Авторские колонки

17 января 2014, 20:30

Петр Акопов: Кушать не могут

Европейские лидеры, отменив намечавшийся на саммите в Брюсселе ужин с президентом России Владимиром Путиным, лишили себя возможности узнать его неформальное мнение об их собственном будущем.

Саммит Европейского союза и России, намеченный на конец месяца в Брюсселе, сокращен с двух дней до одного. Стороны решили сосредоточиться на стратегических вопросах, а в Еврокомиссии хотят «честно и открыто» поговорить с Россией о проблемах. Вместо частностей лидеры предадутся «углубленным размышлениям» об отношениях России и Европы.

За 14 лет пребывания у власти Путин видел уже немало европейских руководителей – ни один из них не мог даже претендовать на статус лидера

Видимо, для того чтобы еще более углубить мысль, было решено отменить торжественный ужин, которые европейские лидеры должны были дать в честь Путина в первый день саммита, 27 января. Теперь все ограничится одним днем, двумя часами заседания и рабочим обедом (который, скорее всего, затянется дольше самой пленарки). Учитывая, что саммит и так переносился с декабря, чтобы не проводить его на фоне открытого столкновения по Украине, изменение формата встречи, видимо, должно, по мнению еврокомиссаров, продемонстрировать Москве недовольство ЕС последними действиями России. Если в открытую это не говорится, то подразумевается – а уж пресса изощряется в комментариях в стиле «Путина оставили без ужина». Оставили, конечно – теперь главное не подавиться.

С кем и что может обсуждать Путин в нынешней Европе? Как формально, так и неформально, за рюмкой чая? Рассказывать португальцу и бывшему маоисту Баррозу о том, что такое для России Украина? Объяснять католику Ван Ромпею, что мы не пойдем на отмену запрещающих гейскую и педофильскую пропаганду среди детей законов? Ждать, пока жительница маленького острова Эштон согласится пойти на отмену виз? Или выслушивать их претензии? В любом разговоре есть какой-то толк – тем более когда речь идет об отношениях с соседом и крупнейшим торговым партнером.

Проблема только в том, что с людьми, возглавляющими ЕС, сложно не только находить общий язык (хотя Путин-то вдобавок к немецкому и английский выучил), но и строить долгосрочные планы. Осенью истекает второй двухлетний срок у Ромпея, а на следующий год заканчивается вторая пятилетка Баррозу. Весной пройдут выборы в Европарламент – и, значит, еврокомиссары начнут паковать чемоданы. Потому что новый европейский парламент отнесется к ним, мягко говоря, без симпатии.

Дело в том, что выборы в Европарламент выиграют евроскептики. То есть те европейские партии, которым не нравятся не просто конкретные чиновники из Брюсселя, а вообще вся идея с Евросоюзом. Националисты (и не только они) во Франции и Греции, Англии и Венгрии выступают уже не только против евробюрократии, но и целом против немецких планов по углублению евроинтеграции, особенно ее политической составляющей. Дело не только в последствиях экономического кризиса, обнаживших зависимость большинства европейских стран от Германии, – далеко не все в Европе готовы и дальше идти по пути ликвидации национальных государств. И эти силы все популярней.

Нынешние руководители европейских стран не просто измельчали – они превратились в совершенно утративших волю и национальное мышление серых мышей

Конечно, европейские элиты не допустят развала ЕС и удержат ситуацию под контролем – тем более что у евроскептиков не будет в парламенте абсолютного большинства. Но ЕС как структуру, претендующую не просто на выживание, но и на лидерские позиции в мире, ждут очень трудные времена. И не только ЕС, но и отдельные страны, в него входящие. Некоторые из них вообще балансируют на грани распада.

В двух странах старой Европы в этом году пройдут референдумы о независимости: Шотландии от Англии и Каталонии от Испании. И это не говоря уже о фактически готовой развалиться на две части Бельгии и севере Италии, упрямо желающем образовать самостоятельное государство. В этом году они, конечно, не развалятся – но процесс-то идет. Углубление евроинтеграции лишь провоцирует сепаратизм в богатых провинциях – почему мы должны оставаться в рамках национального государства, если Брюссель взял курс на стирание национальных границ? Давайте уж мы напрямую войдем в Евросоюз. А с другой стороны, евроинтеграция вызывает рост национального чувства – не хотим растворяться в англосаксонском котле или превращаться в провинцию великой Германии. Способны ли нынешние европейские лидеры найти ответы на эти вызовы? Не похоже.

