Авторские колонки

12 мая 2011, 12:00

Андрей Архангельский: Общество плохого спектакля

Государственная политика в области культуры такая: дать денег всем, но понемногу; лучше плохие театры и фильмы, чем ничего. Этой концепции уже несколько сотен лет – со времен колонизации окраин и тактики создания «очагов культуры».

«Количество учреждений культуры, количество театров с 1993 года по 2009 год увеличилось на 40%. Но театры есть только в одной пятой российских городов. Посещаемость держится на уровне 30 миллионов в год. При этом 47% российских граждан посещают театры очень редко, а почти 30% вообще ни разу в театре не были», – из выступления премьера Путина на встрече с деятелями театра и кино в Пензе 29 апреля.

Учреждения культуры продолжают существовать как форпосты метрополии. Они там не для культуры, а для напоминания о количестве километров до Москвы

Всякий раз, когда звучат фразы «читают мало» или «мало ходят в театры», или «почти не ходят», испытываешь чувство неловкости. «Мало» – по сравнению с кем? Или с чем? «Всего» 1015 процентов в стране читают, ходят, смотрят; ну да, а никогда и нигде их и не бывает больше. Сравнивать ситуацию с советской нелепо: тогда «посещаемость» была частью большого идеологического спектакля о «новой общности – советском народе», гармонично развитой личности. Сегодня, кажется, такой задачи нет; откуда тогда беспокойство о тех, кто не посмотрел нафталиновую «Чайку» в областном театре Драмы и комедии (а другого там и не ставят)?

Государство, таким образом, продолжает бороться не за качество культуры, а за ее количество, измерять в килограммах и метрах (то есть требует больше залов, больше посещаемости, и так далее). Количество хороших театров в природе как и оркестров, как и режиссеров, и фильмов ограничено: их, вероятно, и не может быть больше пятидесяти на всю страну. Принцип Кубертена (чтобы вырастить одного чемпиона, нужно воспитать 10 тысяч спортсменов) тут неприменим: театры Погребничко или Коляды появляются и существуют как раз вопреки усреднительной культурной политике. Они, собственно, появляются как результат борьбы с этой политикой.

Государственная концепция культуры строится по принципу: «пусть  лучше будет плохое (банальное, вульгарное), чем не будет ничего». «Лучше плохой театр в провинции, чем никакого». Почему вкус и интересы государства противоречат друг другу даже в этом простом вопросе? Если люди будут ходить в плохой театр, это отобьет вкус даже у тех, кто потенциально мог бы его иметь. (Плохой спектакль труднее пережить, чем плохой фильм или книгу, потому что тебя обманывают живые люди). Только в районе Московского садового кольца около 2030 театров, с которыми не знают, что делать, но закрыть не решаются: считается, что тогда на Москву обрушится проклятие и с неба будут сыпаться молнии имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Театры у нас по-прежнему создают по разнарядке сверху, а не по инициативе, допустим, группы талантливых людей (такие примеры есть; парадокс именно амбициозным труппам, как в нижегородском ТЮЗе, приходится вести войну за выживание с местными чиновниками). Зачем толпы актеров и режиссеров, которые выпускают каждый год вузы? Зачем вообще вся эта громоздкая, потрошащая бюджет «культура», которая на местах чаще всего вырождается в нечто убогое, в суррогат в стиле Надежды Бабкиной? Зачем это финансировать государству?

Но зачем-то нужно, и явно не для «культуры» в нашем понимании, а для чего-то другого.

