Культура

27 ноября 2005, 15:10

Мания Кармен

Фото: ИТАР-ТАСС

Как известно, классический балет – наше все. Самое экспортное из искусств, тем не менее, пользуется колоссальным спросом на родине. Ни одному драматическому артисту не снились мифы и легенды, с удовольствием создающиеся вокруг балетных звезд.

Неудивительно, что любое событие в мире балета воспринимается публикой даже не с радостью, а с неким священным трепетом. Надо же, мы снова увидим «их»! Поэтому, когда сразу несколько крупных мероприятий неожиданно сходятся в одной временной точке, душа балетомана не просто дышит счастьем – она парит в воздухе персонажем из «Лебединого озера». Заметим, что отчасти этот осенний экстаз оправдан: все произошедшее действительно заслуживает интереса.

Дебютировать никогда не поздно

Главный «бриллиант» вечера, Ульяна Лопаткина (фото: ИТАР-ТАСС)

Маэстро Владимир Спиваков, превосходный музыкант и грамотный организатор, делает фестиваль своего имени уже в третий раз. Нынешний смотр «Владимир Спиваков приглашает…», проводимый на площадке Московского международного дома музыки (ММДМ), впервые включает в себя не только традиционную серию симфонических и оперных концертов. Владимиру Теодоровичу пришла фантазия призвать в компанию искусство драмы и классический балет.

За первое ответственен режиссер Кирилл Серебренников, облекший в сценическое действо сложнейшую ораторию Артюра Онеггера «Жанна Д’Арк на костре». А для второго был придуман специальный вечер под названием «Симфонические танцы двадцатого века. Избранное».

Балетных гостей Спиваков не доверил никому и сам встал за дирижерский пульт. Никогда до этого не работав как балетный дирижер (хотя музыкой из балетов, безусловно, дирижировавший много раз). Как показал прошедший концерт, Спивакову удалось найти консенсус с танцовщиками: оркестровое исполнение адекватно сочеталось с филигранностью движений тех, кто работал на сцене. Хотя музыкальных тонкостей не хватало. Жесткая, холодная музыка Стравинского давалась оркестру хуже, нежели задушевный лирический Чайковский.

Программа вечера в большей степени состояла из номеров Мариинских танцовщиков. Публика шла на Ульяну Лопаткину и Игоря Зеленского. Их выступления оказались безупречными как со стилистической, так и с технической точки зрения.

Столицу представляли Николай Цискаридзе и Светлана Лунькина. Цискаридзе показывал давно отработанный старинный монобалет «Нарцисс и Эхо» (музыка Николая Черепнина, хореография Касьяна Голейзовского). Его выход лишний раз показал, что артист окончательно не восстановил форму после давнишней травмы. Зато Цискаридзе брал артистизмом: кокетничал и бросал в зал призывные улыбки. Демонстрируя тем самым еще одно отличие танцовщиков Большого и Мариинки: последние строго соблюдают «закон четвертой стены» и в процессе выступления полностью уходят «в себя». Зато Светлана Лунькина, недавно возвратившаяся в балет (здесь она показывала сцену из знаменитой «Ромео и Джульетты» Леонида Лавровского вместе с молодым премьером Мариинки Андрианом Фадеевым), порадовала неожиданно проявившейся женственностью и изяществом.

Майя Плисецкая (фото: ИТАР-ТАСС)

По прошествии вечера стало очевидно, что чувство патриотизма столичной публике придется задвинуть подальше: Мариинские артисты сегодня работают куда более высокотехнично, нежели исполнители Большого. В чем можно было убедиться после фрагментов из балетов Джорджа Баланчина, станцованных звездами Мариинки.

Несколько раз в Большом пытались освоить баланчинский репертуар; удачей случившийся результат никак не назовешь. Ибо у танцовщиков Большого эмоциональность всегда брала верх над стилем; для баланчинской же хореографии эмоции не нужны. Поэтому холодноватые, кристальные, безупречно стильные танцовщики Мариинки словно созданы для предельно условной, сложной по ритму, накрепко повязанной с музыкой баланчинской хореографии.

Неудивительно, что сейчас в Мариинке лихо и бесстрашно освоили балеты Уильяма Форсайта – хореографа, сходного с Баланчиным по стилю, но куда более трудного технически. В программе «Симфонических танцев» были показаны мини-балет Баланчина «Аполлон Мусагет» на музыку Стравинского, где великолепно смотрелся Игорь Зеленский – мужественный, надменный, чувственный; фрагмент из балета «Бриллианты» на музыку Чайковского, давнего хита Мариинки, с тем же Зеленским, ставшим чутким и внимательным партнером для Ульяны Лопаткиной, и знаменитое па-де-де из «Лебединого», отлично, темпераментно станцованное Андрианом Фадеевым и восходящей звездой Мариинки Викторией Терешкиной.

А главный «бриллиант» вечера, Ульяна Лопаткина (впервые за долгое время она появилась в столице), показавшая, помимо Баланчина, изящный номер «Павлова и Чекетти» в хореографии Джона Ноймайера и своего традиционного «Лебедя», продемонстрировала еще более очевидную в ней теперь отстраненность, отдаленность, пугающую настолько же, насколько и вызывающую восторг.

Спрятавшаяся премьера

Дирижер Владимир Спиваков и французская актриса Фанни Ардан на пресс-конференции по поводу фестиваля (фото: ИТАР-ТАСС)

Гром фанфар, сопровождавший юбилейный фестиваль Майи Плисецкой, безусловно, оправдан. Майя Михайловна – личность легендарная, и ей следует отдавать должное по полной программе.

Торжества длились четыре дня. За это время на сцене Большого была станцована самая что ни на есть хрестоматийная классика, «Лебединое озеро» и «Дон Кихот», главные партии в которых в свое время исполняла Плисецкая. А завершилось все грандиозным вечером под названием «Гала «Дон Кихот», придуманным Алексеем Ратманским и Дмитрием Черняковым.

Четыре часа на сцене Государственного Кремлевского Дворца балетные звезды всего мира чередовались с шаолиньскими монахами, а знаменитая брейк-данс-команда Da Boogie Crew неплохо чувствовала себя по соседству с самым известным на сегодня исполнителем фламенко Хоакином Кортесом. Однако в этот вихрь аккуратно и ловко вписалась премьера Большого, которая останется в репертуаре по окончании фестиваля.

Два одноактных балета, «Игра в карты» и «Кармен-сюита» будут играться в один вечер. Первый балет придуман Алексеем Ратманским на музыку Игоря Стравинского (до этого Ратманский уже работал с этим композитором – ставил балеты «Жар-птица», «Поцелуй феи» и «Каприччио»).

«Игра в карты» не имеет сюжета, поэтому зрителю предлагается наблюдать за эффектными комбинациями движений, сочиненных хореографом и мастерски исполненных молодыми танцовщиками Большого числом пятнадцать. Заостренные, легкие, темпераментные вариации, где сочетаются почти гимнастические связки и изящные классические па, складываются в стильную картинку. Которую можно как угодно трактовать смыслово. Известный кутюрье Игорь Чапурин нарядил танцовщиков в изысканные оттенки фиолетового и желтого, что еще больше подчеркнуло красоту движений. А собственно карты здесь – скорее символ, обозначение разнообразия человеческих страстей. Страстей сегодняшних, ибо на сцене явственно читается история о современных людях. Чья жизнь подчинена неуловимым и неумолимым правилам.

Для возобновления «Кармен-сюиты» в Большой был специально приглашен Альберто Алонсо, создавший в свое время этот балет для Майи Плисецкой. В нынешней версии Кармен танцует Светлана Захарова, влюбленного в нее Хосе – Андрей Уваров, победительного тореро – Марк Перетокин.

На представлении балетов (Большой теперь устраивает публичные презентации новых спектаклей, как давно принято на Западе) Алонсо сказал, что с нынешними танцовщиками работать труднее, потому что «они не понимают сердце Кармен». И в спектакле это оказалось заметно. Изящной, женственной, высокотехничной Светлане Захаровой, работавшей точно по рисунку, заданному хореографом, не хватило победительной страстности, необходимой для Кармен.

Не слишком интересен оказался и Марк Перетокин; у него просто не получилось создать характер. Зато главный «принц» Большого аристократичный Андрей Уваров сделал своего Хосе весьма убедительным: настоящий лирический герой, относящийся к возлюбленной, как к богине. Но в целом возобновление легендарного балета говорит о том, что невозможно оживить легенду – можно только вспомнить ее. Вспомнить и рассказать по-своему. У каждого времени и каждого поколения должна быть своя Кармен.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Демонстранты начали возводить баррикады в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?