Авторские колонки

Сергей Худиев
публицист, богослов

Сергей Худиев: С американскими консерваторами у нас идеологического противостояния нет

16 мая 2017, 09:30

Религиозные и политические лидеры из Америки, России и многих других стран собрались вместе, чтобы обсудить масштабную волну гонений на христиан – особенно на Ближнем Востоке.

Защита христиан может стать тем общим делом, которое послужит сближению США и России

Инициатором саммита выступил известный протестантский лидер Франклин Грэм, сын знаменитого проповедника Билли Грэма. Если бы в протестантской Америке мы пытались найти фигуру, в какой-то мере аналогичную патриарху, то это был бы именно он.

В организации и работе саммита принял живейшее участие вице-президент США Майк Пенс, который характеризует себя как «христианина, консерватора и республиканца – и именно в такой последовательности». Со своим ревностным христианством и глубоким консерватизмом Пенс вызывает резкую враждебность у либералов, которые высмеивают его по любому поводу, пытаясь выставить отсталым и ограниченным религиозным фанатиком.

Русская православная церковь была представлена на саммите делегацией во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом, который встречался с Пенсом и по итогам встречи выразил оптимизм в отношении перспектив российско-американских отношений. 

Почему это так важно?

По целому ряду причин. Отношения между странами выстраиваются на разных уровнях, в их созидании принимают участие не только профессиональные политики и дипломаты, но и люди разных профессий – деятели науки или спорта, представители деловых или культурных кругов.

Особая роль принадлежит религиозным лидерам, которые представляют значительные группы верующих и в то же время не связаны условиями государственной службы.  

Защита христиан может стать тем общим делом, которое послужит сближению США и России (фото: twitter.com/VP)

Франклин Грэм, который посещал Москву и встречался с Владимиром Путиным, – пример неофициального посла, авторитетного и уважаемого деятеля, который может выполнять важную миссию в отношениях между странами именно потому, что не обладает официальным государственным статусом.

Подобно этому православная делегация во главе с митрополитом Иларионом несла очень важное служение по преодолению недоверия и налаживанию отношений.

Еще недавно США, как и Запад в целом, придерживались в отношении гонений на христиан того, что можно было бы назвать «политикой наименьшего реагирования».

Изредка от американских и европейских политиков можно было услышать о том, что христиан Ближнего Востока преследуют, и это, вообще говоря, нехорошо, но это было так редко и настолько вяло, как будто политиков принуждали к чему-то крайне для них неприятному.

Обычно либеральные медиа предпочитали замалчивать положение христиан в регионе, а политики – вести себя так, будто их не существует. В официальной картине мира для них не было места.

Лидеры западного мира – и западная пресса – постоянно повторяли мантру «Асад должен уйти», России ставилось (и ставится) в великое преступление то, что она оказывает ему поддержку. Довод «падение режима Асада приведет к резне сирийских христиан» не мог быть услышан – потому что в либеральной картине мира никаких гонимых христиан нет. Есть «кровавый мясник Асад», есть «борцы за свободу», которые его пытаются свергнуть.

В этом отношении речь Майка Пенса на саммите знаменует весьма заметный консервативный поворот. Он прямо говорит о геноциде, которому подвергаются христиане в Ираке и Сирии, и говорит, со стороны кого – исламских экстремистов, и обещает приложить усилия (и не только молитвенные) к их защите.

Пенс горячо подчеркивает свою приверженность принципу свободы вероисповедания: «Как показывает история, преследование одной веры есть в конечном итоге преследование всех вер».

Защита христиан может стать тем общим делом, которое послужит сближению США и России – по крайней мере, сближению России и американских консерваторов.

Конечно, не стоит проявлять безудержного оптимизма – различные, иногда конфликтующие интересы двух держав никуда не исчезнут из-за этого консервативного поворота.

Консерваторы США никоим образом не являются прорусскими – они являются исключительно проамериканскими. Но у нас меньше причин для конфликта с ними, чем с либералами.

Глобальные либералы видят свою цель в том, чтобы, используя политические, экономические или военные ресурсы США, навязать всем свои представления о прекрасном – как следовало из слов Байдена, Керри, Хиллари Клинтон и других, либеральная программа продвижения сексуальных перверсий была в их глазах обязательной не только для США, но и для всего мира.

Для либералов Россия – не просто другая держава со своими интересами, которые могут конфликтовать с интересами США, а идеологический противник.

Путину приписывается (обоснованно или нет) поддержка консервативных сил по всему западному миру, страшно раздражающим фактором является закон о запрете гей-пропаганды, либеральная пресса постоянно рассказывает о том, как в России обижают геев.

Либеральная русофобия достигла ультразвуковых тонов в связи с тем, что проигравшим демократам показалось удобным обвинять Трампа (и людей из его ближайшего окружения) в том, что они русские диверсанты.

С американскими консерваторами у нас такого идеологического противостояния нет. И диалог с ними – это, безусловно, шанс России быть услышанной, договориться на основе общих целей и интересов. 

Однако даже осторожные тенденции к сближению находят своих резких критиков, которые отказываются видеть в России защитницу гонимых христиан или принципа свободы совести.

К сожалению, им есть за что уцепиться – после принятия «поправок Яровой» в нашей стране наметилась тенденция к сворачиванию свободы вероисповедания. Конечно, западная публика часто получает информацию о происходящем в России в преувеличенном и драматизированном виде.

Многие газеты писали о том, что неправославная миссия в России вообще запрещена. Конечно, это не так – поправки Яровой не запрещают миссию как таковую, а только вводят некоторые дополнительные требования. Однако – иногда из-за чрезмерного рвения правоохранителей на местах, иногда из-за юридической неподготовленности верующих – протестанты сталкиваются с определенными проблемами.

Сами поправки воспринимаются как сигнал о том, что государство недружественно относится к протестантам, и местным властям именно из этого следует исходить. Запрет «Свидетелей Иеговы*» также сильно укрепил представление о России как о государстве, не признающем принцип свободы совести, каковой принцип не знает исключений для каких-то особенно еретических еретиков. 

Преступления против религиозных меньшинств – нападения или поджоги молитвенных домов – могут быть чистой уголовщиной и должным образом пресекаться со стороны государства, но на фоне «поправок Яровой» извне они воспринимаются как свидетельства общего неблагополучия со свободой совести.

Там, где в лице русских протестантов мы могли бы иметь послов доброй воли, которые помогали бы нам наводить мосты через их влиятельных американских единоверцев, мы рискуем получить жалобщиков – причем, увы, их жалобы будут вполне обоснованны.

Но у самой дипломатии религиозных лидеров – огромный потенциал, и есть все основания надеяться, что он будет способствовать улучшению российско-американских отношений.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Вам может быть интересно

Песков объяснил уведомление США о пуске ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Лавров: Украинцы на передовой разговаривают на русском языке

Украинские законы направлены на истребление русского языка, хотя на передовой большинство украинцев продолжают говорить на русском языке, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?