Странность ситуации с новым релизом можно, конечно, и объяснить несовместимостью Земфиры* и прессы. До сих пор я вспоминаю, как в NME подавалось интервью г-жи Рамазановой и каких трудов ребятам, его делавшим, оно стоило. Земфира, сама того не желая, вывела себя из медиа.
Уход в себя
Сейчас, перед выходом «Zemfira. Live», царит практически мертвая тишина |
Героиня поздних 90-х, которой на роду было написано стать певицей поколения, предпочла такой счастливой судьбе роль затворника с дурным характером, который может на проходящего под окнами и горшок бросить, и водой окатить.
Сознательно или нет, Земфира уходит от масс в себя. Может быть, – а такое иногда бывает с артистами, достигшими вершины, – ей очень хочется вернуться назад, совершить этакий скачок во времени и снова оказаться большой надеждой российской сцены.
Петь про маечки и цветочки и никогда не думать, что через пару-тройку лет след ее кометы исчезнет с экранов радаров. Вполне допускаю такое развитие событий. Бывает же, что музыканты едут записывать новый альбом в студию, где начиналась их карьера. Есть в этом что-то от шаманизма, колдовства и суеверий. Попытка вернуть нечто утраченное, некое состояние души, позволявшее творить без оглядки на слушателя и мнения.
Сборная солянка из концертных выступлений – это, безусловно, хорошо. Толковый менеджмент предпочел бы, однако, совершенно другой ход: выпустить сначала полноценный концерт во всех форматах, а потом под Новый год порадовать слушателей еще и сборником лучших вещей. Таким образом зарабатывают все.
Земфира как бренд
Земфира |
Эпохе стабильности не нужны истерики. Эпохе стабильности нужно умеренное веселье без мордобоя и плясок на столе, а Земфира одна умела из истерики сделать настоящий хит. Будь она помягче да поспокойнее… хотя все это допущения, и представить себе спокойную Рамазанову не получается, потому как спокойная Рамазанова – это Лера Массква или еще чего похуже.
Против Земфиры говорит и тот факт, что в России с концертными альбомами всегда проблема. Не будем брать в расчет времена квартирников, ныне они принадлежат археологии.
Возьмем поздние 80-е и 90-е. Ну сколько можно вспомнить действительно сильных концертных альбомов? Ну был «Titanic» – Live от «Наутилуса», были «Между водой и огнем» и «Концерт в МХАТе» от Гарика Сукачева, были относительно интересные «Письма капитана Воронина» БГ. Это все.
Все прочие живые концерты, выходившие на CD, были как минимум стандартным перепевом альбомного материала. А так, чтоб пригласить хор, новых музыкантов, предложить принципиально новый взгляд на материал, – не было такого.
Live Земфиры производит унылое впечатление. Потому как есть Земфира на первом плане, а музыканты где-то там, на периферии, не более чем задний план, иначе как объяснить, что ни один из них не пытается внести хоть что-то новое в материал, сыграть иначе?
Ладно, пусть нет ни одного интересного соло ни в одной песне, не то что гитарного (трагикомедию из ПММЛ солом считать несколько странно, там просто все играют чуть ли не модальный джаз), даже клавишные, доминирующие почти всюду, ограничиваются основной темой.
В этом темном царстве бывают просветы – «Любовь как случайная смерть» в концертном исполнении выигрывает у классической версии с разгромным счетом, и середина «Блюза» абсолютно нереальна, но почему в сборник не попала «Небомореоблака», самая концертная вещь из репертуара, – это очередная загадка. Что же касается большинства песен, то это не более чем просто исполнение песни.
Конечно, нельзя было обойтись без классики жанра – поющих зрителей, криков толпы, а без представления музыкантов на последней песне обойтись получилось. В этом грусть и тоска данного произведения.
Просто потому, что альбом можно записать и в одиночку, а вот концерт сыграть без посторонней помощи крайне сложно. Тому пример и идеал Пол Саймон и Арт Гарфанкель в финале своего легендарного «Concert in Central Park», произносящие слова благодарности всем, вплоть до полиции города и пожарной команды.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом