Авторские колонки

21 ноября 2013, 14:45

Кирилл Мартынов: Автолюбители и мизантропы

Москва – город для автомобилей. И, разумеется, для автовладельцев, у которых не хватает фантазии для того, чтобы придумать себе другие статусные игры. И ума для того, чтобы понять, как глупо они выглядят.

Москва превратилась в гигантское кладбище. В город с самой загруженной транспортной системой в мире. И при этом автомобилисты требуют для себя прав и льгот. Хочу предложить автомобилистам: давайте не будем жить за чужой счет.

Недавно я наблюдал ситуацию. Мужчина и его подруга приехали к себе домой на автомобиле. Запарковались у соседнего углового подъезда, оставив к нему узкий проход не больше метра. Вальяжно вышли из машины и пошли в сторону. К совершенно свободной от машин двери, за которой живут сами.

Парк автомобилей будет только расти, и никакое развитие инфраструктуры радикально ситуацию не изменит

Я бы включил этот жест в учебник по жлобству – в качестве образцового случая. Как приятно, согласитесь, когда твои соседи по дому будут пролазить через лужи мимо твоего авто, зато у тебя самого есть возможность вразвалку пройтись по двору в противоположную сторону. От этого человека расточался успех. Причем успех, достигнутый за счет тех неудачников, которые не паркуются у других людей на голове. За счет меня, например.

По-моему, с автомобилистами нужно что-то делать. Давайте для начала расскажем, что мы про них думаем. Вот моя версия.

Москва в последние годы стала особенно страшным местом. Она перенаселена, грязна, разрыта вдоль и поперек укладчиками плитки. За продуктами вам придется ехать в дорогой, огромный и набитый людьми супермаркет (палатки и рынки отменили как несоответствующие эстетическим вкусам нашего мэра). Но самый существенный вклад в хтонический ужас столицы вносят так называемые автолюбители. То есть граждане, которые так сильно любят свой автомобиль, что готовы ради него ненавидеть все живое.

Вот мрачные московские улицы. Пешеходы в сером нервно жмутся к домам, изредка с опаской выбегая на проезжую часть с тротуара в полметра шириной. Попробуйте прогуляться в час-пик по Покровке, это целое приключение. Улица целиком забита торжественно стоящими автомобилями всех марок и расцветок, но в основном тоже черными и серыми от грязи. Их владельцы убеждены, что в природе не существует более осмысленного способа распорядиться своим временем, кроме как посидеть час-другой за рулем.

Почему у нас такие пробки? Главная причина, конечно, в том, что автомобиль остается для наших сограждан единственным способом заявить о своем социальном статусе. При этом миллионеров у нас, как легко догадаться, не так много, средняя зарплата даже в Москве составляла в последние годы около 50 тысяч рублей. Так что ради возможности постоять в пробке многие экономят на всем остальном: семье, здоровье и качестве досуга. В конце концов, когда вы в последний раз были в театре, у вас никто из пацанов не спросит. А вот марка вашего авто, напротив, скажет о вас (и за вас) все.





Проголосовать
Раз хороший седан, а еще лучше – паркетник, по определению говорит о вашем высоком статусе, то можно и вести себя соответствующим образом. Новые бояре, например, считают нормальным, не успев проехать на зеленый, встать на перекрестке прямо на «зебре» – впереди-то пробка. Ну а пешие холопы должны как-то просочиться мимо сами собой. Боярин может даже выказывать знаки неудовольствия, если ты идешь слишком медленно. Он спешит в новую пробку.

Высший шик в среде автомобилистов, если дорога более менее свободна, – это выскочить на желтый свет на высокой скорости и промчаться уже на зеленый, пока наша голота топчется на морозе или под дождем. Благородные доны, они рискуют убить кого-нибудь, но зато не теряют статус. Разумеется, в этот момент водитель непременно говорит по мобильному телефону. Он деловой человек.

Помните древний анекдот про нового русского и разодетого панка с ирокезом на голове? В нем новый русский советует панку выделяться из толпы умом, потому что сам он всегда носит скромный малиновый пиджак. Чем вы, дорогие автовладельцы, пробовали выделяться, кроме вашей тачки?

Теперь свернем в наши дворы. Здесь мы в любое время суток видим свалку автомобилей. Ими забито все. Если бы некий инопланетянин наблюдал Москву с орбиты, он непременно решил бы, что человечество – это раса инвалидов, нуждающихся в механических повозках для отправления всех биологических нужд.

Наша дорога домой отныне определяется тем, сколько места нам оставили автомобили. Деревьев или газонов здесь давно не осталось. Наши пейзажи составлены из бесконечных металлических хребтов. Хуже всего, конечно, приходится детям. Во-первых, им негде играть, потому что машины важнее детей. Во-вторых, у них просто нет шансов увидеть и полюбить нормальный город, предназначенный для жизни, а не для парковки.

В этом суть проблемы. Москва вовсе не для русских. Москва – для автомобилей. Для железных уродливых коробок, купленных в кредит или на ворованные (как-то Владимир Милов писал про «заработанные тяжким трудом машины» – так это он врал, тяжкий труд обычно выглядит как банальное протирание штанов в офисе). И, разумеется, Москва сейчас – для автовладельцев, у которых не хватает фантазии для того, чтобы придумать себе другие статусные игры. И ума для того, чтобы понять, как глупо они выглядят.

Личный автомобиль давно стал в Москве самым неудобным видом транспорта. Вы рискуете никуда на нем не уехать и в любой момент оказаться заложником дорожной ситуации. Разумному человеку очевидно, что сочетание метро и такси – гораздо более эффективный и дешевый способ передвигаться по этому городу. Посчитайте сами время и деньги и убедитесь. Но что делать с вашим статусом, верно? Что же делать с вашим комфортом и социофобией? Вы ведь такая нежная ромашка. Все это вонючее метро, фу-фу.

Сочетание жлобства сограждан, убогих представлений о престиже и комфорте и неразвитой инфраструктуры приводит к тому, что Москва по итогам 2012 года стала мировым чемпионом по пробкам. Нет на свете другого города, где люди готовы столько времени тратить на сидение за рулем в царственной позе, вызывающей геморрой.

По данным исследования голландской компании TomTom, на каждый час пути по Москве на автомобиле задержка составляет 74 минуты.

Просвета не видно, потому что количество хозяев жизни, выезжающих в пробку на собственном авто, увеличивается с каждым месяцем. Парк автомобилей будет только расти, и никакое развитие инфраструктуры тут радикально ситуацию не изменит, сколько дорог ни строй. Нет в природе такой волшебной инфраструктуры, которая переварит наше родное жлобство.

При этом автомобилисты искренне считают, что все, что они устроили в городе, – совершенно нормально и естественно. Что города действительно существуют именно для того, чтобы в них парковались машины. И что мы все должны платить за бесконечное расширение проезжей части и строительство новых дорог, зато они ничего не должны платить за свою любовь к комфорту. Кроме транспортного налога, который составляет, смешно сказать, около тысячи рублей в год для автомобиля средней мощности.

Философ Вячеслав Данилов справедливо сказал недавно, что пробка – это очередь за свободой. Свободы, разумеется, никогда на всех не хватит, так что очередь превращается в некое подобие финансовой пирамиды. Кто раньше всех встал, тот успеет проехать на работу за 30 минут. Остальные будут нести потери.

Автомобилисты устраивают истерику в ответ на введение платной парковки в центре Москвы. С их точки зрения это, вероятно, и вправду главная проблема столицы. А я хочу спросить господ автомобилистов: как вы можете требовать что-то от властей, если сами с глубочайшим презрением относитесь ко всем окружающим?

Хотите бесплатных парковок – живите в пригороде и работайте там же. Еще лучше – живите в селе, где людей мало, места много и вы можете бросать вашу тачку прямо на границе вашего участка. Никто вам слова поперек не скажет. Но отравлять город, мешать людям жить в нем – это очень плохо.

Я думаю, за личный автомобиль в центре мегаполиса нужно платить. Я думаю, ценник должен быть высоким. Ваш комфорт, все те права, которые вы требуете для своего металлического ящика на колесах, должны быть полностью оплачены из вашего кармана. Автомобиль в центре должен остаться у тех, кто может позволить себе аренду места в подземном гараже.

Это сделает нас всех намного счастливее. И тогда мы, взявшись за руки, начнем бороться за современный, быстрый и удобный общественный транспорт. В обратной последовательности никак не получится – автомобили мешают.

И поймите, речь вовсе не идет о том, чтобы сделать автомобилистов людьми второго сорта. Напротив, задача состоит в том, чтобы в городе все было по возможности удобно. Для этого нужно строить хайвеи и отделять их от обычных городских улиц, где ходят люди и трамваи. Ведь задача транспортной системы состоит не в том, чтобы перемещать по городу куски металла, но в том, чтобы обеспечивать движение людей. Поэтому пешеход всегда имеет приоритет перед общественным транспортом, а этот транспорт в свою очередь перед автомобилем. Но чтобы все это работало, мы должны научиться платить за свой комфорт.

