Вот слова Митрохина (цитирую по «Интерфаксу»): «Вот олигархический проект под условным названием Алексей Навальный. Мы знаем, что этот проект поддерживается крупным интересом и деньгами недовольных олигархов, а также скрытой поддержкой российской элиты. С этим проектом трудно бороться. Я понял это во время выборов мэра. Но мы должны найти силы с ним бороться, если не хотим повторения олигархического пира 90-х, который закончился похмельем нулевых».
Русская элита подобна богеме, существующей только тогда, когда она рядом с кумиром. Кумир поменялся – поменялась элита. А предыдущей элите что делать?
С Навальным Митрохину было трудно бороться не только на выборах мэра, но и внутри самой партии «Яблоко». Поэтому Митрохин от греха подальше Навального из «Яблока» выгнал. Так что, конечно, воспринимать слова этого «политика» (не удержался! sic!) серьезно довольно непросто. Однако давайте абстрагируемся от Митрохина и сосредоточимся на фразе «деньгами недовольных олигархов, а также скрытой поддержкой российской элиты». Сосредоточимся на ней и попробуем понять, кто бы это мог быть.
То, что за Алексеем Навальным не пустота и не народные массы, а вполне конкретные люди с тугими кошельками, я полагаю, давно не секрет. Сколько бы нам ни предъявляли выписок из электронных кошельков (и сколько бы мы ни спрашивали, почему в этих выписках так много одинаковых транзакций за некоторые периоды времени), остаются куда как более интересные вопросы.
Вопрос первый: за что и от кого Навальный получил задекларированные им 7,5 млн рублей за прошлый год? Они задекларированы как «доход от основной деятельности», то есть деятельности адвоката. Которую, как опять же известно, Навальный не вел (в судах не участвовал, а участвовал в выборах и в антикоррупционных разоблачениях). Сейчас, когда Навального лишили статуса адвоката (как осужденного по уголовному делу), мне крайне интересно, будет ли он декларировать свои доходы за 2014 год. Что-то подсказывает мне, что не будет, поскольку «основной деятельности» у него больше нет, супруга не работает, а жить-то надо на что-то. Надеюсь, у Навальных это получится.
Вопрос второй: о той самой машине с водителем-охранником, на которой Навальный ездил еще до того, как он стал собирать миллионы на выборы мэра. Я уже писал о той машине и о том, что ее вполне мог предоставить Навальному Сергей Петров (компания «Рольф»), который вполне подходит под определение «недовольного олигарха».
Поскольку все олигархи, сидящие на трубе, а не торгующие автомобилями, видятся мне совершенно довольными. Навальный отвечал на множество вопросов относительно своего автотранспорта, однако на все вопросы об этой машине он никогда не отвечал, а сразу же после возникновения вопросов мы его на этой машине больше не видели.
Повторять тысячу раз сказанное про Владимира Ашуркова, Павла Ивлева, Александра Лебедева (сделавшего Навального членом совета директоров «Аэрофлота») мне тут совершенно не хочется – кто хочет, тот найдет мои статьи по этому поводу и прочитает.
То есть наличие неких недовольных крупных бизнесменов и их поддержка, оказываемая Навальному, в общем, не являются ни малейшим секретом. Более того, это довольно естественное положение дел, поскольку «политика есть концентрированное выражение экономики», а недовольные бизнесмены существуют при любой власти. Не бывает политиков без поддерживающих их крупных бизнесменов, не бывает крупных бизнесменов без участия их в политических проектах, и сколько бы Навальный ни говорил нам про «поддержку народа», мы прекрасно понимаем, что у народа и помимо Навального существуют потребности.
И мы то тут, то там видим неиллюзорные признаки существования этих недовольных бизнесменов за спиной у Навального, а поскольку Навальный – человек дальновидный и (в отличие от лохов-депутатов с квартирами в Майами) следов старается не оставлять, то предъявить ему его миллионы нам трудно. Адвокатская тайна, сами понимаете. Она значительно крепче, чем депутатская.
Впрочем, пользуясь случаем, хотел бы указать Митрохину на профнепригодность. Он называет Навального «проектом «Альфа-групп», конкретно – проектом Михаила Фридмана, а мотивирует это наличием в окружении Навального господина Ашуркова. Видимо, новость о том, что Ашуркова из «Альфа-групп» больше года назад выгнали именно из-за связи с Навальным, как-то прошла мимо Митрохина. Как и то, что у Михаила Фридмана вряд ли есть причины для недовольства текущим режимом – именно при нем могущество «Альфа-групп» стало таким необъятным.
А вот на «скрытой поддержке российской элиты» хотелось бы остановиться поподробнее.
Дело в том, что бывает элита, а бывает элита. В отличие от бизнесменов, которые, конечно, могут быть довольны или недовольны, но при этом остаются бизнесменами, «элита» в общем смысле этого слова в современной России существует только тогда, когда она призвана. Русская элита подобна богеме, существующей только тогда, когда она рядом с кумиром. Кумир поменялся – поменялась элита. А предыдущей элите что делать? Мемуары писать?
Вот она и тоскует у себя на Рублевке. И строит планы. Хотите вспомнить, кто эта элита? Откройте любую газету до 2000 года. Эти же люди пытались организовать проект «второй срок президента Медведева» (подразумевавший замену всех действующих лиц на доске, начиная с Путина). Помните, в «Живом Журнале» вдруг появилась Татьяна Юмашева и стала именно что писать мемуары?
Сейчас эти люди, конечно, хотели бы поставить на другую фигуру, раз уж не вышло с Медведевым. Такова естественная природа вещей – им нужен новый кумир, чтобы вернуться. И чтобы снова «струился опиумный дым». С ними же те участники «проекта Медведев», которые поверили в возможность смены фигур. И все они, конечно, поддерживают Навального, но, как выразился Митрохин, именно что «скрыто». Причем наверняка настолько скрыто, что об этом не знает и сам Навальный. У которого уже вполне сформировалась своя команда будущих покупателей квартир в Майами и строителей шубохранилищ. Своя богема, которая мечтает превратиться в элиту.
Есть, конечно, у этой ныне отставленной элиты, в отличие от той, что формируется сейчас вокруг Навального, одно важное свойство. Она, как однажды сказал про себя один микроскопический политик, «интегрирована в мировую элиту». Другими словами, может выступать посредником между Навальным и теми людьми, которые любят раздавать печеньки на площади. Есть ли у Навального необходимость в таком посредничестве, после того как он обзавелся необходимыми контактами в Йеле, я не знаю. Вполне может быть, что и нет у Навального такой необходимости.
От этого «элиту», конечно, еще более жалко, а ее «поддержка» становится еще более скрытой, однако все это не должно отвлекать нас от того, что было сформулировано мной, например, как минимум за год до Сергея Митрохина: Алексей Навальный – это действительно довольно крупный проект, а вовсе не «народный порыв».
А вот почему для того, чтобы заявить об этом в открытую на федеральном уровне, понадобился такой смешной человек, как Митрохин, я лично не знаю.