озабочены продвижением своих постановок на рынке мюзиклов, окупаемостью брендов и сбытом сопутствующих товаров вроде футболок, сувениров и дисков с записью спектаклей. О чистоте жанра и его принципах, о его истории и традициях продюсеры задумываются все реже.