Культура

13 октября 2005, 20:10

Вперед, в прошлое

Только что на Первом канале запустили в эфир сериал для тех, у кого идиосинкразия на современные криминальные сюжеты. «Адъютанты любви» – историческая авантюра, жанр сам по себе отрадный. То, что его воплощает талантливый драматург и опытный сценарист Елена Гремина, заранее обнадеживает.

А когда режиссером значится неординарный театральный постановщик Михаил Мокеев, становится даже любопытно, как он распорядится сериальным форматом. Впрочем, отдельные личности создают замыслы, а осуществляет их в том числе и эпоха, у которой тоже есть воля к творчеству.

Маскарадный синдром

Актер Александр Филипенко на съемочной площадке сериала «Адъютанты любви» (фото ИТАР-ТАСС)

Многое в «Адъютантах любви» радует сразу. Действие разворачивается непринужденно и стремительно, как в хорошем спектакле, а не тащится еле-еле, как бывает при сериальной дозировке событийности. Эстетика диалогов лишена и демонстративной модернизации, и того назойливого и самовлюбленного стилизаторства, какое свойственно, к примеру, Б.Акунину. Отрадно, что знаменитый лозунг Французской революции наконец-то звучит полностью, без цензорской купюры – «Свобода, равенство, братство или смерть». Есть просто-таки очаровательные удачи в стремлении приблизиться к историческим героям. Ведь они оставались еще и просто живыми людьми, какие бы посты не занимали. И у Наполеона были мама и сестра, а у Жозефины – дети, о чем, как правило, забывается при академическом подходе к великим деятелям.

Вообще разношерстное семейство Наполеона Бонапарта получается в сериале органичнее, чем семейство Павла I. Видимо, ответственность меньше давит на сценариста, и фантазия развивается свободнее. «Мама, это все Наполеон!» – обиженно рыдает, а вернее, ревет сестра Бонапарта, как это делают и сотни девушек, которых третируют старшие братья в разные эпохи в разных концах света. В историзм таких элементарных эмоциональных реакций веришь больше, чем в напыщенно-надменный тон общения, который создатели «Бедной Насти» пытались выдать за аристократическое воспитание персонажей.

И все-таки не покидает чувство, что мир классических особняков весьма и весьма искусственный. И жизнь, которая там проистекает, тоже вся какая-то искусственная. Справедливости ради сразу признаем, что сходное чувство не отпускало во время просмотра прочих исторических авантюр, начиная с «Саломеи» и заканчивая каким-нибудь «Талисманом любви».

Чем лучше изображение, чем выше резкость красок, чем более тщательно загримированы актеры, тем более вся экранная реальность напоминает откровенный маскарад с участием обитателей рубежа второго и третьего тысячелетий. «Картинка» нового типа ассоциируется с техническими достижениями нынешней цивилизации, а не с документальным прошлым. Трудно привыкнуть к отсутствию благородной «патины времени».

Эта объективная проблема дополняется в сериале с многочисленными персонажами еще и необходимостью работать с исполнителями разного профессионального уровня. Хотя бы ради того, чтобы на экране мелькало много новых красивых лиц, – дабы возрастала гарантия зрелищности. Однако не всякий современный красивый человек, умеющий красиво ходить, красиво носить одежду и даже органично разговаривать, сможет войти в образ красивого человека прошлого – пардон, уже позапрошлого – века. Для этого надо уметь привести свое лицо в какое-то иное состояние, чем то, с каким сидишь в суши-баре, ведешь машину или подключаешься к Интернету. Для этого надо говорить с другими интонациями и, главное, молчать тоже не так, как в нашей повседневной жизни.

А сейчас в телесериалах действующие лица нередко выглядят как костюмированные «живые фигуры», которые топчутся, положим, где-нибудь около Эрмитажа или в Петергофе, – чтобы туристы с ними фотографировались. Так якобы эффект приобщения к русской истории будет сильнее. И вот стоит какая-нибудь англичанка под ручку с псевдо-Петром I. А у того на лбу написано, что в кармане его исторических панталон – сотовый телефон и скомканные долларовые купюры… Вот и в «Адъютантах любви» то и дело между Валерием Золотухиным и Александром Филиппенко, между Авангардом Леонтьевым и Андреем Смоляковым мелькают такие костюмированные фигуры.

Война близко, а мир – далеко

Исполнительница одной из главных ролей актриса Марина Зудина на съемочной площадке сериала «Адъютанты любви» (фото ИТАР-ТАСС)

Однако самая главная причина ощущения искусственности, наверное, в том, что основное действие разворачивается в рамках мирной и относительно стабильной действительности. А драматизм мирной истории нам сейчас удается на несколько порядков слабее, чем драматизм любых войн.

Мирное прошлое, в особенности классический век Пушкина и Тургенева, понимается нами не столько как история, сколько миф, привлекательный, но, увы, далекий от грубой прозаической действительности. Психологическая установка на упоительную игру в галантный и чувствительный XIX век рождает заведомую дистанцию по отношению ко всему, что происходит в такой чудесной «ирреальности».

Зато в вопросах войны мы становимся трезвыми реалистами и певцами натурализма. О какой бы военной кампании ни шла речь, всюду нам не забудут показать кровавое месиво убитых и раненых, пыль, грязь и копоть сражений. Море подлости и жестокости, парадоксы предательства и временных братаний ради выживания. Российские, советские и современные войны подаются в нашем искусстве со стремлением вскрыть всю непарадную суть физических мучений и психологических переживаний, не укладывающихся в традиционные представления о героизме.

И в центре сюжетов (от «Своих» до «Турецкого гамбита», от сериальных «На безымянной высоте» до «Диверсанта»), как правило, стоическое мужество одиночек, борющихся на два фронта, – с официальными врагами и со своим начальством, со своими родными чиновниками, со своим проклятым государством. Сейчас параллельно с «Адъютантами…» по НТВ идет «Баязет» с Алексеем Серебряковым в главной роли. Его герой, хотя и одет в мундир, соответствующий российско-турецкой кампании 1877 года, а воюет с точно такой же скорбно-ожесточенной физиономией, с какой делал это советский штрафник Твердохлебов, сыгранный им же в сериале «Штрафбат».

В нашем сознании война XIX столетия, война XX века и чреватые военными действиями ситуации начала нового века – словно три серии в одном телесериале про некую Военную Эпоху, современниками которой мы себя ощущаем.

А потому, дабы судьбы «Адъютантов любви» волновали сильнее, надо, чтобы что-то изменилось. Либо наше время должно показаться нам более мирным. Либо героям сериала придется ринуться на большую войну. В конце концов не стоит забывать о 1812 годе.

Текст: Екатерина Сальникова

Вам может быть интересно

При ракетном ударе по Белгороду погибли два человека
Темы дня

Россия поможет Кубе пережить экономическую блокаду США

Россия продолжит поддерживать Кубу, в том числе материально – на этой неделе стало известно об отправке союзнику очередной партии нефти. В Москве рассчитывают урегулировать вопросы экономической блокады через диалог с США, но не исключают и более жестких сценариев: российские эксперты обсуждают возможность военного сопровождения танкеров. Зачем Москве Гавана, чем еще Россия могла бы помочь кубинцам и какие риски несет сотрудничество с островом под санкциями?

Пашинян превращает Армению в зону ядерного эксперимента

Премьер Армении Никол Пашинян заключил с США соглашение о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики. В рамках этой сделки США поставят Еревану малые модульные реакторы. Однако эксперты указывают, что в Америке эта технология еще сырая, а поэтому сейсмоопасная Армения рискует стать полигоном для непредсказуемого ядерного эксперимента.

Польша и Литва объявили о создании полигона НАТО в Сувалкском коридоре

Глава Минобороны ФРГ признал мощь Северного флота России

Диетолог рассказал о вреде блинов с икрой на Масленицу

Новости

Мерц признал преимущество России над ЕС

Канцлер Германии Фридрих Мерц подчеркнул, что несмотря на экономическое превосходство, Евросоюз не сильнее России по ряду ключевых параметров.

В Гидрометцентре Петербурга допустили полное замерзание Финского залива

Финский залив сейчас покрыт льдом примерно на 80%, сообщил начальник петербургского Гидрометцентра Александр Колесов.

Джабаров объяснил смену Киевом Абу-Даби на Женеву после покушения на Алексеева

Украинская сторона инициировала смену площадки для встречи с российской стороной из-за выдачи Эмиратами преступника, покушавшегося на российского военачальника, заявил зампред комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров

Пашинян предложил Москве продать концессию железных дорог Армении

Премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил с предложением к России передать право концессионного управления железными дорогами Армении стране, дружественной России и Армении.

Песков объяснил выбор Женевы для переговоров по Украине

Следующий раунд переговоров по украинскому урегулированию пройдет в Женеве, поскольку это место признано наиболее удобным для всех сторон, отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Минюст исключил из списка иноагентов основателя сети Zenden

В связи с утратой признаков иностранного агента из реестра исключен основатель сети обувных магазинов Zenden Андрей Павлов. При этом министерство юстиции России внесло в реестр иностранных агентов журналисток Марию Лацинскую, Марину Охримовскую и Галину Сидорову.

Верховный муфтий России предложил перенести молельные комнаты в ТЦ

Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Сафа Таджуддин предложил перенести молельные комнаты из многоквартирных домов в общественные места, такие как торговые центры и магазины.

Холода заставили оставшихся без энергоносителей из России финнов вырубать леса

Резкое похолодание в Финляндии привело к массовой вырубке лесов и веерным отключениям электричества, что усугубило экономические проблемы страны, отмечают местные жители и пресса.

В Госдуму внесен проект о досрочном прекращении полномочий депутата Дзюбы

Государственная Дума рассмотрит вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Виктора Дзюбы.

Безруков объяснил отказ от выдвижения на должность ректора Школы-студии МХАТ

Народный артист России Сергей Безруков не собирается выдвигать свою кандидатуру на должность ректора Школы-студии МХАТ.

Каллас назвала «законом джунглей» нынешнее мироустройство

На Мюнхенской конференции по безопасности глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас заявила, что Евросоюз представляет собой сообщество маленьких стран, которым нужна защита, так как сегодня в мире действует «закон джунглей».

Министр обороны Франции: Европа должна готовиться к интенсивному конфликту

Министр обороны Франции Катрин Вотрен подчеркнула важность подготовки Европы к возможному конфликту высокой интенсивности, отметив это как лучший способ избежать угрозы.
Мнения

Сергей Миркин: Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

Юрий Мавашев: Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

Ирина Алкснис: Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов