То есть сетевое безумие – оно общее, одно на всех, однако существует специальное сумасшествие, хорошо годящееся для непреднамеренного умиления.
Любую победительницу «конкурса красоты» легко потерять в толпе
Называется оно «народные конкурсы красоты» и эксплуатирует все те же комплексы, что и стандартные «мисс чего-то там» (мне уже приходилось писать об этом): если коротко, то речь идет все о той же практике представления тела/внешнего вида как единственно возможного для продажи товара.
В случае с профессиональными «конкурсами» все обстоит совсем уж цинично (отсюда – искаженные «стандарты», совершенно безумные 90-60-90) и слишком напоминает скотобойню, но и «народные» соревнования ушли не так далеко.
Обычно на них побеждает или барышня, соответствующая общим критериям «миловидности», или героиня, подтянувшая максимально возможную группу поддержки. Во втором случае получается даже честнее: все-таки уметь себя правильно продать – и есть цель конкурса, и победительницы стараются. Есть ведь для чего стараться.
Очередное «народное» голосование – компания Мейл.ру разыгрывает среди «красавиц» гаджеты, рекламируя свою площадку «Игры» – могло бы пройти совершенно незамеченным в большом сетевом мире, если бы не очень показательный скандал, развернувшийся вокруг одной из участниц.
Дело было так. На фоне десяти тысяч однотипных фотографий (я вся такая томная сижу в нелепой позе и коровьим взглядом смотрю вдаль, а не едет ли там принц) вдруг появилась девушка Майя, которая тоже решила поучаствовать в конкурсе, несмотря на то, что по умолчанию такие, как она (не соответствующие общепринятым критериям красоты), должны сидеть дома и рыдать над своей внешностью. В это время красавицы заберут свои гаджеты.
Не тут-то было. Майю заметили представители одной из сетевых тусовок, члены которой занимаются ироничным, как им кажется, троллингом всего, что под руку попадется. За короткий срок девушка выбилась в лидеры, запахло жареным, и Мейл.ру просто снял героиню сюжета с конкурса.
Нет человека, как говорил товарищ Сталин, нет проблемы.
Важно отметить, что комментарий Мейл.ру, как это вообще часто случается с этой уважаемой компанией, демонстрирует трагическое непонимание масштаба проблемы: менеджер отчитался, накрутки, мол (очень сомнительно, доказательств так и не было предъявлено), политика (феминистки, вероятно), а у нас тут пир духа.
Представитель сервиса мог бы ответить просто: «Вы нас троллите, так мы потроллим вас, еще Ким Кардашьян отдадим первый приз, будете знать». Но куда там. Звериная серьезность на все лицо, вдруг бы Майе достался гаджет, небо бы рухнуло на землю, грудью встанем, не дадим.
В общем, это полный слив, так нельзя.
Экс-участница конкурса «Мисс Игры@Mail.ru» Майя была снята с соревнования из-за нестандартной внешности (Фото: games.mail.ru/miss2014) |
Политика во всей этой истории, конечно, есть, просто характер политического здесь совершенно в ином, не в факте скандала и комментарии никому сто лет не интересных феминисток, как думает испугавшийся представитель Мейл.ру.
Тело и контроль над ним в ХX веке стали известной проблемой государства: об этом лучше всего написал французский философ Мишель Фуко, в одном из интервью объяснивший, что «начиная с XVIII века и до начала XX века люди верили, что инвестирование тела властью должно быть тяжким, давящим, непрерывным и педантичным. Откуда и происходят все чудовищные дисциплинарные режимы, с которыми нам приходится сталкиваться в наших школах, больницах, казармах, цехах, городах, жилых домах, семьях...»
Но тотальность запрета закончилась, а власть над телом перехватили корпорации: им нужен здоровый платежеспособный человек, который бы инвестировал в свое тело десятилетия подряд.
В детское тело вкладываются родители, а потом наступает стандартизация модельного ряда одежды (автор этих строк всегда подшивает джинсы после покупки, извините – не 180 см) и тяжелая борьба между фастфудом, сидячей работой, автомобилем и фитнесом.
Власть над телом, продолжает Фуко, осуществляется теперь «не в виде контроля-подавления, а в виде контроля-стимуляции: «Оголяйся... но будь худощавым, красивым, загорелым!»
Фитнес требует существенных инвестиций, потому в конкурсах провинциальной красоты побеждают всегда молоденькие барышни, еще не успевшие потерять телесного очарования.
Лет через семь-восемь они поймут, что выход в тираж уже близок, и начнут инвестировать в свою якобы красоту, уже не только покупая косметику, но и находя деньги: кто на беговую дорожку, кто на операцию.
Функционирование этой тоталитарной машины обеспечивается миллионами конкурсов по всему миру, глянцевой ложью, огромным рекламным рынком, и Майя, так не похожая на всех адептов культа миловидности, большая молодец, что умно и тонко решила бросить ему вызов.
Шансов на победу, конечно, не было никаких, тихо выиграет очередная барышня, не отличимая от миллионов таких же. Ничего иного от Мейл.ру никто и не ждал: кому велено быть курицей, альбатросом уже не станет, и борьба с почтовым сервисом кажется в данном случае явно лишней. Ничего личного там нет, только бизнес.
Стоит сделать еще один шаг и признать вот что. Майя, сыграв в «обычную женщину» (и отчасти являясь таковой), бросила вызов не неземным красавицам, а таким же обычным женщинам, просто немного помоложе (это быстро пройдет, к счастью – не 10 же лет торговать возрастом) и чуть более приближенным к общим идеалам.
Любую победительницу этого «конкурса» так же легко потерять в толпе, как и Майю, которая иронизирует над своей заурядностью.
И пока тоталитарная машина телесности безусловно одержала верх еще и потому, что никакие сетевые тролли заведомо бы с ней не справились. Это – хороший итог, потому что новых координат нет ни у Майи, ни у ее поклонников, а сломать аппарат – еще не значит устроить жизнь как нужно. Ироничные люди стебут в «Фейсбуке» что угодно круглосуточно, без отрыва на обед, а толку-то? Потешились, пошли искать, кого бы еще выстебать. Велика задача, прямо скажем.
А ведь, если всерьез, то чаще всего из сломанной мясорубки выпадает не букет ромашек, а чья-то недокрученная рука. В этот раз все остались целы, и на том спасибо.