Культура

13 октября 2005, 20:10

Вперед, в прошлое

Фото: ИТАР-ТАСС

Только что на Первом канале запустили в эфир сериал для тех, у кого идиосинкразия на современные криминальные сюжеты. «Адъютанты любви» – историческая авантюра, жанр сам по себе отрадный. То, что его воплощает талантливый драматург и опытный сценарист Елена Гремина, заранее обнадеживает.

А когда режиссером значится неординарный театральный постановщик Михаил Мокеев, становится даже любопытно, как он распорядится сериальным форматом. Впрочем, отдельные личности создают замыслы, а осуществляет их в том числе и эпоха, у которой тоже есть воля к творчеству.

Маскарадный синдром

Актер Александр Филипенко на съемочной площадке сериала «Адъютанты любви» (фото ИТАР-ТАСС)

Многое в «Адъютантах любви» радует сразу. Действие разворачивается непринужденно и стремительно, как в хорошем спектакле, а не тащится еле-еле, как бывает при сериальной дозировке событийности. Эстетика диалогов лишена и демонстративной модернизации, и того назойливого и самовлюбленного стилизаторства, какое свойственно, к примеру, Б.Акунину. Отрадно, что знаменитый лозунг Французской революции наконец-то звучит полностью, без цензорской купюры – «Свобода, равенство, братство или смерть». Есть просто-таки очаровательные удачи в стремлении приблизиться к историческим героям. Ведь они оставались еще и просто живыми людьми, какие бы посты не занимали. И у Наполеона были мама и сестра, а у Жозефины – дети, о чем, как правило, забывается при академическом подходе к великим деятелям.

Вообще разношерстное семейство Наполеона Бонапарта получается в сериале органичнее, чем семейство Павла I. Видимо, ответственность меньше давит на сценариста, и фантазия развивается свободнее. «Мама, это все Наполеон!» – обиженно рыдает, а вернее, ревет сестра Бонапарта, как это делают и сотни девушек, которых третируют старшие братья в разные эпохи в разных концах света. В историзм таких элементарных эмоциональных реакций веришь больше, чем в напыщенно-надменный тон общения, который создатели «Бедной Насти» пытались выдать за аристократическое воспитание персонажей.

И все-таки не покидает чувство, что мир классических особняков весьма и весьма искусственный. И жизнь, которая там проистекает, тоже вся какая-то искусственная. Справедливости ради сразу признаем, что сходное чувство не отпускало во время просмотра прочих исторических авантюр, начиная с «Саломеи» и заканчивая каким-нибудь «Талисманом любви».

Чем лучше изображение, чем выше резкость красок, чем более тщательно загримированы актеры, тем более вся экранная реальность напоминает откровенный маскарад с участием обитателей рубежа второго и третьего тысячелетий. «Картинка» нового типа ассоциируется с техническими достижениями нынешней цивилизации, а не с документальным прошлым. Трудно привыкнуть к отсутствию благородной «патины времени».

Эта объективная проблема дополняется в сериале с многочисленными персонажами еще и необходимостью работать с исполнителями разного профессионального уровня. Хотя бы ради того, чтобы на экране мелькало много новых красивых лиц, – дабы возрастала гарантия зрелищности. Однако не всякий современный красивый человек, умеющий красиво ходить, красиво носить одежду и даже органично разговаривать, сможет войти в образ красивого человека прошлого – пардон, уже позапрошлого – века. Для этого надо уметь привести свое лицо в какое-то иное состояние, чем то, с каким сидишь в суши-баре, ведешь машину или подключаешься к Интернету. Для этого надо говорить с другими интонациями и, главное, молчать тоже не так, как в нашей повседневной жизни.

А сейчас в телесериалах действующие лица нередко выглядят как костюмированные «живые фигуры», которые топчутся, положим, где-нибудь около Эрмитажа или в Петергофе, – чтобы туристы с ними фотографировались. Так якобы эффект приобщения к русской истории будет сильнее. И вот стоит какая-нибудь англичанка под ручку с псевдо-Петром I. А у того на лбу написано, что в кармане его исторических панталон – сотовый телефон и скомканные долларовые купюры… Вот и в «Адъютантах любви» то и дело между Валерием Золотухиным и Александром Филиппенко, между Авангардом Леонтьевым и Андреем Смоляковым мелькают такие костюмированные фигуры.

Война близко, а мир – далеко

Исполнительница одной из главных ролей актриса Марина Зудина на съемочной площадке сериала «Адъютанты любви» (фото ИТАР-ТАСС)

Однако самая главная причина ощущения искусственности, наверное, в том, что основное действие разворачивается в рамках мирной и относительно стабильной действительности. А драматизм мирной истории нам сейчас удается на несколько порядков слабее, чем драматизм любых войн.

Мирное прошлое, в особенности классический век Пушкина и Тургенева, понимается нами не столько как история, сколько миф, привлекательный, но, увы, далекий от грубой прозаической действительности. Психологическая установка на упоительную игру в галантный и чувствительный XIX век рождает заведомую дистанцию по отношению ко всему, что происходит в такой чудесной «ирреальности».

Зато в вопросах войны мы становимся трезвыми реалистами и певцами натурализма. О какой бы военной кампании ни шла речь, всюду нам не забудут показать кровавое месиво убитых и раненых, пыль, грязь и копоть сражений. Море подлости и жестокости, парадоксы предательства и временных братаний ради выживания. Российские, советские и современные войны подаются в нашем искусстве со стремлением вскрыть всю непарадную суть физических мучений и психологических переживаний, не укладывающихся в традиционные представления о героизме.

И в центре сюжетов (от «Своих» до «Турецкого гамбита», от сериальных «На безымянной высоте» до «Диверсанта»), как правило, стоическое мужество одиночек, борющихся на два фронта, – с официальными врагами и со своим начальством, со своими родными чиновниками, со своим проклятым государством. Сейчас параллельно с «Адъютантами…» по НТВ идет «Баязет» с Алексеем Серебряковым в главной роли. Его герой, хотя и одет в мундир, соответствующий российско-турецкой кампании 1877 года, а воюет с точно такой же скорбно-ожесточенной физиономией, с какой делал это советский штрафник Твердохлебов, сыгранный им же в сериале «Штрафбат».

В нашем сознании война XIX столетия, война XX века и чреватые военными действиями ситуации начала нового века – словно три серии в одном телесериале про некую Военную Эпоху, современниками которой мы себя ощущаем.

А потому, дабы судьбы «Адъютантов любви» волновали сильнее, надо, чтобы что-то изменилось. Либо наше время должно показаться нам более мирным. Либо героям сериала придется ринуться на большую войну. В конце концов не стоит забывать о 1812 годе.

Текст: Екатерина Сальникова

Вам может быть интересно

В Татарстане объявили режим ЧС после атаки БПЛА
Темы дня

Зеленский выместил бессилие на жилых домах в Казани

В субботу Казань подверглась массированному налету беспилотников, в основном пострадали высотные жилые здания. По данным Минобороны, атака велась с разных направлений тремя волнами. Несколько дронов удалось сбить или подавить. Эксперты считают, что это был целенаправленный удар с целью посеять панику, кроме того, противник хотел подобраться к крупным промышленным целям в Татарстане.

Трамп приступил к шантажу Европы

Евросоюз рискует попасть в энергетическую ловушку США. Дональд Трамп угрожает объединению вводом товарных пошлин, если Брюссель откажется от наращивания закупок нефти и газа из Штатов. В экспертном сообществе действия республиканца называют «политическим шантажом». Удастся ли Европе дать отпор Вашингтону и к чему приведет желание будущего главы Белого дома нарастить экспорт энергоресурсов?

Россия применила новинки для борьбы с украинскими БПЛА

Белый дом заявил о возможных проблемах с передачей власти Трампу

Небензя назвал «самый страшный сценарий» для Зеленского

Новости

Суд лишил Вайкуле доли в бизнесе России

Латвийская певица Лайма Вайкуле лишилась своей доли в российской компании «Лайма-Люкс Рус» по решению суда.

Захарова отреагировала цитатой Крылова на перестановки в дипкорпусе Украине

Спикер МИД Мария Захарова использовала слова русского классика Ивана Крылова, оценивая изменения в украинском дипломатическом корпусе.

Маск призвал к отставке «некомпетентного дурака» Шольца

Американский предприниматель Илон Маск в связи с терактом в немецком Магдебурге назвал канцлера Германии Олафа Шольца «некомпетентным дураком».

Очевидцы рассказали о взрывах при атаке беспилотников в Казани

В Казани после атаки беспилотных летательных аппаратов началась эвакуация жителей из поврежденных домов, где произошло возгорание, а также из школ. Люди уезжают с сумками, отгоняют машины.

ОБСЕ развенчала миф грузинской оппозиции о «вмешательстве России» в выборы

Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили в субботу заявил, что окончательный доклад миссии БДИПЧ/ОБСЕ о выборах в парламент Грузии 26 октября развенчал пять основных нарративов грузинской оппозиции, фактически признав голосование «соответствующим критериям конкурентных и свободных выборов» и опровергнув возможность «российского вмешательства», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Минобороны: Киевский режим атаковал гражданскую инфраструктуру Казани в три волны

Киевский режим в субботу утром атаковал объекты гражданской инфраструктуры в Казани в три волны с использованием беспилотников самолетного типа, сообщает Минобороны.

В школе в Москве 40 подростков-мигрантов избили трех учеников

В одной из московских школ около 40 подростков-мигрантов избили трех учеников, сообщают социальные медиа. Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил доложить о ходе расследования уголовного дела по факту случившегося.

Медведчук: Зеленский использовал ненормативную лексику из-за бессилия перед Россией

Депутат Госдумы и глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук заявил, что переход президента Украины Владимира Зеленского на ненормативную лексику свидетельствует о его бессилии в отношениях с Россией и президентом Владимиром Путиным.

Вучич раскрыл причину визита Фицо к Путину

Президент Сербии Александр Вучич в телеэфире рассказал о планах премьера Словакии Роберта Фицо встретиться с российским президентом Владимиром Путиным из-за проблем с транзитом газа через Украину в Европу.

Умер народный артист СССР Валерий Яковлев

Валерий Яковлев, народный артист СССР и художественный руководитель Чувашского драмтеатра, умер в возрасте 85 лет, сообщило руководство республики.

Орбан предложил сменить собственника газа на границе с Украиной

Венгрия ведет переговоры с Россией и Украиной о сохранении транзита газа, предлагая смену собственника на границе с Украиной.

Пентагон испытал две новые гиперзвуковые системы для противостояния России

Американские военные успешно протестировали гиперзвуковое оружие LRHW и высокоточную ракету PrSM для противостояния России и Китаю.
Мнения

Сергей Худиев: Нужно ли в России многоженство

Полигамия (когда у человека больше одной жены) считается законной в исламе, и восходит к примеру его основателя. Современные мусульмане не могут отменить эту практику – а могут только ее как-то регулировать. Вопрос в том, как нам, всем остальным, на это реагировать.

Игорь Караулов: Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

Юрий Мавашев: Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»