Так с кем Путину разговаривать? С Кэмероном, который обиженно возражает его пресс-секретарю Пескову (точнее даже, его неофициальному комментарию, в котором он назвал Великобританию «маленьким островом, от которого ничего не зависит»)? С Олландом, уважение к которому самих французов способен поднять только скандал с его интрижками? С итальянскими полутехническими премьерами?

Нынешние руководители европейских стран не просто измельчали – они превратились в совершенно утративших волю и национальное мышление серых мышей, как будто выращенных в лаборатории глобализма. К тому же и совершенно не самостоятельных – их зависимость от собственных олигархов, от транснационального капитала, от США (в каждой стране это проявляется в разных пропорциях и сочетаниях, но сути это не меняет) со времени кризиса лишь увеличилась.

По большому счету, Путину есть о чем говорить только с Ангелой Меркель – дамой тоже не вполне самостоятельной, но по крайней мере руководящей основной страной Евросоюза, к тому же недавно выигравшей выборы и уверенно смотрящей в будущее. Кроме того, Путин пытается наладить неформальные отношения с королевскими домами Европы – не из-за этикета, а по причине понимания того, что именно они в гораздо большей степени, чем премьеры, представляют реальные центры силы. Транснациональный бизнес и старые (но вовсе не ушедшие в историю) аристократические элиты – вот две силы, общаясь с которыми, Путин пытается выстраивать отношения России с Европой. Запуская трубопроводы, обличая гнилую толерантность, он отстаивает интересы России, пытаясь найти честных партнеров, а в идеале и союзников в Европе.

Тех, кто способен хотя бы приподняться над тысячелетней русофобией и понять, что сейчас сама Европа нуждается в России больше, чем мы в ней, – в том числе и если она хочет действительно освободиться от атлантической узды. Энергоресурсы у нас покупать не будут? А у кого будут? Но даже если и перестанут – мы как-нибудь переживем, учитывая спрос со стороны Китая и Индии, тем более если сможем в ближайшую пятилетку по-настоящему повернуться на Восток и начать развитие собственной азиатской территории. Да, Европа остается центром, куда сходятся многие нити управления мировыми финансами, но это, вообще-то, имеет отношение не к ЕС или отдельным странам, а к наднациональным структурам, клубам и корпорациям.

За 14 лет пребывания у власти Путин видел уже немало европейских руководителей – ни один из них не мог даже претендовать на статус лидера. Не то что объединенной Европы, но хотя бы своей страны. Конечно, это во многом связано с теневым характером реальной власти в Европе и резко усилившимися процессами глобализации, сделавшими и так управляемых политиков совершенными марионетками. Но и общее падение уровня налицо. Так что о чем с ними говорить в неформальной обстановке за ужином?

Впрочем, у Путина будет возможность пообщаться с теми из европейцев, кто через 10 дней после брюссельского саммита приедет в Сочи, – например, с голландцами, чья королевская чета вместе с премьером приедет на церемонию открытия.

О стиле общения Путина с европейскими лидерами можно было кое-что понять на последнем Валдайском форуме, когда президент внезапно стал сам задавать вопросы сидевшим с ним на сцене французу Фийону и итальянцу Проди. Эти два бывших премьера, между прочим, относящиеся к числу сильнейших политиков в нынешней евроэлите, порой выглядели едва ли не смущенными. Дело не в том, что Путин такой умный и сильный – просто он опытней (да, за счет этих самых 14 лет у власти и груза ответственности, давящего на него лично) и, что очень важно, самостоятельней и уверенней в своих силах.

Гораздо адекватней действующих премьеров воспринимают ситуацию и Россию такие ветераны, как Гельмут Шмидт, или такие независимые политики, как Марин Ле Пен. То есть и в прошлом, и в будущем европейской политики присутствуют люди, с которыми есть о чем поговорить. И за ужином в том числе.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

В Судане при посадке разбился Ил-76
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов