Центр современного искусства PinchukArtCentre находится недалеко от Крещатика, главной улицы Киева. Можно сказать, за углом. В большом историческом здании на трех этажах. Оригинальный дизайн пространства придумал Филиппо Чамборетто.
Картины, фотографии, инсталляции. Световые пространства и темные залы с проецирующимися на стены объектами. Один из залов, «Инфракрасная комната», – это зал, где с помощью систем скрытых видеокамер каждый посетитель становится сам экспонатом.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова посетила PinchukArtCentre и встретилась с его куратором Александром Соловьевым, чтобы поговорить о современном искусстве на Украине.
Картина «Донбас-Шоколад» работы Арсена Савадова |
- Это не музей, а центр. Хотя задумывалось действительно как частный музей современного искусства. Идея возникла в 2002 году, когда стало ясно, что современное украинское искусство утекает из страны. Многое ушло по частным коллекциям, просто пропало, художники разъехались, не будучи востребованы на родине. Хотелось сделать некую консервацию, архивацию и централизацию всего этого.
Вначале шла большая исследовательская работа, что вообще осталось из того, что интересно и конкурентоспособно по мировым меркам. Мы подготовили первую выставку в Доме художника и параллельно искали подходящее помещение. Возникла хорошая идея со зданием завода «Арсенал» напротив Киево-Печерской лавры – 28 тыс. квадратных метров, XVIII век, при Екатерине Второй построено, помещение уровня Венеции. Это могло бы быть действительно музейной жемчужиной.
Там ремонтировали ракеты раньше, а сейчас завод почти не использует помещение. Виктору Пинчуку удалось сделать так, что здание из введения Министерства обороны перешло в введение Министерства культуры.
И уже Министерство культуры организовало конкурс на создание в этом помещении «художественного арсенала», где часть помещений отводилась под музей современного искусства.
Мы выиграли конкурс и даже успели провести выставку «Прощай, оружие!», которая символизировала вступление в свой дом. Уже объявлялся международный тендер на архитектурное решение, но случились известные политические события. Новая власть отменила все решения министерства, Пинчук впал в опалу (Виктор Пинчук – зять предыдущего президента Украины Леонида Кучмы), и нам даже не дали возможность арендовать, чтобы провести уже подготовленную вторую выставку.
Но идея создать музей нас не покидала. Новый импульс был дан после презентации фонда на Венецианской биеннале, где был большой интерес к украинскому искусству. Мы стали искать новое помещение и остановились на этом.
«Лолита vs Алиса» работы Олега Кулика |
- Для музея тут не хватает площади – всего 2600 квадратных метров, поэтому возникла идея центра. Хотя мы стараемся придерживаться тех принципов музея, которые задумывались в самом начале. Чтобы показывалась и приобретенная за эти годы коллекция, и отслеживался актуальный процесс. Делать до четырех выставок в год – украинские, зарубежные, совместные. Устраивать мастер-классы, художественные акции, просвещать – в хорошем смысле этого слова.
Мы уже провели первую лекцию. Питер Нойевер, арт-директор венского Музея современного искусства, посвятил свой рассказ новым, альтернативным музейным пространствам – бункерам, катакомбам, открытым пространствам.
У нас есть эксперты, которые ездят по городам, ищут художников. Мы учредили стипендии для наиболее талантливых авторов.
- Насколько я знаю, на Украине это единственное место, где современное искусство представлено в таком объеме.
- Пока что да. Из такого рода институций можно было бы назвать Центр Сороса. В 90-е годы он сыграл большую роль, но сейчас там почти нет финансирования. Есть несколько галерей, которые выставляют современное искусство, но очень урезанно, локально.
Отличие нашего центра от галереи в том, что это не выставка-продажа, не выставка художников, после которой они разбирают свои работы домой. Это полноправный музей, с постоянно пополняющейся коллекцией, с хранилищем работ, с образовательной программой, экспертами и искусствоведами. У нас никогда не будет салонного искусства или коммерческого.
- Какой принцип отбора работ?
- Это работы, отвечающие понятию современного искусства в международном понимании. Актуальное искусство, концептуальное.
Понимаете, как нет институции, занимающейся современным искусством, так нет системы образования. Классическая школа практически утрачена, а на современном искусстве до сих пор непонятное пуританское табу. Репродуцирование процесса идет через тусовки, андеграунды, маленькие галереи. Очень разрозненный процесс, карманный.
У современного искусства не было никогда грамотного самоописания, самоидентификации. Это действительно проблема – найти хорошего современного художника. Да и статус современного художника сейчас не очень престижен, так как экономически слабоват. Все стараются идти туда, где деньги, – дизайн, реклама, веб-дизайн, кинопродукция.
- Вы планируете выставлять коллекцию центра за его пределами?
- У нас есть мечта открыть филиалы в разных городах. Но пока об этом рано говорить.