Если присмотреться к схеме распределения денег между культурными институциями, мы заметим, что здесь торжествует принцип «справедливости»: дать всем понемногу относительно поровну: и сторожу областного драмтеатра имени Первой конной армии, и виртуозу из столичного оркестра виртуозов «Виртуозная Россия», и авангардисту из авангардного объединения «Авангард». Вся эта раздача миллиарда по рублю нужна, как мы догадываемся, для поддержания социального равновесия в обществе. Это отголосок имперской политики колонизации: на территориях, которые находились на доисторическом уровне развития, нужны были не только крепости, но и дома культуры – для колонизаторов и их детей, а также для наиболее продвинутых из числа местных. Это действительно было ноу-хау империи – и тезис о «мягкой экспансии», о «культурном вовлечении, а не порабощении территорий» вполне справедлив: насаждавшаяся «высокая культура» европейского, как правило, образца, была сама по себе эффективным инструментом модернизации. Но качество исполнения «культуры» при этом имело третьестепенное значение – главное было участие, «вовлечение», а не победа. Так с тех пор и пошло: «провинциальный театр» – объект насмешки почти всякого российского литератора ХIХ века.

Важно было другое. Например, всякому, кто жил в национальных республиках, памятно, что СССР гарантировал доступ к «общекультурному минимуму». У писателя Багирова есть  рассказ «Университеты детства» о том, как он, живя в Туркменской ССР, узнал о существовании композитора Бетховена и спросил его пластинку в местном магазине (дело происходило в 1982 году). Продавец отвечал мальчугану: «Битховин-митховен мы не заказываем, Битховен ему давай, бил...ть! Ищяк!» Зато пластинку Бетховена можно было заказать через Роспосылторг, и она пришла автору через два месяца.

В этом собственно и был высший смысл империи: она уравнивала граждан страны в культурных правах. Это нужно было для индустриализации, для превращения сельских масс в горожан (театр есть зеркало – он приучает смотреть на себя со стороны, абстрагироваться, что есть первый признак городской культуры). В первые годы советской власти эта «культура на местах» выполняла роль «гуманизатора» – условно, учила бриться, носить костюм и правильно говорить; именно потому театр в провинции до сих пор воспринимается как храм, а не место для дискуссий. Сейчас проблема с образованием решена, читать-писать все умеют, как и проблема «культурного разрыва» (он преодолен при помощи радио, телевидения и Интернета). Страна уже не так культурно-разнородна, как, скажем, 100 или 200 лет назад. Но учреждения культуры продолжают существовать именно как форпосты метрополии. Они там не местные, не «свои» – вот в чем соль. Они там не для культуры, а для напоминания о количестве километров до Москвы.

Кроме того, что концепция «очагов культуры», по сути, предварительная, временная, она еще и негативная  по принципу «лишь бы не хуже». Сегодня этот принцип совершенно лишил театр каких-либо амбиций. Театр мутировал в «что изволите»; финальная сцена – когда прима театра, наконец, выходит замуж за губернатора; история развивается на глазах у всего города  подлинный хэппи-энд нашего времени. Слабость концепции «очагов культуры» еще и в том, что она работает ровно до той поры, пока у государства есть деньги. Как только они заканчиваются – местный дом кино, музей или театр сдают в аренду, а два-три случайно выживших интеллигента (как его определить, кстати? интеллигент – это тот, кто не может жить без культуры) уезжают в Москву или СПб. Перехода количества (театров) в качество (массовой публики) не произошло: сегодня туда ходят смотреть, как правило, не на своих, а на приезжих звезд.

Казалось бы, деньги нужно давать лучшим театрам (для определения лучших, например, существует «Золотая маска» и прочие конкурсы) и не плодить новых по принципу «чтобы было» (единственное исключение можно сделать для ТЮЗов). Но будут продолжать давать всем понемногу – потому же, почему дают деньги и плохому автозаводу: чтобы страна не разъехалась в разные стороны.

Вам может быть интересно

Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героя России освободившим Северск участникам СВО
Темы дня

Канада готова проглотить унижение от украинской разведки

В канадской прессе всплыли подробности шпионского скандала, связанного с сотрудничеством Главного управления разведки (ГУР) МО Украины и спецслужб Канады. Оказалось, что украинцы не оценили гостеприимства и доверия канадской контрразведки, завербовали ее сотрудника и добыли ее секреты. А канадское государство теперь хочет спустить дело на тормозах.

Трамп наказал Венесуэлу за «кражу активов»

Президент США Дональд Трамп обвинил Венесуэлу в «краже американских активов», нефти и земли, а также приказал ввести «полную и тотальную блокаду» нефтяных подсанкционных танкеров, следующих в Боливарианскую республику или из нее. К чему приведет блокада?

Опубликованы первые кадры из серии «Простоквашино» с Путиным

Помилование Хантера Байдена скрыло масштабные преступления семьи экс-президента

Веласкес потерпел первое поражение в карьере от сына Кости Цзю

Новости

Фицо отказался финансировать военные нужды Украины

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что страна не поддержит выделение средств на военные цели Украины на предстоящем заседании Евросовета.

На выпускавшем автомобили Mercedes заводе в Финляндии решили делать броневики Sisu

Финская Valmet Automotive и Sisu Auto подписали соглашение о партнерстве по производству компонентов и сборке автомобилей Sisu GT на финском заводе в Уусикаупунки.

Путин: «Орешник» встанет на боевое дежурство в 2025 году

Ракетный комплекс «Орешник» начнет службу на боевом дежурстве до конца года, заявил президент Владимир Путин в ходе коллегии Минобороны.

Путин указал на нарушение обещаний по нерасширению НАТО на Восток

Россия требует выполнения обещаний, данных Москве о нерасширении НАТО на Восток, заявил президент Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны.

Путин заявил о деградации западной «цивилизованной» семьи

Россия после распада СССР не получила равных прав в западном сообществе, а представления о цивилизованности западной семьи оказались обманчивыми, заявил президент России Владимир Путин на заседании коллегии Минобороны.

Путин: Развал украинской государственности видно по «золотым унитазам»

Президент России Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны заявил, что признаки развала украинской государственности очевидны по таким деталям, как «золотые унитазы».

Назван артист с самым большим гонораром за выступление на новогоднем корпоративе

Стоимость новогоднего выступления группы «Ленинград» достигла в этом году 26,5 млн рублей, что сделало Сергея Шнурова самым дорогим артистом сезона.

Платформа Roblox выразила готовность выполнять требования Роскомнадзора

Российская сторона готова взаимодействовать с платформой Roblox после того, как разработчик приведет свой продукт в соответствие с российскими законами, заявили в Роскомнадзоре.

Путин назвал европейских политиков «подсвинками»

На расширенном заседании коллегии Минобороны президент России Владимир Путин заявил, что Запад начал боевые действия на Украине, рассчитывая добиться развала России.

Белоусов: Киев потерял ресурс для мобилизации

Украинские военные формирования больше не могут пополняться за счет принудительной мобилизации, сообщил министр обороны России Андрей Белоусов на итоговой коллегии ведомства.

Орбан сообщил о снятии с повестки саммита ЕС вопроса об активах России

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что идея конфискации замороженных активов России снята с повестки саммита в Брюсселе.

Госдума приняла закон о введении электронных зачеток и билетов

Госдума одобрила во втором и третьем чтениях закон о внедрении электронных студенческих билетов и зачеток.
Мнения

Антон Крылов: Арест русского археолога в Польше ударит не по России, а по науке

Кто больше думает о сохранности археологических сокровищ Крыма? Те, кто невзирая на проклятия украинцев, работает на раскопках, скрупулезно соблюдая законы? Или те, кто считает абсолютом и догмой законы Украины?

Юрий Мавашев: Эрдоган стал чужим среди чужих

Турция кажется значительно крепче и авторитетнее, чем она есть на самом деле. Это хорошо видно на примере реальных возможностей турок на израильском направлении.

Тимофей Бордачёв: Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией

В Европе постановка индивидуального разума каждой из стран под контроль коллективного интереса ведет к коллективному помешательству. Суть его в том, что имитация полностью заменила собой реальную жизнь и стала подлинным интересом европейских политических элит.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов