Авторские колонки

26 августа 2013, 09:26

Владимир Мамонтов: Про дирижабль

Дирижабль может сослужить экономике страны невиданную службу, утверждают его создатели. Наверное. Геологоразведка, мониторинг, перевозки пассажиров. Но в нем есть нечто совершенно другое, драгоценное.

Дирижабль – это совершенно особая штука. Еще в далекие детские годы каждое лето накануне большого флотского праздника над нашим городом в небо поднималась белая колбасина. Она парила спокойно и уверенно, была, скорее всего, аэростатом, но на вопрос, что это, мне ответили «дирижабль».Она действительно походила на рисунки, иллюстрировавшие Жюля Верна: воображению не составляло труда приспособить к ней гондолу, множество пропеллеров, рули и крылышки, которые помогали бы этому летательному аппарату двигаться осмысленно.

Все предшествующее я написал ради простых строк: это всё минусы. А теперь плюс. Плюсище. Он летит. И как!

А это основная проблема.

Дело в том, что у дирижабля есть туча блистательных достоинств: высокая подъемная сила (если махину поставить на весы, то они покажут всего-то килограммов четыреста, четыре стандартных отечественных мужика в лифте), стопроцентная безопасность полета, да и движется он при попутном ветре со скоростью до 150 км/ч, а встречном – до 70. Груза может везти много, тащиться без дозаправки – тысячи километров.

Однако есть и недостаток, который, как часто бывает, продолжение достоинств: легкоплавание. Вот выводят перед понаехавшими журналистами дирижабль из ангара под Киржачом, где у нас компания «Авгуръ» и центр отечественного дирижаблестроения. Это зрелище. Все снимают. Погода солнечная, ветерок легкий. Тянет его за нос на специальном автомобиле, снабженном причальной мачтой, шофер, именуемый водителем дирижабля. Дирижабль величаво «флюгирует», то есть перемещается, опираясь на единственную ногу-шасси, куда ветер дунет. Его за веревки удерживает и приправляет человек шесть мужиков-энтузиастов. Все это требует ловкости, слаженности, усилий, а иногда и экспрессивных выражений. Но вот летательный аппарат установлен на площадке. К нему спешит грузовичок, в который из гондолы выгружают балласт – мешки с песком. Грузовичок уезжает.  Раздается наконец рокот двигателей, их у дирижабля два. Они шарнирно вращаются вокруг своей поперечной оси, направляя усилие на взлет, горизонтальный полет или посадку.

При последней все повторяется в обратной последовательности, но тут надо быть еще ловчей: дирижабль плавно приникает к земле, приседая на ноге-амортизаторе, неудержимо, ети его, флюгирует, пилот, глядя в правое и левое зеркала заднего обзора, а они трогательно имеются у дирижабля, компенсирует это филигранной работой все тех же двигателей и рулей. Мужики тянут, покрикивая некоторые в рации, а некоторые так. Обратно спешит грузовичок, подвозящий мешки с балластом, и тут хватай мешки, а то дирижабль отойдет. Чтоб не отошел, его за трос медленно притягивают к мачте. Водитель дирижабля лихо взбирается на нее, как ярмарочный гуляка, достающий со столба сапоги. Закрепляет трос. И далее, запрыгнув в кабину, поддает газку и сноровисто заводит дирижабль в ангар хвостом вперед. Можно выдохнуть. Представить, что подобное мы наблюдаем в аэропорту при каждой посадке и каждом взлете самолета, невозможно. И хотя внутри кажущейся авиапростоты не меньше потрясающих человеческих навыков, куча электроники, кровь и пот первых авиаторов, но они уже спрятаны в дюралевую оболочку рутины. На дирижабледроме все на виду. И нам, привыкшим к потребительской ограниченности понимания изощренной сути и гениальной сложности авиаперелета, странновато (да и страшновато) глядеть на дирижаблевую искренность. Представлять себя пассажиром в гондоле. Тебя тянут на веревочке. А ты флюгируешь.

(фото: из личного архива)

Известно, когда дирижаблестроение потерпело крах, от которого так пока и не оправилось. Гигант «Гинденбург», немецкий аппарат, чудо тогдашней техники, сгорел как факел, причаливая к мачте, перелетев перед тем Атлантику. Обложка первого винилового Led Zeppelin, короче. Время быстротечно: на наших глазах сгорел уже и винил, уступив место цифре. Горят бумажные газеты, как предсказано – 451 по Фаренгейту. Российская Академия наук горит – чище всякого «Гинденбурга», седовласо, не без достоинства, хоть и объявлена архитектурным излишеством, нуждающимся в правильной приватизации. В годы расцвета дагерротипии, академий паровозных и танковых наук, кекуока и крепдешина дирижабли заправляли смертельно горючим водородом и где-то не уследили, хотя немецкой педантичностью была предусмотрена даже облегченная посуда в ресторане «Гинденбурга». Теперь внутри оболочки из суперлегкого отечественного (и до сих пор секретного) материала негорючий газ гелий, тоже наш, оренбургский, специальный, думаю – повышенной инертности. Поскольку в части противопожарного педантизма мы далеко не немцы.

Все предшествующее я написал ради простых строк: это всё минусы. А теперь плюс. Плюсище. Он летит. И как! Он делает это с достоинством, какое самолетам с вертолетами и ракетами не снилось.

Как дух, который делает это где хочет.

В синем небе.

В белых кучевых облаках.

Не спеша.

И видно сверху дорогу, всю в выбоинах, русскую дорогу, которая ведет в это удивительное место – дирижабледром под Киржачом. Видно мемориал – на месте, где разбились в ходе испытательного полета Гагарин и Серегин. И, возможно, Сколково – если сильно приглядеться.

И забываешь все: как обстоятельно неуклюж дирижабль на земле. Забываешь «Гинденбурга». Сотни своих скоростных перелетов в бесконечные Бишкеки и Нижние. Даже темнокожую богиню – стюардессу арабских дорогостоящих авиалиний. Дирижабль может сослужить экономике страны невиданную службу, утверждают его создатели. Наверное. Геологоразведка, мониторинг, перевозки пассажиров.

Но в нем есть нечто совершенно другое, драгоценное, не по части туповатой, как реформа образования, нынешней рельсовой, гусеничной (в биологическом смысле), потребительской экономики: дирижабль красив, и он не сдается. Как винил, как бумага. Он горел, его уносило ураганом, его объявляли тупиковой ветвью. Он летает над Владимирской областью, он полетит на МАКС, где, конечно, солировать будет не он, а фантастическая новая «сушка», но в нем уже есть автопилот. А потом, в новой супермодели «Атлант», будут полозья для уверенной посадки. Скоро его набьют наночастицами, как балластом, и он докажет, что дьявольски полезен – дай Бог. Но в эту минуту мне он станет неинтересен. Я провожу последнюю мечту.

Я поехал-то в Киржач ровно за этим: увидеть его летящим. Не в кино, не на скукожившейся странице зачитанного Жюля Верна, не на фотографиях и рисунках забытых лет. Веревки, гениально открывающие клапаны экстренного снижения. Дядьку-техника с лицом, похожим на убитую русскую дорогу, который смотрит на пузатое диво из-под козырька коряжистой руки и говорит нежно: «Флюгирует, чёрт». Пилота в белой парадной форме.

– Не может быть, – услышал я знакомый голос, отвел глаза от парящей в небе прекрасной белой дыни и узнал в бородатом человеке в темных очках журналиста Сергея Мостовщикова, автора многих прекрасных, но сожранных треклятой экономикой медиапроектов. – И ты тоже?

– Тоже, – сказал я. И зачем-то добавил, что уже забросил карточки на «Фейсбук».

– Быстро, – сказал Мостовщиков. Он стал перезаряжать свой фотоаппарат. И я увидел катушку с таким знакомым хвостом пленки, который надо засунуть и провернуть затвор.

Дирижабли не сдаются.

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?