Авторские колонки

9 декабря 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Вышибание крестиком

Победа «Цветочного креста» Елены Колядиной – не бесчинство «Букера», а следствие сложившихся отношений между литературой и обществом: когда литература равнодушна, роль социального камертона берет на себя графомания.

Кроме того, что слово Катастрофа в последнюю неделю приобрело, кроме общепринятых, еще одно значение а именно вручение «Букера» Колядиной, заметны попытки покаяния: когда литература «отсиживается в окопе» (Мартын Ганин) и не хочет быть общественным камертоном, на ее место заступает графомания. Потом было найдено еще более точное определение: само по себе «это» не представляет опасности такую литературу критика научилась не замечать; опасность лишь в том, что оно появилось не на своем месте. То есть главное зло не в Колядиной и ее повести, а в размывании культурной нормы и атрофии культурной интуиции.

Цветочный крест» – это внутренний бунт Колядиной против стерильности породившей ее глянцевой культуры, все то, чего она не могла себе позволить выразить с помощью официальных каналов

Это закономерный итог автономизации двух культур, элитарной и массовой, которые не имеют сегодня ни единого канала коммуникации. Культуры живут как соседки, годами не разговаривающие друг с другом и при встрече шарахающиеся в разные стороны. Текст Колядиной – последствие такого взаимного игнора. Если оставить в стороне все «причмокивания» и якобы «карнавальность», «Крест» феноменален тем, что написан как бы вдоль или поверх культуры; в нем нет никаких культурных следов, отражений, аллюзий что тем более удивительно, если учесть, каких авторов Колядина называет в качестве любимых. Совсем неслучайно Колядина признается в интервью, что роман ей диктовал улыбчивый, нестрогий «бог»: просто он занял место отсутствующей культурной традиции в самом широком смысле. Это бог из глянцевого журнала.

Творческая биография Колядиной в этом смысле показательна: журнал Cosmopolitan (19952001, увлекалась идеями феминизма и собирала материал для энциклопедии о женщинах в истории) женские романы (серия «Девушка с характером») повесть «Цветочный крест». Глянец принес пользу России, без иронии: он научил любить свое я, но отчего-то это далось путем отказа от культуры. Глянцевые журналы предпочитали не печатать уже имевшихся писателей, а растить собственных. Это был совершенно уникальный для России тип творца. Общая установка была такая: мы что-то читали, что-то знаем, у нас даже есть дипломы и степени но, девочки: наша читательница не обязана знать «все это». Поэтому ваш текст требует своеобразной эпиляции, то есть из него нужно вырывать мельчайшие волоски, связывающие нас с большой мамкой-культурой.

Мы будем писать так, как будто никакой культуры до нас вообще не существовало; мы создадим свою вселенную, девичью, и даже бог у нас будет с лицом Роберта Де Ниро. Как кто-то едко заметил, герои Колядиной разговаривают в духе режиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» «аки-паки-херувимы»: это также примета глянца. Любой исторический или культурный продукт мог попасть туда только в пересказе, в таком вот протертом и комичном виде, потому что единственным Настоящим и Серьезным там могла быть только реклама косметики и одежды. Зато слово «телесность» там закрепилось.

Эта «телесность», однако, не имела ничего общего с сексуальностью: тексты глянца об «этом» отличались той же выхолощенностью и антисексуальностью. Та же стерильность была общим правилом и при написании любовных романов. Колядина подчинялась этим правилам игры, но в ней, видимо, рос естественный протест – против постоянно подавляемого, репрессируемого «настоящего слова и чувства». Эта подавляемое и нашло в результате выход в виде «Цветочного креста» концентрированной, утрированной, маниакальной «телесности», как она понималась автором.

Надо понимать, что «Цветочный крест» это внутренний бунт Колядиной против стерильности породившей ее глянцевой культуры, это все то, чего она не могла себе позволить выразить с помощью «официальных каналов». Поэтому ее бунт именно таким антикультурным и вышел, с нашей точки зрения, а с ее точки зрения он был именно освобождением от табличек «запрещено», которыми увешана поп-культура с ног до головы. Мы знаем, что самая жестокая цензура была именно в глянце – не столько стилистическая, сколько идеологическая – в новом смысле, конечно. Колядина – это оживший персонаж повести «День опричника» Владимира Сорокина: сказитель народный, баян и былинник Артамоша, который пел сперва былины канонические про Илью Муромца, про Буслая, про Соловья Будимировича, а затем запел диссидентские куплеты про сексуальные похождения Государыни. Артамоша ведь тоже диссидент в антикультуре.

Пелевин и Сорокин, которых упоминает Колядина в качестве любимых писателей, это именно неправильно понятые П. и С.: как игра в похабство, как сдавленный смешок, как выход энергии низа. Если бы между массовой литературой и просто литературой существовал контакт, такой оплошности было легко избежать.

На повести отразилась и общая развлекательно-духовная концепция современных медиа. Провинциальные газеты, на первых страницах которых отчеты чиновничества о выполнении социальных программ, а дальше что бог пошлет, состоят именно из такого набора: «о. Тихон, настоятель Н-ской церкви, пожелал нашим читателям скорейшего избавления от жары» и на соседней полосе заметка «Таня из «Блестящих» разводится» с вопросительным знаком.

Это соединение, как выяснилось, обладает эротической силой – отдается в межножье, выражаясь языком Колядиной, и само подсказывает этот ход: соединить условного батюшку и Таню из «Блестящих» да запихнуть их в средний век, который на фоне стерильности века 21-го покажется образцом чувственности. Трагический финал «Цветочного креста» не должен смущать: в продолжении «Креста», которое уже писалось автором еще до всякой победы на «Букере» – просто в силу определенных законов жанра Федосья чудом спасается и уезжает в Москву; поп-карьерист из первой части также мечтает о Москве. «Так получается, что все мои героини покидают родную и любимую глубинку и направляются в столицу», говорит Колядина в интервью, и это тоже есть в своем роде закономерность, путь «девушки Космо» из тьмы к свету, из провинции в столицу, поближе к кремам и духовности.

Прочитав едкие рецензии коллег, я бросился перечитывать повесть, желая как бы набраться праведной, благородной злости на «врага литературы» но не смог, при всем желании. Потому что такие тексты постоянно встречаются в отборочных турах литературных премий, и к ним уже привыкаешь: допустим, там нет такой яростной «телесности», но все остальное очень похоже, включая неискоренимую тягу к стилю «под Русь».

Единственная польза от повести – то, что она, сама того не желая, подарила идею нового героя, который мог бы по-настоящему взорвать литературу. В идеале это авантюрный роман с попом – современным Остапом Бендером или Хлестаковым в рясе – циничным, умным, весело использующим доминирующий дискурс «духовности» в своих целях. Этот герой был бы достойной альтернативой попам телевизионным и киношным; вот чем могла бы озаботиться литература кроме собственного «выживания».

 

Вам может быть интересно

Российские войска поразили цех производства твердого ракетного топлива ВСУ
Темы дня

Инаугурация президента Владимира Путина

Что угрожает российскому зерновому экспорту

Лидирующие позиции России в мировом экспорте зерновых и пшеницы могут пошатнуться из-за снижения урожая в этом году. Урожай оказался под угрозой, с одной стороны, из-за засушливой весны на юге страны, а с другой стороны – из-за снижения расходов крестьян на защиту посевов, на удобрения и другие технологии. Почему крестьяне резко снизили технологичность посевов в этом году?

Путин призвал Запад отказаться от чванства

Си Цзиньпин: Китай не забудет бомбардировку НАТО Белграда

Объявлены сроки испытания боевого ледокола «Иван Папанин»

Новости

Во Владивостоке арестован американский солдат

Американского солдата Гордона Блэка, задержанного во Владивостоке, отправили под стражу по обвинению в краже, сообщила пресс-секретарь Приморского краевого суда Елена Оленева.

Электромотоциклы Aurus Merlon впервые показали на инаугурации Путина

Электрические мотоциклы Aurus Merlon впервые показаны широкой публике на инаугурации президента России. Они использовались в кортеже главы государства.

СБУ заявил о задержании якобы готовивших покушение на Зеленского офицеров

Служба безопасности Украины (СБУ) заявила, что ранее удалось задержать двух полковников управления госохраны Украины, которые якобы готовили покушение на президента Владимира Зеленского.

В Берлине запретили российские флаги и георгиевские ленточки на мемориалах

Полиция Берлина запретила на празднованиях Дня Победы на трех крупных советских мемориалах российские флаги, знамена, георгиевские ленты, символы «V», «Z» , военные марши и песни, следует из официального вестника земельного административного ведомства Берлина.

Путин вступил в должность президента России

Владимир Путин официально вступил в должность президента России на новый шестилетний срок, объявил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

Политолог оценил итоги визита Си Цзиньпина к Макрону

Визит главы КНР Си Цзиньпина в Париж может привести к расширению экономического сотрудничества Китая и Франции. Однако Пекин негативно относится к попыткам партнеров диктовать ему условия, поэтому отрицательно воспринял попытку использовать его для давления на Москву, сказал газете ВЗГЛЯД китаист Алексей Маслов. Ранее Си Цзиньпин и президент Франции Эммануэль Макрон провели переговоры в Париже.

Пашинян объяснил нежелание ехать на парад Победы в Москву

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что не считает необходимым каждый год присутствовать на параде Победы в Москве.

Кедми объяснил цели точечной операции ЦАХАЛ в районе КПП «Рафах»

Для полномасштабной операции израильских войск в Рафахе потребуется мобилизация огромных сил, но на данном этапе это не имеет смысла. Цель ЦАХАЛ – ограничить пути поставок оружия для движения ХАМАС. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал экс-руководитель спецслужбы «Натив» Яков Кедми. Ранее в ЦАХАЛ сообщили о взятии под контроль КПП «Рафах» у границы с Египтом.

На убитом в ЛНР наемнике ВСУ найден шеврон с французским флагом

На одном из тел в захваченном силами Вооруженных сил России опорном пункте под Белогоровкой в ЛНР были обнаружены шевроны, в том числе с изображением флага Франции. Об этом свидетельствует видеозапись осмотра.

Сбежавший в Белоруссию польский судья заявил об искусственной русофобии в Польше

Желающий получить в Белоруссии политическое убежище судья воеводского административного суда Варшавы Томаш Шмидт рассказал, что жители Польши и Украины хотят мира с Россией и Белоруссией.

Правительство России ушло в отставку

Правительство России сложило полномочия перед вновь избранным президентом, распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Немецкая Uniper увидела риск изъятия активов в России

Германский концерн Uniper обеспокоен решением российского суда, которое может позволить «Газпром экспорту» взыскать с Uniper 14,3 млрд евро и изъять его активы в России и за рубежом, говорится в отчете компании.
Мнения

Андрей Медведев: Речь Государя

Прямая трансляция благодарственного молебна в ходе инаугурации президента – это ведь не только обозначение курса и смыслов следующих шести лет. Это главная присяга, выше которой нет, Тому, кто спрашивает особым спросом.

Сергей Худиев: Дело доктора Буяновой – важный прецедент

Оскорблять вдову павшего воина было бы совершенно вопиющим, бессовестным поступком – по любым человеческим меркам. Для врача это было бы, к тому же, проявлением полной профнепригодности. Это заслуживало бы увольнения с волчьим билетом. Но тут нам стоит притормозить и задуматься.

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?