И последнее. В моем личном хит-параде глупости с большим отрывом лидируют граждане, которые через пробки добираются на личном автомобиле в фитнес-центр, чтобы попытаться немного подтянуть обвисшее за время сидения за рулем брюхо. Мне их очень жаль.

Вам может быть интересно

Дрозденко сообщил об уничтожении БПЛА над Ленинградской областью
Темы дня

Евросоюз вступил с США в войну идеологий

Еврокомиссия наложила штраф на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) в размере 120 млн евро. Это событие вызвало шквал критики со стороны американских властей. По мнению экспертов, произошедшее обнажает глубокий идеологический раскол между США и ЕС. К чему приведет «цифровое» противостояние на Западе и почему лицом этого конфликта отчаянно стремятся стать европейские «Зеленые»?

Латвию стократ наказали за украденный «Дом Москвы»

Латвию заставили расплатиться за грабеж российской государственной собственности. Прибалтийская республика незаконно экспроприировала находившийся в Риге «Дом Москвы», но на уходящей неделе решением российского суда удалось добиться возмещения, причем в стократном размере. Как такое произошло?

Ушаков сообщил о готовности США к «железобетонному соглашению» с Россией

Кэти Перри подтвердила отношения с экс-премьером Канады Трюдо

Макрон пригрозил Китаю введением пошлин

Новости

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

Крупнейшие дипломаты ЕС в панике, заявил глава РФПИ, спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, комментируя слова главы МИД Польши Радослава Сикорского.

Рар: Американцы ответят на цензуру сети Х идеологическими ударами по Европе

Столкновение идеологий США и Европы усиливается. Брюссель надеется, что правый поворот в Штатах будет подавлен американским глубинным государством. Пока же ЕС старается ограничить влияние Белого дома на собственную политику, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Александр Рар. Ранее Еврокомиссия наложила на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) штраф в размере 120 млн евро по закону о цифровых услугах.

Китай потребовал от Японии прекратить клевету на НОАК

КНР требует от Японии прекратить клеветническую кампанию в отношении действий Народно-освободительной армии Китая (НОАК), заявил официальный представитель ВМС НОАК Ван Сюэмэн.

ВС России нанесли групповой удар возмездия по Украине

Вооруженные силы России нанесли групповой удар по территории Украины в ответ на атаки по гражданским объектам в России, сообщили в Минобороны РФ.

Российские войска освободили харьковскую Кучеровку и Ровное в ДНР

Российские подразделения освободили населённые пункты Кучеровка в Харьковской области и Ровное в Донецкой Народной Республике, сообщили в Минобороны РФ.

FT: Замороженные активы России в ЕС могут заблокировать навсегда

Российские активы, замороженные в Евросоюзе, могут остаться недоступными для Москвы на неопределенный срок из-за найденной в законодательстве ЕС правовой лазейки, пишет газета Financial Times.

Опрос показал рекордное недовольство немцев работой правительства

Доля жителей Германии, выразивших недовольство работой правительства, достигла рекордных 70%, а рейтинг канцлера снизился до 23%, свидетельствуют данные нового социологического опроса, проведенного институтом INSA для немецкой газеты Bild.

Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом

Американский предприниматель Илон Маск назвал Европу Четвертым рейхом.

Почти половина швейцарцев захотела ограничить численность населения страны

Почти половина граждан Швейцарии поддерживает идею ограничить население страны 10 млн человек, следует из опроса компании Tamedia для издания 24heures.

ВСУ взорвали дамбу в ДНР в попытке помешать продвижению российских войск

Дамба в селе Приволье в ДНР взорвана украинскими военными, которые таким образом пытаются помешать продвижению российских войск, сообщают украинские СМИ.

Минск объяснил участие сыновей Лукашенко в переговорах в Омане

Присутствие Виктора и Николая Лукашенко на переговорах президента Белоруссии Александра Лукашенко в Омане подчеркнуло особый статус диалога и стало знаком уважения к двусторонним отношениям, заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Эйсмонт.

Число обращений на прямую линию с Путиным превысило 350 тыс.

За первую неделю приема вопросов на прямую линию с президентом России Владимиром Путиным поступило более 350 тыс. обращений, большинство из них касается социальной политики и спецоперации на Украине, такие данные приводятся в эфире «Первого канала».
Мнения

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов