Авторские колонки

21 ноября 2013, 14:45

Кирилл Мартынов: Автолюбители и мизантропы

Москва – город для автомобилей. И, разумеется, для автовладельцев, у которых не хватает фантазии для того, чтобы придумать себе другие статусные игры. И ума для того, чтобы понять, как глупо они выглядят.

Москва превратилась в гигантское кладбище. В город с самой загруженной транспортной системой в мире. И при этом автомобилисты требуют для себя прав и льгот. Хочу предложить автомобилистам: давайте не будем жить за чужой счет.

Недавно я наблюдал ситуацию. Мужчина и его подруга приехали к себе домой на автомобиле. Запарковались у соседнего углового подъезда, оставив к нему узкий проход не больше метра. Вальяжно вышли из машины и пошли в сторону. К совершенно свободной от машин двери, за которой живут сами.

Парк автомобилей будет только расти, и никакое развитие инфраструктуры радикально ситуацию не изменит

Я бы включил этот жест в учебник по жлобству – в качестве образцового случая. Как приятно, согласитесь, когда твои соседи по дому будут пролазить через лужи мимо твоего авто, зато у тебя самого есть возможность вразвалку пройтись по двору в противоположную сторону. От этого человека расточался успех. Причем успех, достигнутый за счет тех неудачников, которые не паркуются у других людей на голове. За счет меня, например.

По-моему, с автомобилистами нужно что-то делать. Давайте для начала расскажем, что мы про них думаем. Вот моя версия.

Москва в последние годы стала особенно страшным местом. Она перенаселена, грязна, разрыта вдоль и поперек укладчиками плитки. За продуктами вам придется ехать в дорогой, огромный и набитый людьми супермаркет (палатки и рынки отменили как несоответствующие эстетическим вкусам нашего мэра). Но самый существенный вклад в хтонический ужас столицы вносят так называемые автолюбители. То есть граждане, которые так сильно любят свой автомобиль, что готовы ради него ненавидеть все живое.

Вот мрачные московские улицы. Пешеходы в сером нервно жмутся к домам, изредка с опаской выбегая на проезжую часть с тротуара в полметра шириной. Попробуйте прогуляться в час-пик по Покровке, это целое приключение. Улица целиком забита торжественно стоящими автомобилями всех марок и расцветок, но в основном тоже черными и серыми от грязи. Их владельцы убеждены, что в природе не существует более осмысленного способа распорядиться своим временем, кроме как посидеть час-другой за рулем.

Почему у нас такие пробки? Главная причина, конечно, в том, что автомобиль остается для наших сограждан единственным способом заявить о своем социальном статусе. При этом миллионеров у нас, как легко догадаться, не так много, средняя зарплата даже в Москве составляла в последние годы около 50 тысяч рублей. Так что ради возможности постоять в пробке многие экономят на всем остальном: семье, здоровье и качестве досуга. В конце концов, когда вы в последний раз были в театре, у вас никто из пацанов не спросит. А вот марка вашего авто, напротив, скажет о вас (и за вас) все.





Проголосовать
Раз хороший седан, а еще лучше – паркетник, по определению говорит о вашем высоком статусе, то можно и вести себя соответствующим образом. Новые бояре, например, считают нормальным, не успев проехать на зеленый, встать на перекрестке прямо на «зебре» – впереди-то пробка. Ну а пешие холопы должны как-то просочиться мимо сами собой. Боярин может даже выказывать знаки неудовольствия, если ты идешь слишком медленно. Он спешит в новую пробку.

Высший шик в среде автомобилистов, если дорога более менее свободна, – это выскочить на желтый свет на высокой скорости и промчаться уже на зеленый, пока наша голота топчется на морозе или под дождем. Благородные доны, они рискуют убить кого-нибудь, но зато не теряют статус. Разумеется, в этот момент водитель непременно говорит по мобильному телефону. Он деловой человек.

Помните древний анекдот про нового русского и разодетого панка с ирокезом на голове? В нем новый русский советует панку выделяться из толпы умом, потому что сам он всегда носит скромный малиновый пиджак. Чем вы, дорогие автовладельцы, пробовали выделяться, кроме вашей тачки?

Теперь свернем в наши дворы. Здесь мы в любое время суток видим свалку автомобилей. Ими забито все. Если бы некий инопланетянин наблюдал Москву с орбиты, он непременно решил бы, что человечество – это раса инвалидов, нуждающихся в механических повозках для отправления всех биологических нужд.

Наша дорога домой отныне определяется тем, сколько места нам оставили автомобили. Деревьев или газонов здесь давно не осталось. Наши пейзажи составлены из бесконечных металлических хребтов. Хуже всего, конечно, приходится детям. Во-первых, им негде играть, потому что машины важнее детей. Во-вторых, у них просто нет шансов увидеть и полюбить нормальный город, предназначенный для жизни, а не для парковки.

В этом суть проблемы. Москва вовсе не для русских. Москва – для автомобилей. Для железных уродливых коробок, купленных в кредит или на ворованные (как-то Владимир Милов писал про «заработанные тяжким трудом машины» – так это он врал, тяжкий труд обычно выглядит как банальное протирание штанов в офисе). И, разумеется, Москва сейчас – для автовладельцев, у которых не хватает фантазии для того, чтобы придумать себе другие статусные игры. И ума для того, чтобы понять, как глупо они выглядят.

Личный автомобиль давно стал в Москве самым неудобным видом транспорта. Вы рискуете никуда на нем не уехать и в любой момент оказаться заложником дорожной ситуации. Разумному человеку очевидно, что сочетание метро и такси – гораздо более эффективный и дешевый способ передвигаться по этому городу. Посчитайте сами время и деньги и убедитесь. Но что делать с вашим статусом, верно? Что же делать с вашим комфортом и социофобией? Вы ведь такая нежная ромашка. Все это вонючее метро, фу-фу.

Сочетание жлобства сограждан, убогих представлений о престиже и комфорте и неразвитой инфраструктуры приводит к тому, что Москва по итогам 2012 года стала мировым чемпионом по пробкам. Нет на свете другого города, где люди готовы столько времени тратить на сидение за рулем в царственной позе, вызывающей геморрой.

По данным исследования голландской компании TomTom, на каждый час пути по Москве на автомобиле задержка составляет 74 минуты.

Просвета не видно, потому что количество хозяев жизни, выезжающих в пробку на собственном авто, увеличивается с каждым месяцем. Парк автомобилей будет только расти, и никакое развитие инфраструктуры тут радикально ситуацию не изменит, сколько дорог ни строй. Нет в природе такой волшебной инфраструктуры, которая переварит наше родное жлобство.

При этом автомобилисты искренне считают, что все, что они устроили в городе, – совершенно нормально и естественно. Что города действительно существуют именно для того, чтобы в них парковались машины. И что мы все должны платить за бесконечное расширение проезжей части и строительство новых дорог, зато они ничего не должны платить за свою любовь к комфорту. Кроме транспортного налога, который составляет, смешно сказать, около тысячи рублей в год для автомобиля средней мощности.

Философ Вячеслав Данилов справедливо сказал недавно, что пробка – это очередь за свободой. Свободы, разумеется, никогда на всех не хватит, так что очередь превращается в некое подобие финансовой пирамиды. Кто раньше всех встал, тот успеет проехать на работу за 30 минут. Остальные будут нести потери.

Автомобилисты устраивают истерику в ответ на введение платной парковки в центре Москвы. С их точки зрения это, вероятно, и вправду главная проблема столицы. А я хочу спросить господ автомобилистов: как вы можете требовать что-то от властей, если сами с глубочайшим презрением относитесь ко всем окружающим?

Хотите бесплатных парковок – живите в пригороде и работайте там же. Еще лучше – живите в селе, где людей мало, места много и вы можете бросать вашу тачку прямо на границе вашего участка. Никто вам слова поперек не скажет. Но отравлять город, мешать людям жить в нем – это очень плохо.

Я думаю, за личный автомобиль в центре мегаполиса нужно платить. Я думаю, ценник должен быть высоким. Ваш комфорт, все те права, которые вы требуете для своего металлического ящика на колесах, должны быть полностью оплачены из вашего кармана. Автомобиль в центре должен остаться у тех, кто может позволить себе аренду места в подземном гараже.

Это сделает нас всех намного счастливее. И тогда мы, взявшись за руки, начнем бороться за современный, быстрый и удобный общественный транспорт. В обратной последовательности никак не получится – автомобили мешают.

И поймите, речь вовсе не идет о том, чтобы сделать автомобилистов людьми второго сорта. Напротив, задача состоит в том, чтобы в городе все было по возможности удобно. Для этого нужно строить хайвеи и отделять их от обычных городских улиц, где ходят люди и трамваи. Ведь задача транспортной системы состоит не в том, чтобы перемещать по городу куски металла, но в том, чтобы обеспечивать движение людей. Поэтому пешеход всегда имеет приоритет перед общественным транспортом, а этот транспорт в свою очередь перед автомобилем. Но чтобы все это работало, мы должны научиться платить за свой комфорт.

И последнее. В моем личном хит-параде глупости с большим отрывом лидируют граждане, которые через пробки добираются на личном автомобиле в фитнес-центр, чтобы попытаться немного подтянуть обвисшее за время сидения за рулем брюхо. Мне их очень жаль.

Вам может быть интересно

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?