Повинюсь и я: не прочитав 120-страничный законопроект «О национальной платежной системе», поддался было общему негодованию. Как так, жить без кредиток? Но тут вдруг подумалось: мой знакомый адвокат Андрей Макаров – прекрасный человек, гедонист и при этом политик откровенный, который не боится сказать то, что думает (вспомним, как он противостоял проекту закона о полиции). Так вот, неужели этот человек согласится жить без кредиток? Почему я от него никогда не слышал ничего про столь страшный законопроект? Может быть, потому, что там нет ни слова о запрете кредитных карточек и их хождения в России?
Очевидно, что требование не имеет никакого отношения к воплям о том, что теперь и за границу не съездить, и иностранцам у нас не расплатиться своими кредитками
Достать искомый текст проекта элементарно. Антон Носик, один из топовых блогеров, который как раз и поднял истерию по поводу того, что, мол, вскоре придется всем перейти на наличку, любезно выложил его в своем журнале. Я прочитал законопроект, затем ознакомился с историей его принятия, но так и не углядел того, о чем на всех углах кричат блогеры и журналисты. То есть заранее могу успокоить возбудившихся представителей офисного планктона – кредитки запрещать никто не будет.
Впрочем, по ходу знакомства с темой открылось много интересного по другим направлениям.
Так, 10 декабря прошлого года законопроект прошел первое чтение вообще без каких бы то ни было нареканий. Никакой кампании в СМИ, никаких возмущенных блогеров.
Значит, что-то изменилось в законопроекте после первого чтения.
Внимательно посмотрел на то, чем проект в первом чтении отличается от проекта, подготавливаемого (еще не подготовленного – это важно!) ко второму чтению. Если в первой редакции были многочисленные отсылки к нормативному регулированию Банка России, то теперь право нормотворчества ЦБ РФ существенно сокращено. Конечно, в том, что касается определения обязательных реквизитов, к примеру, как в статье 8 п.1, Банк России свои полномочия сохранил. Зато в большинстве других позиций нормативное регулирование перенесено либо в сам законопроект, либо должно определяться российским законодательством. На практике это означает, что банки и платежные системы (Яндекс-деньги и др.) будут избавлены от излишне пристального надзора Банка России.
Может быть, ЦБ РФ как раз и не заинтересован в принятии законопроекта в новом его виде? Ничуть не бывало. Скрипя зубами, его представители согласились на четкое оформление прав и обязанностей, закрепленных за главным российским финансовым регулятором.
Еще одна новелла касается «электронных денег» – многие пользуются ими сегодня, но законодательного регулирования их хождения пока что не было. Теперь эта лакуна закрыта. Причем никаких изменений потребители не почувствуют. Тем же, кто предоставляет соответствующие услуги, будет работать много проще, имея четкую правовую базу.
В общем, все это скучно и не предполагает конфликтов и скандалов.
Камнем преткновения стали два нововведения: в пояснительной записке к законопроекту первое из них звучит вполне невинно, как «вопрос об ответственности платежной системы перед потребителями платежных услуг и защиты их интересов». Второе же и вовсе не способно вызвать ничего, кроме одобрения: «Законопроект придаст импульс к развитию национальных платежных систем, обеспечит рост конкуренции на платежном рынке, в том числе для международных платежных систем».
По порядку о первой новации. Статья 9 пункт 15 законопроекта предусматривает, что в случае, если банк или электронная платежная система проводят платеж, после которого клиент сообщает, что эта операция была совершена без его согласия, оператор обязан возместить клиенту всю сумму операции. Теперь о том же и по-русски. Если у вас украли пароль, взломали аккаунт и с него сделали перевод, вы можете обратиться в банк или платежную систему. Вам вернут все деньги. Чудесная новелла, не так ли?
Конечно, банкиры и системы платежей возмущены тем, что бремя доказывания и борьбы с мошенниками ложится на их плечи. Они требуют уточнения данной нормы, чтобы избежать взрывного роста мошенничества. Их право. Когда-то о том же самом говорили и страховые компании при принятии закона об ОСАГО, при этом радостно потирая руки и предвкушая выход на рынок автострахования миллионов клиентов. Впрочем, к рассмотрению вопроса об ответственности оператора я вернусь чуть позже. Пока – о последнем нововведении, из-за которого как раз и разгорелся весь сыр-бор. Статья 16 п. 11 гласит, что при внутренних платежах должны привлекаться «операторы услуг платежной инфраструктуры, которые соответствуют требованиям настоящего Федерального закона и находятся на территории Российской Федерации». Тут даже расшифровывать ничего не надо – процессинговые центры всех платежных операций, проводящихся внутри России, должны находиться также внутри России.
Очевидно, что требование не имеет никакого отношения к воплям о том, что теперь и за границу не съездить, и иностранцам у нас не расплатиться своими кредитками. Все трансграничные переводы как осуществлялись, так и будут осуществляться в прежнем режиме. Так что расплатиться кредиткой в Британии вам никто не помешает. Точно так же как британскому туристу ничто не воспрепятствует платить своей кредиткой в российских отелях и ресторанах.
Нет никакой речи о железном занавесе. Речь в новелле идет о совершенствовании внутрироссийского рынка денежных переводов. Его предполагается сделать более конкурентным, более современным. Предлагается вывести на него глобальных игроков, создать новую финансовую инфраструктуру страны. Кстати, разработка проекта ведется по поручению главы государства Дмитрия Медведева. По факту, законопроект – это первый шаг на пути создания в России Международного финансового центра.
В отличие от MasterCard, Виза уже имеет два локальных процессинговых центра в Японии и Великобритании. Чем хуже Россия?
Однако вернемся к российскому рынку денежных переводов. Как известно, доминируют на нем Виза и MasterCard. Доходность рынка оценивается, по данным WikiLeaks, в 4 млрд долларов США. Точную цифру не знает никто. Еще раз – 4 млрд долларов США, а то и больше, на российском рынке зарабатывают крупнейшие платежные системы.
Законопроектом предполагается обязать крупнейшие ТНК, которыми являются Виза и MasterCard, а также иных операторов, построить процессинговые центры в России. Что полностью логично: хочешь зарабатывать в стране – соответствуй ее законодательству, а также будь добр создать внутри страны соответствующую инфраструктуру. В конце концов, 4 миллиарда – деньги немаленькие, можно и раскошелиться на несколько миллионов (стоимость создания процессингового центра). Тем более что предполагается длительный переходный период в два-три года. Успеют подготовиться.
Аргументов для того, чтобы внутрироссийский процессинг обрел и внутрироссийский «хостинг» (прописку) – море. Например: как можно говорить о суверенитете России, если Российская Федерация не контролирует финансовую инфраструктуру и процесс перевода денежных средств, происходящий на ее территории?
Собственно, писать эту колонку мне не пришлось бы, если бы не нежелание платежных систем работать под российским законодательством. Не всех. Так, VIP-система платежей Diners Club уже построила свой процессинговый центр в России. SWIFT – международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей – приступила к строительству такой системы.
Даже MasterCard, который долгое время артачился, все же высказал согласие построить в России процессинговый центр. Аргументация MasterCard, что, дескать, компания работает в 210 странах мира и нигде у нее нет локального процессингового центра, выглядела неубедительно. В итоге Россия станет первой страной, где MasterCard введет локальный процессинг.
Компания «Виза», однако, последовательно отказывается от создания внутрироссийской инфраструктуры. При этом, в отличие от MasterCard, Виза уже имеет два локальных процессинговых центра в Японии и Великобритании. Чем хуже Россия?
Позволю себе остановиться на аспекте, который кто-то назовет конспирологическим. Я же настаиваю на его безусловной значимости.
Дело в том, что компания «Виза» (VISA Inc.) является американской корпорацией со штаб-квартирой по адресу 595 Маркет Стрит в Сан-Франциско, штат Калифорния. Как американская фирма она подчиняется законодательству США. И в случае если Конгресс США принимает решение, к примеру, наложить санкции на компанию или физическое лицо, Виза делает это моментально. Причем, как мы видели в случае с основателем WikiLeaks, для этого не нужно и специального закона. Джулиан Пол Ассанж еще в декабре заявил, что такие платежные системы, как Виза, приостановили прием платежей в его пользу.
Повторюсь: не было никакого закона. Достаточно было административного давления на операторов со стороны американских чиновников, чтобы те отказались совершать переводы!
Ассанж – случай частный. Но ведь есть и другие примеры. Так, во время агрессии НАТО против Сербии все международные платежные системы на территории этой страны прекратили работу.
По закону Виза обязана выполнять указания казначейства США, в частности, не вести дела с представителями «списка OFAC». OFAC – Офис надзора над иностранными счетами – американское правительственное учреждение. В списке представлены государства и компании, которые не нравятся США, к примеру, Куба, Северная Корея, Иран. Есть в списке и российские компании.
То есть компания «Виза» довольно активно используется Вашингтоном в интересах Соединенных Штатов. И ее нежелание подпасть под российское законодательство в целом объяснимо с точки зрения самой компании. Но нам-то в России какое дело до переживаний отнюдь не самой бедной транснациональной корпорации? Нам важно, чтобы очередная поправка Джексона – Вэника не привела, к примеру, к блокировке внутрироссийских трансакций. Визе, очевидно, важно другое.
Известно, что бизнес за 300% прибыли готов на все. Поэтому неудивительно, что российские блоги и СМИ захлестнула волна публикаций, в которых рассказывались ужасы и страшилки о том, что, дескать, скоро бедным россиянам кредиткой будет и не воспользоваться! Против закона выступил депутат Павел Медведев, который приводит настолько смехотворные аргументы, что возникает закономерный вопрос о его мотивации.
Частота выступлений Павла Медведева в масс-медиа четко коррелирует с моментом начала информационной кампании против законопроекта «О национальной платежной системе». Интервью в СМИ, пресс-конференция, многочисленные комментарии – каждое лыко в строку. Чего стоит рассказанная Павлом Медведевым история о том, что законопроект, дескать, разрабатывается не по поручению главы государства, а по причине того, что некий генерал расплатился за услуги «не вполне официального характера» в отеле в Сочи, и об этом узнали в Пентагоне! Хочется подойти, посмотреть в глаза депутату и спросить у него, где он видел, чтобы за «ночных бабочек» в России платили посредством кредитной карточки? Как он представляет себе проводку по этому платежу?
Ситуация, когда депутат-единоросс выступает против законопроекта, за который уже голосовала вся фракция, который выдвинут во исполнение президентских инициатив – сама по себе уже большая редкость. Одно дело – критиковать проект до первого чтения. Другое дело – ставить палки в колеса будущему закону, который уже одобрен партией и фракцией. Сложно сказать, какая тут может быть мотивация. Впрочем, скоро начнется избирательная кампания. В будущей Госдуме места для Павла Медведева, очевидно, не будет. Вот и крутится депутат, как умеет.
Помимо единоросса Павла Медведева в противодействии принятию законопроекта «засветились» несколько известных блогеров и журналистов. Аргументация у них также не выдерживает никакой критики. Выше я уже говорил, что блогеры не чураются и банальной лжи, пугая своих читателей тем, что принятие законопроекта поставит крест на кредитных карточках.
Все это подозрительно смахивает на медийный шантаж и на размахивание информационной дубинкой. Как в подзабытые 90-е. Учитывая тот факт, что по новым правилам согласны жить все платежные системы, кроме Визы, это наводит на вполне определенные размышления.
Недавно в Госдуме разработчики законопроекта проводили заседание рабочей группы по законопроекту о национальной платежной системе. Присутствовали там представители банков, российских платежных систем и фронтмены международных ТНК. Встреча эта нужна была для того, чтобы в преддверии внесения проекта на рассмотрение в Госдуму во втором чтении сверить часы.
В ходе этой встречи с заинтересованными сторонами было достигнуто соглашение о том, что банкиры и представители российских платежных систем предложат свои компромиссные поправки в статью 9 пункт 15 проекта, которые одновременно обеспечили бы и права потребителя, и поставили бы барьер на пути у мошенников. Эти поправки будут обязательно учтены в согласованном варианте законопроекта.
Но можно гарантировать, что никаких компромиссов с любителями шантажа не будет. Пусть даже не надеются.
Что же до информационных кампаний, то принявшие в них участие известны. Они сами себя наказали. Сами себя запятнали.