Совсем недавно весь финансовый мир с улыбкой обсуждал размышления основателя Facebook* Марка Цукерберга, который успешно впарил акции своей компании наивным инвесторам по явно завышенной цене. Тогда он заработал за день 18 миллиардов долларов, прокомментировав это следующим образом: «Что я буду делать с 18 миллиардами долларов? Я рассматриваю возможность купить Грецию, хотя у меня все равно останется после этого 18 миллиардов долларов».
Девяностые, когда мы плясали под дудку кредиторов из МВФ и Мирового банка, остались в далеком прошлом
Однако, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. Вчера премьер-министр Греции Антонис Самарас заявил в интервью французской газете «Le Monde», что его правительство допускает возможность отчуждения части национальной территории, чтобы выручить средства для вывода страны из кризиса. Он поставил единственное условие: продажа земли не должна создавать угрозу безопасности государства.
Ситуация в Греции действительно очень серьезная. Летом произошло настоящее и очень маловероятное чудо, в результате выборов греки получили экономически вменяемое правительство, а Европа сделала все возможное, чтобы спасти ситуацию. Вместе с тем Citigroup оценивает вероятность выхода Греции из валютного союза в 90%, злые языки говорят, что Греция может выйти из зоны евро уже в сентябре, потянув за собой другие проблемные страны, прежде всего Испанию. Проблема суверенных долгов не нова. Например, в 1998 году Россия допустила дефолт по внутреннему долгу. Однако торговать за долги собственной территорией вместе с проживающим на ней населением – это очень оригинальная идея. Вспоминается цитата из российского боевика начала 90-х: «Мама, мама, я пропала – меня любит, кто попало».
Если греки действительно начнут торговлю собственной территорией, то, несомненно, кто-то из наших олигархов прикупит себе немного Греции. Хотя, наверно, наиболее заинтересованной стороной станет Турция, османское иго может вернуться, только в новой форме. Но главное, продажа собственной территории за долги может стать очень интересным прецедентом в новейшей мировой истории.
В современном мире основным должником является Запад. Профессиональным ненавистникам США, правда, ничего не светит. Американцы хорошо помнят, что долги отдают только трусы. Отдавать свои долги они не собираются, они пока собираются их рефинансировать, что успешно и делают. Любой экономический и политический кризис провоцирует спрос на доллар и долговые обязательства правительства США. Однако в кризисной ситуации в диалоге с кредиторами американцы могут вспомнить и о своей военно-политической мощи. Ведь револьвером и добрым словом можно добиться больше, чем добрым словом.
С Европой, понятно, все сложнее. У европейцев сейчас новая антикризисная идея, скупка облигаций проблемных стран со стороны ЕЦБ с целью не допустить роста их доходностей и, соответственно, финансового краха. Однако игры с печатным станком могут в итоге закончиться девальвацией и высокой инфляцией, вопрос, конечно, как долго все это будут терпеть немцы, которые в конечном счете могут послать своих меньших братьев по Европейскому союзу ко всем чертям и вернуться к старой доброй немецкой марке.
У России суверенный долг почти отсутствует. Девяностые, когда мы плясали под дудку кредиторов из МВФ и Мирового банка, остались в далеком прошлом, о котором очень не хочется вспоминать. Наши профессиональные патриоты очень любят ругать Алексея Кудрина. Овощи с грядки просто забыли, на чьи деньги они живут. Именно Алексей Кудрин придумал нынешнюю идею налогообложения нефтяных компаний, при которой 70–80% доходов идет в бюджет. Именно он в нулевые сделал приоритетом финансовой политики погашение внешних долгов, сделав невозможным в будущем политическое давление на Россию.
Вместе с тем мировые цены на энергоносители по-прежнему высоки. В значительной степени уже неподъемны для реального сектора. Война на Ближнем Востоке и возможный уже в сентябре новый запуск американского печатного станка могут задрать их еще выше, спекулянтам на сырьевых рынках лишних 20–30% как два пальца об асфальт. И зависимость наших западных соседей, Беларуси и Украины, от энергетических поставок из России по-прежнему велика. Бог распорядился так, что у нас есть нефть и газ, а у них нет.
Сейчас Россия уже не скрывает, что ее целью является экономическая, а, возможно, и политическая консолидация Беларуси, а также Южной и Восточной Украины. Возможно, следуя новомодным тенденциям, Россия решит в той или иной форме прикупить себе Украину или Беларусь. Конечно, найдутся люди, которые скажут, что СССР 2.0 – это миф моего воспаленного великоросско-татарского имперского сознания. Что жители Украины и Беларуси очень ценят свою независимость и суверенитет, и ни о какой любви к новому союзу с Россией говорить не стоит. Однако как человек с биржевым, абсолютно монетарным сознанием я полагаю, что, вопреки расхожему мнению, в любви везет именно тем, кому везет в деньгах.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