То, что оно давно не самое лучшее в мире, к сожалению, уже всем понятно. Испортилось все – и учителя, и учебники, и сама система. Школ мало, детей много, учителей катастрофически не хватает, а хороших учителей не найдешь днем с огнем. Учебники в большинстве случаев просто нечитабельные – я довольно часто берусь помогать сыну с уроками, и мне приходится по нескольку раз перечитывать текст, чтобы хотя бы приблизительно уловить, о чем там пытаются рассказать. Потом я влезаю в Интернет, ищу статьи по теме, где она раскрыта более подробно. Если есть возможность, нахожу видеоролики, старые короткометражки «Центрнаучфильма» или новые образовательные фильмы BBC. Пересказываю своими словами, рисую схемы, показываю иллюстрации и недоумеваю, почему это нельзя было сделать сразу, в процессе написания учебника? Почему они написаны мертвым языком, скучны и малоинформативны? Почему, например, война с Наполеоном, которая по накалу интриг не уступает авантюрным романам Дюма, преподнесена как сухой список фамилий и дат и что сам Наполеон, что Михаил Илларионович Кутузов выступают там как серые малоинтересные личности «пошел туда, сделал то-то, победил там-то. Точка». Непонятно. Но мы сейчас и не об этом.
Итак, что мы имеем? Предложение полностью изменить систему образования. Фактически, уничтожить школы в том виде, в котором они существовали ранее
Я часто задумывалась о том, как надо изменить систему образования. Какими должны быть новые учебники и учителя. Можно ли переучить нынешних плохих учителей на хороших? А как? Кто будет переучивать, если новое поколение учителей тоже выросло с плохими учителями?
Тут небольшое отступление, чтобы утихомирить праведный гнев, если вдруг он вас настиг. Да, разумеется, кощунственно требовать от учителей с их мизерными зарплатами и невыносимыми условиями труда чего-то прекрасного. Возможно, даже самые лучшие и лучшие из лучших превращаются в отупевшую от постоянных повторов машинку для трансляции прописных истин. В нашей, не самой худшей, школе недостаток учителей такой, что они преподают сразу по несколько предметов (иногда даже никак не связанных между собой), и я искренне сочувствую этим молодым девочкам с собственными детьми на руках и с сотней ленивых балбесов в школе (у которых переходный возраст, и поэтому они из кожи вон лезут, чтобы проявить свою независимость и фантастическое нежелание учиться). Но давайте отучаться критиковать. Давайте думать, как можно изменить ситуацию. Обильное вливание денег, даже если допустить такую фантастическую вероятность, не сделает из нынешних учителей чего-то большее. И из врачей, и из армии. Поздно рыпаться. Тут все прогнило до основания, включая основание. И значит легким косметическим ремонтом уже не обойтись. Значит, радикальные меры, но какие?
Возможно, стоит вернуться на тысячу лет назад, но с применением новых технологий? Это раньше ученикам мудрецов и философов надо было пересекать пешком целые страны, чтобы послушать лекции, но теперь есть возможность подключиться к видеоконференции или найти нужный материал на видеохостинге. Хороший, по-настоящему толковый учитель может получать специальную лицензию и создавать собственные видеоканалы, целые образовательные студии. Количество учеников (подписчиков) у такого учителя возрастет в сотни раз. У детей появится возможность выбирать того педагога, который сможет правильно заинтересовать. Будет это седой старец, читающий лекции по классической схеме, или молодая симпатичная девчонка, которая, пользуясь обаянием, объяснит все тонкости вегетативной системы – какая разница, если главная цель – получить эти знания.
Популярность учителя будет напрямую связана с его талантом рассказчика и так же напрямую с гонораром, который учитель будет получать. Мы обретем новое поколение учителей, заинтересованных в собственном профессионализме, а не просто «пошла учиться в педагогический, потому что рядом с домом и проще поступить».
Мне не нравится ЕГЭ, но, возможно, стоит создать систему зачетов, которые необходимо будет сдавать для проверки получения знаний и их соответствия государственным стандартам. То есть мы не говорим о том, что в школу не надо будет ходить вообще, хотя и в этом есть свои плюсы. И я не пытаюсь рассказать некую идеальную схему – ее, вероятно, не существует. Но как вариант. Появляется возможность самим выбирать дисциплины и планировать свой день. Выбор оптимального времени для усвоения материала, скорости, вероятность повторов. Возможность быстрой связи с учителем и получения индивидуального пояснения. Возможность регулировать нормальное время сна, необходимого отдыха и продолжительность каникул.
Минусы тоже очевидны. В свободном графике, если родители не будут выполнять роль надсмотрщиков, крайне сложно добиться дисциплины. Отсутствие социализации, о которой так пекутся психологи (хотя, по-моему, поздно бить тревогу – многие из нас уже давно заменили живое общение на общение в Сети, и никто не умер. Количество людей, работающих на фрилансе, увеличивается год от года – возможность выполнять свою работу, не выходя из дома, имеет такое количество преимуществ, что большинство при первой же возможности заменяют походы в офис на удобное домашнее кресло с ноутбуком на коленях).
А, ну да, и с физкультурой как-то неудобно получается! Впрочем, и это при желании решаемо.
Как теоретически может выглядеть новая система? Список дисциплин, необходимых для изучения в определенный период. Еженедельные или ежемесячные тесты, сдаваемые также онлайн или в определенных учреждениях. Видео и аудиоуроки, онлайн-консультации и онлайн-конференции. Некая государственная бесплатная программа подобных уроков и негосударственная (возможно, коммерческая).
Немаловажно коснуться еще одной темы. Наши дети изменились. Это новое поколение и даже некий новый биологический вид людей, родившихся в мире совершенно других технологий. Дети, выросшие на фильмах с быстрым «клиповым» монтажом, с трехмерной визуализацией, с компьютерными играми, обилием аудиовизуальной информации. Я помню, сколько разговоров велось о вреде всего вышеперечисленного. Говорили, что это ужасно, вызывает приступы эпилепсии, делает из детей дебилов, отучает от чтения и письма рукой и т.д. и т.п. Но что мы видим теперь? Оправдались ли самые страшные ожидания пессимистов? Да, в некотором смысле оправдались. По сравнению с нами, наши дети другие. По сравнению с нашими родителями, они и вовсе мутанты. Они гораздо хуже читают книги, пишут отвратительным почерком и гораздо медленнее клацают по клавиатуре, не могут отличить Мане от Моне, но знают, чем GPRS отличается от UMTS. Не буду обобщать, так как полагаю, что дети в больших городах живут не совсем той жизнью, которой живут дети в глубокой провинции, и дело тут не только и не столько в, скажем, доступности Интернета, сколько в менталитете самих жителей этих городов. Но если допустить, что прогресс не стоит на месте, а эволюция эволюционирует (или, если хотите, деградация деградирует), невзирая на менталитет, то очень скоро все то прекрасное и пагубное влияние, которое новые технологии оказывают на подрастающее поколение, доберется до самых отдаленных уголков цивилизации.
Но вернемся к Новым детям. Появились ли плюсы? Да. У них другая скорость реакции – она выше. Она выше скорости чтения с листа бумаги. И тут мы снова возвращаемся к новым способам подачи информации. Видео вместо книг.
Подождите, не начинайте кричать! Давайте поразмыслим. Раньше автомобили были на механике, но потом появились автоматы. Автоматы, как известно, «для дебилов» и «если ты не умеешь управлять механикой, ты не водитель» и «в критической ситуации автомат тебя не спасет» и т.д. и т.п. Но многие ли сейчас ездят на механике? Покричали, побухтели про дебилизацию и, скрипя зубами, признали удобство автоматической коробки. Окей, двигаемся дальше. Лапароскопия. Операции, которые раньше проводили с разрезанием живота от уха и до правого колена, теперь делают через микроскопические проколы. Только что тебе вырезали желчный пузырь, а через несколько часов ты уже можешь идти домой. Никаких серьезных осложнений, никаких порезанных мышц и уродливых шрамов. Плохо? А лазерная коррекция зрения? От микроволновки готовы отказаться? От лифта? А ведь лифт тоже сокращает вашу жизнь, лишая вас необходимой физической нагрузки.
Итак, что мы имеем? Предложение полностью изменить систему образования. Фактически, уничтожить школы в том виде, в котором они существовали ранее. Заменить чтение на просмотр и прослушивание, оставив его как дополнительную функцию (не переживайте, читать никто не разучится, просто делать это станут по-другому). Это ужасно, да, я осознаю, как это выглядит со стороны, но давайте очнемся, посмотрим по сторонам и признаем, что мир изменился и эта система устарела.
Может, пора признать, что ничего страшного не произошло? И от измененного восприятия информации наши дети не станут хуже? Просто надо изменить подачу материала на более новую? Может быть, тогда мы дождемся момента, когда наши дети будут кидать друг другу ссылки на видео с уроком по химии и комментарием «Супер! Смотреть всем».
Звучит странно, но подумайте об этом. Жду ваших мыслей.