Культура

7 ноября 2006, 18:23

Агрессивный реализм

Фото: Reuters

Роман Тома Вулфа, посвященный жизни кампуса американского университета, увидел свет в 2004 году. Верный своему амплуа скрупулезного исследователя общественных страт и бесстрашного обличителя социальных пороков, Вулф подробно, со смаком и знанием дела клеймит грехопадение студенческой среды. Мы встречаем здесь все те же, излюбленные писателем, «измы»: снобизм, сексизм, расизм.

Видимо, со времен выхода супербестселлера «Костры амбиций» (1987) и просто бестселлера «Мужчина в полный рост» (1998) , рядком переиздаваемых нынче «Амфорой», в списке несовершенств американской демократии мало что изменилось.

Кто круче?

Книга Тома Вулфа «Я – Шарлотта Симмонс»
Этот вопрос в демократическом обществе остается одним из самых животрепещущих, в чем читатель убеждается с первых же страниц.

Крутизна, или крутость, в понимании студенчества – это специфическая смесь, первый ингредиент которой – элитарное происхождение. Его показателем является учеба в привилегированной частной школе и, разумеется, сам факт поступления в лучший университет. В данном случае это Дьюпонт, который, как предупреждает автор, «является полностью плодом творческой фантазии». Второй ингредиент – внешность, то есть крутой прикид плюс результаты бодибилдинга.

Ингредиенты крутости перечислены здесь в порядке возрастания значимости, то есть мускулы важнее прикида, а прикид перекрывает аристократические корни. Что вполне объяснимо с точки зрения концепции успешности: крутизна – дело наживное. То же самое могли бы сказать Чарли Крокер из «Мужчины в полный рост» и Шерман Мак-Кой из «Костров амбиций».

Поэтому главное для мужской особи в жестких условиях борьбы за американскую мечту – тестостерон. Только накачанный под завязку тестостероном член общества способен пробиться, раскидав все препятствия как мелочные и несущественные помехи. Поэтому вход в студенческие братства открыт только крутым. А чем ты круче, тем больше у тебя телок. И количество телок, в конце концов, определяет твой статус. По крайней мере, на кампусе.

Еще не забыть бы про скучающе-надменный вид и правильный язык – «хренопиджин», которым пользуются истинно крутые (цитат не привожу из уважения к изданию, но хочу отметить, что переводчик потрудился на славу).

И не дай бог кто узнает, что ты еще и учишься! Крутые – не ботаники какие-нибудь! Учись тайно, по ночам. Иначе не получишь работу, достойную твоей крутости. Друзьям скажи, что пошел к телке, телке – что пить с друзьями, а сам – в библиотеку. Впрочем, можно сказать и про библиотеку, благо на кампусе это самое популярное место съема девиц.

Итак, главное, чему обучается современный студент – это умение следить за тем, чтобы собственная, ритуально оформленная крутость была всем видна. Поддержка имиджа – дело всей жизни. Опустить другого – лучший способ поднять себя. Примечательно, что приемам и способам «опускания» можно научиться из разговора группки ботаников, называющих себя «Мутанты Миллениума» и вовсю клеймящих крутость. Как виртуозно они опускают друг друга! И как тщательно следят за тем, чтобы выпендриться за счет другого! Вот за такие психологические штучки и попадают писатели в золотой фонд мировой литературы.

Пора сказать несколько слов о главной героине, которая, чувствуется, духовно близка Вулфу. Эта девушка словно вышла из его поколения, и родом она из глухой провинции, штат Северная Каролина. Только там еще сохранились такие, которые спят в пижаме и серьезно относятся к учебе. С ее точки зрения университет Дьюпонт, в который она попала, получив полную президентскую стипендию, - настоящий бардак. Одно только совмещенное общежитие с общим туалетом и душем чего стоит! «Я – Шарлотта Симмонс», - повторяет она в качестве заклинания, не позволяющего ей опустить планку нравственности.

Положительный главный герой явно призван подчеркнуть и усилить критикуемое окружение, при этом сам он повисает в опасной пустоте, грозя разрушить хрупкое ощущение подлинности. Это своеобразные литературные котурны, которых, к удовлетворению истинных ценителей, Вулфу удалось избежать в «Кострах амбиций». Однако уже в «Мужчине» появляется некий Конрад Хенсли, своей безупречностью заставляющий вспомнить о вымысле. Ну что ж, к концу жизни даже отпетые скептики способны впасть в сентиментальность…

Шарлотта, на беду свою красавица, попадает в водоворот тестостероновых амбиций. Быть девственницей – позорно, но лишиться пресловутой пленки с самым крутым парнем из студенческого братства – еще позорнее. У девиц – свои амбиции и свое представление о крутости. Как, не давая себя использовать, переспать с половиной кампуса? А лучше всего – со спортсменом, амбалом-баскетболистом. О! Тогда ты – самая крутая девушка университета. Тебя примут в самое крутое девчачье братство, невзирая на бедность и низкое происхождение.

Черный баскетбол

Главная героиня романа Вульфа - Шарлотта Симмонс

Студент-баскетболист – это знаковая фигура Америки и, соответственно, романов Вулфа. Черный баскетболист появляется уже в «Мужчине в полный рост», и там же вырастает проблема двустороннего расизма. Которая, впрочем, характерна и для других вещей американского классика.

Черные тоже расисты. Это во-первых. А во-вторых, система политкорректного поведения делает белый расизм только более утонченным и изощренным, но никак не нейтрализует его. На эти штуки Вулф раскрывает нам глаза с особенным, пристрастным тщанием и усердием. Белый крутой ненавидит цветных не в последнюю очередь благодаря тому, что не смеет даже об этом заикнуться. Иначе сразу отшатнутся, ужаснутся – и прощай крутость! Среди своих можно сказать все – но не будь лохом, парень, разбирайся в нюансах!

Кстати, прилежная девочка Шарлотта, случайно попав на «Кач-Френч» («французский для качков», т. е. баскетболистов, которым нужно набрать требуемое количество баллов, чтобы не отчислили из университета), обнажает перед читателем систему обучения черных спортсменов – разумеется, насквозь беззаконную, основанную на списывании, подлоге и приписках баллов. Впрочем, нас, русских, этим не напугаешь. Вот черная агрессия парней из гетто – это другое дело. У меня, честно признаться, мороз по коже.

Том Вулф агрессивно реалистичен. Настолько, что невольно задаешься вопросом, посторонним по отношению к литературе: а действительно ли все так – там, в Америке?

В предисловии к «Шарлотте» перечислены люди, помогавшие писателю собрать материал к книге, среди них студенты и преподаватели, тренеры и спортсмены университетских команд. Престарелый автор даже побывал на студенческих вечеринках – я склоняю голову перед его отвагой! Он изучал молодежный сленг с помощью ученых-специалистов и в «полевых условиях». Я уже говорила, что эта часть романа – на недосягаемой высоте, что ощущается и в переводе.

Однако 80 лет – не шутки, и поколенческая разница сказывается в случайных оговорках. Например, устами звезды баскетбола Джоджо (белого) автор удивляется: откуда девчонки-группи (болельщицы с секс-уклоном) узнают, что надо брить то самое место? Не знает старец, что такие вещи, как бритье лобка, обсуждаются нынче всеми подряд без различия пола и возраста, а ведь это было совершенно за пределами дозволенного в его время.

Концовки последних романов Вулфа отпугивают неубедительностью, слишком уж смахивая на стандартный хеппи-энд. Шарлотта скоропалительно покидает амплуа нравственно чистой отличницы-комсомолки и переходит в расплывчатую категорию «небезгрешных, но успешных», без приличествующей случаю внутренней борьбы. Правда, это немного лучше, чем отвратительный голливудский привкус финала «Мужчины в полный рост», где магнат Чарли Крокер превращается в странствующего проповедника. Может быть, именно несоответствие обличительной мощи и аляповатого конца (словно автор не знает, как спасти персонажей, попавших в такое дерьмо) и побудило меня обратить внимание на цезуру, отделяющую реализм и реальность.

Для Тома Вулфа это проблема литературы в целом, и никакие постмодерны с семиотиками ему тут не указ. Вулф могуч, как тракторный плуг, он выдирает корни столетних деревьев: вот оно где, зло! И это зло – настоящее, истинное, повсеместное, не какая-то пустая метафора или абстрактный символ! Дрожи, человече, бойся! И боишься ведь. И думаешь: да чтоб я – в Америку? Никогда!

Читая Вулфа, оказываешься в мире чрезмерного – так что дели все на шестнадцать! Не поддавайся, не покупайся, ибо реализм – это лишь угол зрения на социальные проблемы, при котором бытовое и привычное вырастает до символического и страшного. Это очки с прицелом. На мушке – изнанка демократии. Темная сторона Луны. Но как выпукло, как емко, как отчетливо – какое сходство с оригиналом! Просто поразительно!

Текст: Екатерина Нистратова, Тула

Вам может быть интересно

ВС России нанесли удар по объектам ВПК и энергетики Украины
Темы дня

Польский генерал хочет «сжечь Калининград» по личным причинам

Очередное крайне агрессивное заявление в адрес России прозвучало из Польши. На этот раз отличился бывший командир Еврокорпуса, генерал Ярослав Громадзинский. Как именно он видит военный ответ Польши на «нападение России» и почему его слова свидетельствуют больше о личной обиде, чем о настоящих военных планах?

В американской версии мира сместились центры силы

Администрация Дональда Трампа продолжает переосмыслять подходы к международной политике. Так, в Белом доме обсуждается идея создания Core 5, «Ключевой пятерки», формата диалога между великими державами, к которому должны присоединиться Россия, Китай, Индия и Япония. Эксперты рассуждают: это намеренный вброс или попытка перенастроить сложившийся миропорядок?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

Лидеров BLM обвинили в краже миллионов долларов на борьбу с расизмом

Назван единственный собственник квартиры Долиной

Новости

СК назвал новую версию по делу пропажи семьи Усольцевых

Следствие рассматривает возможность того, что исчезновение семьи в тайге связано не только с несчастным случаем, но и с преступными действиями.

Синоптик предсказал скорое исчезновение снежного покрова в Московском регионе

Снежный покров, сформировавшийся после недавнего снегопада в Московском регионе, не сохранится до Нового года, заявил ведущий специалист центра погоды «Фобос» Михаил Леус.

Фицо заявил, что не желает быть частью Западной Европы

Словацкий премьер Роберт Фицо заявил, что не хочет быть той частью Европы, которая поддерживает убийства русских и украинцев.

Задержанная во Франции россиянка Новикова сообщила о новых обвинениях

Анна Новикова, задержанная во Франции, написала в письме, что не все ее обвинения понятны, кроме подозрений в шпионаже и порче памятника.

Axios: США сочли прогрессом слова Зеленского о референдуме

Вашингтон расценил как прогресс высказывание Владимира Зеленского о возможном референдуме на Украине по территориальным вопросам, сообщил источник Axios.

Захарова: Зеленский шантажирует коррумпированных западных политиков

Политики с Запада оказались под влиянием Владимира Зеленского, они связаны с ним коррупцией, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Адвокат рассказала о молчании Долиной после обещания вернуть деньги

Певица Лариса Долина не связалась с Полиной Лурье после обещания вернуть деньги, заявила адвокат Светлана Свириденко, которая представляет интересы покупательницы квартиры.

Гросси: Разбор энергоблока ЧАЭС приостановили из-за повреждения саркофага

Работы на аварийном энергоблоке Чернобыльской АЭС пришлось приостановить из-за выявленных повреждений защитного саркофага, заявил генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси.

Ким Чен Ын оценил героизм саперов КНДР, вернувшихся из России

Лидер КНДР похвалил подразделение саперов, сумевших обезвредить минные поля в Курской области, подчеркнув массовый героизм и самоотверженность военных.

Bild сообщила о подключении Бундесвера к операции «Восточный щит»

Военнослужащие Бундесвера (ВС ФРГ) примут участие в создании оборонительной линии «Восточный щит» на границах Польши с Россией и Белоруссией, пишет газета Bild со ссылкой на Минобороны ФРГ.

ЕС запретил фотографироваться с российскими дипломатами

Европейская Служба внешних связей (ЕСВС) выпустила новые указания для представительств государств при ООН в Женеве, касающиеся общения с российскими дипломатами, сообщил дипломатический источник.

В Госдуме заявили о необходимости увеличить число уроков математики и русского языка

Школьная нагрузка растет из-за появляющихся новых предметов, что мешает уделять достаточно времени русскому языку и математике.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов