Впрочем, если следовать версии театра, то писать нужно «Собак@ на сене». И хорошо, что приходится только писать, потому что как это произнести, не упустив всех оттенков смысла, пожалуй, не придумаешь.
Молодые и ранние
Александр Лобанов и Елена Ташаева |
Спектакль, в котором большая часть ролей отдана выпускникам Театрального училища имени Щукина, очевидно имеет целью демонстрацию молодых сил, пополнивших труппу театра Вахтангова. С этой точки зрения он несомненно удался. Можно с уверенностью констатировать: силы есть, причем как на подбор крепкие, симпатичные, пластичные и голосистые.
«Собак@» в постановке Юрия Шлыкова вышла чрезвычайно яркой, бодрой, со множеством музыкальных и танцевальных номеров, а кроме того, лаконичной настолько, что автор, получи он возможность заглянуть на премьеру в театр Вахтангова, долго бы удивлялся.
Особенно его воображение поразил бы, наверное, финал спектакля, в котором Теодоро благодаря обману слуги добывает титул и вместе с ним возможность жениться на графине де Бельфлор. Все счастливы – занавес.
И никто даже не вспомнил, как Лопе разрубал тщательно сплетенную интригу признанием Теодоро и как Диана, несмотря на это, выходила за него замуж. Положим, никого сегодня не волнует смелость драматурга, посреди аристократической Испании впервые во всеуслышание объявившего законы родовой чести пустой условностью. Однако, уничтожив идею, бывшую для де Вега основополагающей, неплохо было бы придумать ей какую-то замену.
Хотя бы для того, чтобы актерам было что играть.
Краткость – сестра?
Теодоро — Александр Лобанов |
Однако никакой идеи, кроме заключенной в неведомом окончании слова «собак@» и не поддающейся расшифровке, в спектакле не прослеживается.
Именно по этой причине на сцене творится исключительный сумбур. Диана – Елена Ташаева на протяжении большей части спектакля изображает леди-вамп с явными садистскими наклонностями, погоняя хлыстом своих полуобнаженных служанок, которые сильно смахивают на наложниц.
Теодоро – Александр Лобанов с Тристаном – Андреем Харенко резвятся, как два неуправляемых подростка; а мавританский колорит декорации соседствует с итальянскими руладами Андреа Бочелли. Кто здесь кого любит и любит ли вообще, понять сложно. И если Теодоро довольно быстро удается избавиться от странной инфантильности и заменить ее легкомысленностью, которая постепенно исчезает под влиянием растущего чувства, то от Дианы первое живое слово удается услышать лишь во втором акте, в сцене прощания – одной из лучших в спектакле.
Ее оба актера сыграли с большим чувством, трепетно, искренне, получив наконец-то возможность вырваться из бессмысленности происходящего, потому как прощание принужденных к разлуке возлюбленных – это безусловная театральная единица.
Небрежность режиссуры бросается в глаза. Так, при первом выходе на сцену и Диана, и ее служанки все как одна – в темных очках. К чему бы это? В Неаполе слишком солнечно? Плохо спали ночь? Решайте как знаете – ни разгадки, ни этих самых очков в спектакле больше не предвидится.
В общем-то, подобным обращением с пьесой, со спектаклем и с актерами трудно кого-то шокировать. Однако «Собак@ на сене» поставлена на совсем недавних студентов, которых все еще необходимо нежить, воспитывать и наставлять благим примером. И за них очень грустно.
Остается только надеяться, что молодые актеры театра Вахтангова не примут всерьез этот один из первых полученных на профессиональной сцене уроков.