«Исполнитель главной роли в «Бэтмене» Кристиан Бэйл навестил пострадавших в бойне в Авроре», – пишут в новостях. В той самой бойне, добавим мы, которую устроил Джеймс Холмс, вообразивший себя Джокером – противником Бэтмена.
Если вдруг Чебурашка расстреляет посетителей кинопремьеры «Шапокляк возвращается», Крокодил Гена обязательно навестит пострадавших в больнице
Бэтмен реален для американца, это не просто популярный персонаж, как, например, кинематографический Чапаев, в которого играли миллионы советских мальчишек, это живой человек, что-то вроде «родственников» из телесериала, который ежедневно смотрит жена Гая Монтэга из «541 градуса по Фаренгейту». «Книги – это не люди... А вот «родственники» – это живые люди, – утверждает Милдред. – Они мне что-то говорят, я смеюсь, они смеются».
Год назад Боб Голдтуэйт снял фильм «Боже, благослови Америку!», в котором уволенный клерк начинает планомерно отстреливать деятелей массовой культуры. Однако реальность оказалась страшнее: ни один сценарист не додумался до того, что выдуманный им персонаж воплотится в одного из зрителей и начнет кровавую охоту за остальными.
Конечно, умение маньяка воображать себя тем, кем он не является, не должно нас удивлять, однако обычно маньяки видят себя Богом, а также его орудием, либо главным противником Бога. Это понятно: хотя Бога и нельзя назвать в полном смысле реальным, однако же каждый, кто хоть немного допускает мысль о его существовании (вплоть до «нет, не верю, но что-то такое есть»), ставит Бога в определенном смысле выше реальности, помещая его в зону, которая не нуждается в проверке пятью чувствами.
Вообразить, что именно ты и осуществляешь волю Бога (или же Князя Тьмы), в принципе, можно, с чем нам, к сожалению, время от времени приходится так или иначе сталкиваться. Однако же вообразить себя Мстительным Чебурашкой или Карающей дланью Винни-Пуха во много раз сложнее. Для этого нужно не просто сойти с ума, а сначала очень специфическим образом искривить свою психику, а уж потом только с получившегося таким образом ума сойти. То есть надо научиться искренне верить в Чебурашку. Не так, как верят шутники-пастафарианцы в своего Летающего макаронного монстра, а по настоящему, «без дураков». И только потом, когда в головах достаточного количества людей выстроится мир Чебурашки, уже из этого мира наберется какой-то процент бунтарей, способных не просто радоваться Чебурашке, но и убивать ради него или, наоборот, от обиды за Крыску Лариску.
Выстроить такой мир непросто, но, как говорил Петр Бомбардов из «Театрального романа», на все существуют свои пути и приемы. Приход в больницу актера, исполнившего роль Бэтмена, – это важный жест со стороны «мира Чебурашки», своего рода послание, которое может быть передано хорошо нам знакомым словосочетанием «оставайтесь с нами». Да разве от них сбежишь...
Не хочется говорить о симулякрах – слишком уж истрепанная тема. Добавлю лишь, что их семиозис не просто создает иллюзорный мир, но и деформирует сознание его жителей. Поверивший в Чебурашку человек уже не сможет существовать в реальном мире, если его туда и удалось бы вернуть.
Ровно год назад я писал по следам норвежской трагедии, что в мире зародилась совершенно новая «технология» подготовки фанатиков и что мы вступаем в эпоху, когда теракты становятся продуктом общества потребления. Ведь теракт 22 июля 2011 года был очень серьезным предупреждением миру. Брейвик – не маньяк, а великовозрастный инфантил, который не понимает, почему нельзя убить людей, которые лично ему кажутся лишними. Брейвик и Холмс – продукты той эпохи, в которой люди физически взрослеют раньше, чем у них успевают выработаться механизмы, стопорящие асоциальное поведение.
Люди перестали понимать, почему убивать плохо. Более того, они перестали понимать, почему вообще нельзя делать то, что хочется. Иного и быть не может: общество потребления растит именно таких людей, которые не способны себе ни в чем отказывать. Мораль им заменяет набор социальных реакций, которые регулируются уже, разумеется, не самим человеком, а внешними механизмами. Шкалу ценностей массовому потребителю теперь ежедневно корректируют через ТВ и интернет. Поэтому человек не может заметить очевидных противоречий в своей морали, например, того обстоятельства, что в современном обществе, где защищаются самые разные личные права и свободы, курильщики объявлены официальными «лишенцами». Если рассуждать с точки зрения традиционной культуры, то признать Чебурашку высшим существом нелегко. Однако современный мир справится с этой амбициозной задачей. Конечно, в Дивном новом мире не все идет как по маслу, но это можно считать издержками производства, побочным эффектом Эпохи окончательного потребления. И если вдруг Чебурашка расстреляет посетителей кинопремьеры «Шапокляк возвращается», Крокодил Гена обязательно навестит пострадавших в больнице.
Дописав эту колонку, я вспомнил упомянутый в недавней статье М.Бударагина эпизод, когда олимпийская сборная России с огромным Чебурашкой благословлялась в храме Христа Спасителя. Ну что ж...