24 мая в Санкт-Петербурге завершится крупнейшее ежегодное отечественное экономическое мероприятие – Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2014). Главным вопросом на нем стала выработка стратегии развития экономики, оказавшейся как в «паузе роста», так и в «инвестиционной паузе».
Ряд западных экспертов высказались за уменьшение роли государства в экономике, на что получили достойный ответ
Накануне ПМЭФ-2014 министр экономического развития России Алексей Улюкаев заметил: «За истекшие семь месяцев ничего утешительного не произошло, и ситуация стала даже более напряженной». В первый день форума ему пришлось отвечать на критику зарубежных коллег.
Председатель Global Counsel лорд Питер Мандельсон указал на проблемы России: отток капиталов, ежегодное снижение темпов роста ВВП и риск снижения цен на нефть. «Вы получили краткосрочные преимущества с Крымом, – сказал он. – Но что Вы будете делать дальше?»
По словам Улюкаева, главным сейчас остается привлечение инвестиций, а вывоз капитала неправильно оценивать только как потери. «Есть и российские инвестиции, – подчеркнул он, – и на нашем форуме бизнес их тоже обсуждает».
Улюкаев подчеркнул, что в первом квартале 2014 года благодаря девальвации рубля промышленное производство выросло на 4%. Сработало замещение импорта. Поможет, по его словам, российской экономике и заморозка тарифов, и государственные инвестиции. Решено предоставить малому и среднему бизнесу 15–20% от госзакупок.
Ряд западных экспертов высказались за уменьшение роли государства в экономике. На это президент РСПП Александр Шохин заметил: «Было бы неплохо, если бы в США и ЕС тоже произошло бы отделение бизнеса от государства и стали бы невозможны запреты на участие в ПМЭФ». Действительно, ряд руководителей западных корпораций не смогли приехать на форум из-за давления своих властей.
И давление это было основано на понимании немалого значения форума. Заявления, сделанные политиками и бизнесменами на ПМЭФ-2014, остаются в зоне внимания не одних россиян.
За ними следят и в других странах. Особенно всех интересует, куда повернет и какой в итоге окажется отечественная экономическая политика, а также с кем Россия намерена развивать сотрудничество.
ПМЭФ проводится с 1997 года и имеет репутацию наиболее представительного отечественного форума, который стремится идти в ногу с Всемирным экономическим форумом в Давосе. Известен ПМЭФ и тем, что здесь собираются наиболее влиятельные российские политики и бизнесмены.
Чрезвычайно интересной оказалась дискуссия по строительству жилья. В 2013 году в России были введены рекордные 70,5 млн кв. м жилой площади. Половину нового жилья составляют частные постройки, другая половина – продукт работы коммерческих компаний.
Они уверены, что строительный сектор должен опираться на государственное развитие инфраструктуры. «Застройщикам будет легче работать, а людям лучше будет жить в новых домах, если дороги и социальные учреждения станут возводиться вместе с новыми кварталами», – подчеркнул председатель совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец.
Строительный сектор в 2010–2011 годах помог вывести экономику на новый подъем. Сейчас он также может помочь справиться с «паузами», тем более что, по словам экспертов ПМЭФ, 61% россиян стремится к улучшению жилищных условий.
Дело только за более дешевыми кредитами и экономичными проектами кварталов, а рабочие места создаст в экономике сам спрос на квартиры. А рост экономики сделает ее более привлекательной для инвесторов, чем любое повышение рейтингов американскими агентствами.
Дискуссия по цикличности сырьевых рынков на ПМЭФ показала, что бизнес и аналитики смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. Конечно, это не касается руководителей Газпрома.
Сделка с Китаем стала главным событием форума. Она перекрыла эмоциональную тему согласия, которую считали ключевой для форума, и показала: ответ на давление со стороны США и ЕС может состоять в переключении сбыта на Восток, а не в исполнении рекомендаций из Вашингтона.
Между тем западные эксперты один за другим в ходе дискуссий повторяли, что Россия должна проводить более последовательную либеральную политику, удалить государство из экономики и не регулировать ее.
В кулуарах на ПМЭФ активно обсуждалась ситуация на Украине и ее влияние на европейскую и российскую экономику. Но спикеры касались украинского кризиса чрезвычайно осторожно. Зато в отношении офшорных капиталов было сказано много всего.
Курс на деофшоризацию экономики сохраняется, и если для инвесторов в восточные регионы России создаются налоговые льготы, то нарушители закона могут рассчитывать лишь на его строгость. Таким образом, плата за поиск «райских налоговых уголков» поднимается.
Большой интерес вызвали на форуме дискуссии, посвященные путям обеспечения роста экономики. Эти вопросы в разном отраслевом и региональном преломлении обсуждали и в первый, и во второй день ПМЭФ-2014. Главную проблему здесь можно обозначить одним словом «устойчивость». Именно ее хочет бизнес, и к ней же стремятся люди.