Опубликованная на сайте Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» глупость про «посещение оккупированных территорий» наделала непропорционально много шума в СМИ и блогах.
Вряд ли кто-то будет утверждать, что в России права потребителей повсеместно соблюдаются
Не очень понятно, почему частная инициатива некой «межрегиональной общественной организации» привлекла такое внимание. У нас подобных организаций вагон и маленькая тележка. Видимо, все дело в громком бренде «Общество защиты прав потребителей», который граждане путают не то с Роспотребнадзором, не то еще с какой-то имеющей отношение к государству структурой и поэтому требуют от властей «уволить руководителя».
Между тем ОЗПП «Общественный контроль» не имеет никакого отношения к государству и вообще чуть ли не единственная в России организация, которая еще в 2012 году взяла статус «иностранный агент» добровольно – в знак протеста против «закона об административной сегрегации граждан, занимающихся правозащитной деятельностью». Сообщение об этом сопровождается на сайте картинкой гитлеровцев, проверяющих аусвайс у еврейки со звездой Давида на рукаве. Закон Годвина? Нет, не слышали. Никаких репрессий или затруднений в работе статус иностранного агента для ОЗПП не вызвал. Также «Общественный контроль» в том же году активно боролся против фонда храма Христа Спасителя. Без успехов, но и без санкций по отношению к ОЗПП.
«Оккупированных территорий» на постсоветском пространстве достаточно много – это и Абхазия, и Южная Осетия, и Карабах. Грузия и Азербайджан регулярно штрафовали или не впускали иностранцев, осмелившихся посетить эти самоуправляемые территории, которые Тбилиси и Баку спустя четверть века после изменения границ до сих пор считают своими.
Более разумную политику все эти годы вела Молдавия по отношению к Приднестровью – кишиневские власти делали вид, что никакой границы по Днестру не проходит. Люди, въезжавшие в Молдавию через Приднестровье, пограничному контролю не подвергались – просто их документы проверяли полицейские или сотрудники СИБ. Но никаких санкций за посещение Приднестровья не полагалось и пока что не полагается.
А вы все равно отдыхайте в Крыму (фото: Михаил Почуев/ТАСС) |
Не чинит серьезных препятствий посещению иностранцами Северного Кипра Республика Кипр, основным ограничением является то, что в ТРСК могут летать самолеты только из Турции.
После утраты Крыма Украина выбрала не молдавский или киприотский, а кавказский вариант поведения по отношению к своей бывшей территории. Собственно, цитаты из украинского законодательства и приводит ОЗПП «Общественный контроль» и ее руководитель Аншаков в своем нашумевшем документе.
Не надо быть практикующим юристом для того, чтобы понимать, что украинское законодательство для граждан России на территории России интересно только в формате «чего там у хохлов». Никакой практической пользы или вреда оно принести не может вплоть до пересечения границы с Украиной. А если человек добровольно пересекает границу с государством, которое, покупая у нас газ и продавая нам пиво, официально говорит об «Отечественной войне» против России – что ж тут поделаешь?
А вот для того, чтобы однозначно ответить, является ли памятка «Общественного контроля» нарушением российского законодательства, пожалуй, надо иметь юридическое образование. Именно поэтому депутат Госдумы РФ от ЛДПР Михаил Дегтярев уже обратился в прокуратуру. Кроме того, любой возмущенный гражданин может сделать это самостоятельно, образец текста заявления можно найти, например, в блоге писателя Сергея Лукьяненко.
Сегодня кажется, что ОЗПП «Общественный контроль» неминуемо будет закрыто, но учитывая, что прокуратура работает неторопливо, а повестка дня меняется очень быстро, вполне возможно, что к тому времени, как решение будет вынесено, про это все забудут.
И даже если закроется «Общественный контроль», появится какое-нибудь новое ОЗПП «Общественное благо» во главе с тем же Михаилом Аншаковым и начнет выпускать новые памятки на столь же актуальные темы.
***
Памятка про «оккупированный Крым» является успешной пиар-акцией ОЗПП (даже если его закроют) и лично Аншакова (даже если его оштрафуют, в России, в отличие от Украины, за подобное не сажают). А вот для дела защиты прав потребителей это, безусловно, серьезный минус.
Вряд ли кто-то будет утверждать, что в России права потребителей повсеместно соблюдаются. Постоянно появляются истории про превышение полномочий охранниками и вахтерами, хамство продавцов, коллекторов, проводников и таксистов, навязывание услуг банками, ненадлежащую работу авиакомпаний, и прочая, и прочая. Добиться справедливости удается далеко не всегда. Иногда это не удается даже посмертно – директор «Магнита», из-за которой умерла блокадница, амнистирована в связи с Днем Победы.
Пропиарив себя, Аншаков скомпрометировал все остальные организации, которые на самом деле защищают права потребителей. Теперь, услышав это словосочетание, люди скажут про себя: «а, те, которые Крым оккупированным считают».
Причем показательно, что как в истории с «Общественным контролем», так и в истории с пабликом MDK и его нашумевшим постом про Жанну Фриске первым было массовое народное возмущение, а депутаты и прочие представители власти подключились намного позже.
Это общество, а не власть болезненно реагирует на шутки о смерти и сомнения в том, что Крым – территория России. И с этим придется считаться всем, а не только руководителям межрегиональных организаций и владельцам популярных пабликов. Потому что, как говорится в не теряющей актуальности старой пословице, если ты плюнешь на общество – оно утрется. Если общество плюнет на тебя – ты утонешь.