В романе английского философа и фантаста Колина Уилсона «Паразиты мозга» описаны некие мифические твари, своеобразные вампиры разума, обитающие в глубинах подсознания и подтачивающие самый дух человеческой натуры. Как и другие паразиты, эти питаются соками своего хозяина, убивая в конечном счете тех, на ком они паразитируют. Впрочем, тот, кто покоряется паразитам полностью, живет гораздо дольше, чем тот, кто им сопротивляется. Уилсон рисует широкое полотно. Отчего же, спрашивает он, в самые мрачные и жестокие времена человечество бурлило энергией, излучало радость и оптимизм? А вот с наступлением все более комфортной жизни возникало уныние, пессимизм, депрессия. Чувство безысходности. Оказывается, все просто. Человечество атаковали пиявки рассудка, высосав из лучших представителей всю живительную энергию, лишив смысла и величия. Все вокруг сделалось плоским и серым, ничто не способно по-настоящему удовлетворить, все вызывает лишь бесконечное раздражение.
Читая нашу прессу в канун любых праздников, невольно вспоминаешь и о паразитах мозга. Удивительным образом любой национальный праздник вызывает у журналистов и публицистов поток плохо скрываемого раздражения. Фальшивые елочные игрушки не радуют, нелепые открыточки так вульгарны, продавцы наживаются, вокруг пьют и шумят – все это отвратительно. В каких-то дальних странах, конечно, умеют устраивать праздники. Там их заслужили. Бразильцы со своей зашкаливающей преступностью могут спокойно плясать на ежегодном карнавале, могут радоваться греки в своем экономическом коллапсе, итальянцы, американцы. Но чему же радуются наши сограждане?
Хуже всего обстоит дело с праздниками, которые имеют особый смысл. Которые, собственно, делают нацию нацией. Новый год отмечают во всем мире, а вот День Победы значит для наших народов куда больше, чем для остальных. Это не отметка на календаре. Это то, за что мы заплатили самую чудовищную цену. Это подлинный день независимости России.
Каждый год паразиты всплывают на поверхность и пытаются нам этот день отравить. Давайте говорить без обиняков. Они не стесняются, почему мы должны стесняться? Идет прямая и целенаправленная атака именно на единство нашей нации. В конечном счете, на нашу независимость. И атака эта идет по всем направлениям.
Во-первых, появляются своеобразные защитники Победы. Как можно отмечать этот день столь бравурно? Ведь это день траура. В этот день мы должны заткнуться в тряпочку и молчать, вспоминая о погибших. Какая фальшь во всех ваших парадах и георгиевских ленточках. Вы не имеете права их носить. К чему бряцать оружием, которое все давно проржавело? Отдайте деньги оставшимся ветеранам. Конечно, появляются воспоминания о бабушках и дедушках, которые прошли всю войну, но всегда ненавидели этот дурацкий праздник. Обычно проверить невозможно, ведь бабушки и дедушки давно умерли. Но могут найти и какого-нибудь ветерана, который, надев ордена, скажет что-нибудь гневное в камеру. Через войну у нас прошли миллионы самых разных людей. Верующих и неверующих, верных сталинистов и будущих диссидентов. Найти среди них любое мнение будет не так уж и сложно. И все они, конечно, люди заслуженные, осталось их мало, право на слово они имеют. Но выдавать мнение одного за мнение всех – это манипуляция привычная.
Во-вторых, включаются великие уравнители. В той войне, которую мы называем Великой Отечественной, сражались две страшные тоталитарные системы, и непонятно еще, которая из них была хуже. Возможно, западные лидеры совершили в свое время ошибку, выбрав в союзники не Гитлера, а Сталина. Но в любом случае, сцепились два зла, и советский солдат по сути своей никак не отличается от немецкого. Кроме того, не осталось боевых ветеранов. Отдельные дети полка да те, кто отъедался в тылу. Кого мы чествуем?
Такие вот клещи. Не надо быть предсказателем, чтобы узнать, что начнут писать и говорить уже за две недели до Дня Победы наши прогрессивные освободители. Их смущает, когда другие люди ходят строем. Но абсолютно не смущает свое собственное стайное поведение. Лидеры дают отмашку – несется привычный поток. В этот раз все началось с пробок, но старт мог быть любым другим. Мы еще увидим списки из десяти пунктов, в которых будет подробно и ясно изложено, почему авторы не носят георгиевских ленточек, не отмечают День Победы, почему это их все бесит и раздражает. Мешает жить.
Никто вроде бы за авторами таких списков с колотушками не гоняется. Никто не заставляет их носить ленточки, смотреть на парад, никто не принуждает купить гвоздику и подарить ветерану. Москва стоит в пробках вечно. Как раз в праздничные дни эти пробки спадают, потому что многие уезжают на каникулы.
Дело не в том, что людей заставляют, а они гордо отказываются. Дело в том, что они хотят заставить других. Не носить, не отмечать, не праздновать, не поздравлять. Платить и каяться. Это из их слов и жестов проглядывает та самая тоталитарная идеология, о которой они так любят рассуждать. Дай только волю. В свое время не запретили, в свое время не успели, в свое время пустили на самотек. Надо же – у нации осталась основа. И эта основа прогрессивных освободителей отторгает все сильней с каждым годом. Люди устали молчать. Людям, наконец, хочется сказать иудам, что они иуды. Не вы ли писали песни о цене Победы? Не вы ли снимали те самые военные фильмы? Когда вы нам лгали? Тогда или сейчас? Иные времена, иные хозяева?
Наши мертвые нас, конечно, не оставят в беде. Если и мы их не оставим. Мы никого на свой праздник не зовем. На аркане не тащим. Пришел – сиди, пей. Будешь плеваться и скандалить – на пинках выставим. Ну, как во всех цивилизованных странах делают. Потому что каяться нам не в чем. А по всем счетам мы уже уплатили. Теперь ваша очередь.