Фильм Константина Семина «Биохимия предательства», показанный вечером в понедельник по телеканалу «Россия», вызвал возмущение в узких кругах отечественных национал-демократов. Уже пошла волна – якобы нам предлагают альтернативу: быть русским дезертиром или нерусским патриотом.
Отношение к Родине выше любых претензий к власти и любой частной трагедии – иначе вообще нет смысла говорить о патриотизме
Мол, многие показанные в фильме люди, оправдывавшие Власова, – русские националисты и патриоты, и власть хочет дискредитировать русский патриотизм, предложив в качестве замены ему россиянский, обезличенный патриотизм. Это старая песня нацдемов – понятно, что увидеть в фильме Семина такой смысл могли только совершенно зацикленные на самих себе персонажи. Фильм на самом деле о психологической войне и о тех, кто предает Родину. Причем оправдывая себя идейными соображениями – неважно, общечеловечески-либеральными или патриотически-националистическими.
В советские годы на эту тему были написаны сотни книг и сняты десятки фильмов, подробно разбиравшие как инструментарий психологической войны против СССР, так и судьбы самых заметных предателей. Но за последнюю четверть века об этом забыли, к тому же выросло целое поколение, воспитанное в атмосфере идеологической слепоты. Фильм Семина добавляет только одну, но очень важную деталь: он напоминает о том, что падение монархии в феврале 1917-го тоже стало результатом предательства. В советские годы об этом, понятное дело, не любили напоминать, потому что продолжали говорить о февральской «революции». А ведь именно февраль и был самым масштабным в истории России предательством, причем предательством правящего сословия, изменившего присяге и составившего заговор против своего царя, бывшего к тому же главнокомандующим воюющей армии (в 1991 году все случилось ровно наоборот: часть элиты восстала против правителя-предателя, но слишком поздно).
Именно это предательство и породило дальнейшую трагедию – гражданскую войну. В феврале 1917-го к власти в стране пришли национал-демократы. Национального, впрочем, в них было сильно меньше, чем демократического, точнее, либерального. Потому что то умиление перед Европой, которое они испытывали, соединялось у них с оторванностью от собственного народа, от его чаяний и жизни. Часть императорской фамилии, знати, немалая часть буржуазии и подавляющая часть интеллигенции, часть офицерского корпуса – они пошли на предательство, считая собственного монарха главным препятствием на пути к победе над Германией. Их подталкивали к этому верные союзники – Англия и Франция, чье государственное устройство и цивилизация были образцом для очень многих в тогдашнем нашем правящем сословии.
Предательство обрушило страну, а самих предателей обрекло на эмиграцию или подчинение власти большевиков. Большевики между тем прошли за первые 20 лет путь от русофобского интернационализма до социализма с национальным лицом (пусть и робким, но все же). В ходе Великой Отечественной войны жившие за границей русские разделились на тех, кто готов был воевать вместе с немцами за «освобождение России от большевиков», и тех, для кого неприемлема была сама мысль о возможности вернуться в Россию на немецких штыках. Первые, как генерал Краснов, остались в истории предателями, а вторые, как генерал Деникин, сохранили свою душу.
В фильме Семина главный образ предателя – генерал Власов, красный командир, предавший Сталина и Родину, но выступавший под знаменем борьбы с большевиками, то есть мстивший от имени Февраля Октябрю. Власов стал символом предательства – вне зависимости от того, какие именно личные мотивы двигали им. Февраль – это другой символ предательства, коллективного, но от этого не менее мерзкого. Оправдывать антибольшевизмом войну с собственной страной невозможно – точно так же, как невозможно оправдать ее и личным счетом к красным, как бы мы ни понимали трагедию тех казаков, которые пережили страшное расказачивание, а потом воевали в немецких корпусах фон Панвица. Отношение к Родине выше любых претензий к власти и любой частной трагедии – иначе вообще нет смысла говорить о патриотизме.
Нынешние национал-демократы, вышедшие в 2011 году на Болотную вместе с откровенными русофобами-либералами, присваивают себе право говорить от лица русского народа, выставляя только себя защитниками его интересов. Объявляя нынешнюю власть русофобской, заявляя о геноциде русского народа, они повторяют путь Власова и Краснова – и не случайно оправдывают их, говоря о том, что это были настоящие русские патриоты, желавшие освободить Родину от ига. Симпатизируют Власову и те из либералов, кто до сих пор ненавидит коммунизм, причем особенно в его сталинском, национал-большевистском изводе. Но на самом деле Гавриилу Попову, Игорю Чубайсу, Сергею Ковалеву (они тоже выступали в фильме) Власов ценен не тем, что он антибольшевик, а тем, что он нес России «освобождение» и европейские ценности. То есть создавал другую Россию – ту, которую они попытались построить в 90-е годы. Русофобскую по своей сути еще в большей степени, чем та, что хотели создать в первые годы после прихода к власти большевики.
Предатель никогда не признается, что он работает на врагов страны, он всегда будет уверять, что им движут идейные разногласия с действующей властью, что он мстит за русский народ, стонущий под игом коммунизма (самодержавия, путинизма). Но это первый закон вербовки – всегда лучше всего использовать тех, кто недоволен и имеет неоплаченный счет к собственной стране (еще лучше – если в нескольких поколениях). Понимает ли сам объект, что он работает на чужие интересы, не так уж и важно, потому что он как минимум осознает, кто и зачем использует его. Для России и русских нет никакой разницы между космополитом, выступающим с русофобскими рассуждениями, и «националистом», оправдывающим предателя с «патриотических» позиций. В психологической войне они стоят по другую сторону баррикады.
Причем нацдемы (к которым вполне можно отнести и Навального, точнее, то, чем этот проект станет в ближайшие годы) сейчас гораздо опасней либералов (отдельная тема, что это просто две стороны одной медали, достаточно посмотреть на то, кто раскручивает «Спутник и Погром»), потому что именно через их пропаганду обрабатывается молодежь, не знающая собственной истории и ее уроков. Либеральная русофобия, подмена русской истории мифами, выдуманными на Западе, действуют на очень ограниченный круг «креаклов», а мифы о русских патриотах, героически воевавших с немецким оружием в руках против власти большевиков-инородцев, рассчитаны на гораздо более обширную аудиторию.
Обе эти силы, что либералы, что нацдемы, пытаются вырвать советский период из нашей истории, сделать невозможным тот красно-белый синтез, к которому неизбежно идет Россия, затащить Россию на уютное европейское кладбище. Выставляя предателей спасителями, они пытаются разорвать единую нить нашей истории, лишить нас той силы и опыта предков, которые помогут выйти из смутного времени с царем в голове. Устроить новый Февраль – праздник предательства.