В Н-ске ждут столичную штучку
Известно, что по американскому протоколу президент США должен встретиться с «представителями гражданского общества». Понятно, речь идет об оппозиционерах – но до поры до времени было неизвестно, какого градуса крепости, да и просто – о ком именно! Так вот, отдельные «представители» уже за две недели нервно кусая ногти чуть не угрожали Обаме – мол, коли он встретится с «лже-представителями» (скажем, с членами партии Миронова), то они («подлинные представители») в нем окончательно разочаруются. Подтекст этой «детской хитрости» очарователен и чист как слеза младенца – «выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня!». В общем, трепещут Н. И. Ростовы перед первым балом.
Образ США», который рисует наше идеологическое воображение, – это наш геополитический ИДЕАЛ
Причем дело тут не в политических пристрастиях «шакалов». Если бы на встречу позвали самого Проханова, полагаю, и он едва ли уронил бы, не разжимая каменных губ: «МНЕ с президентом гибнущей империи зла и фальшивых долларов говорить не о чем!» Известно, каким тоном профессиональные антиамериканисты говорят про «американский империализм» и каким – они же! – разговаривают с избранными империалистами. Даже такими дедулями, как Бжезинский-Киссинджер… А уж приобщиться к президенту США! Право, не представляю себе ни одного российского политолога-журналиста, который бы о сем факте своей биографии не нашел повод помянуть раз 100 («когда я беседовал с Обамой…»). Знаю (да не я один!) даже нашего политолога, который, как говорится, слегка свихнулся на почве нежданной беседы с Рейганом…
Но речь не о человеческом и профессиональном тщеславии. Это качества интернациональные, западные «свободные интеллектуалы» тоже лижут наших начальников во время бесед так, что аж блестит. И уж всяко не задают неудобных вопросов. Общение с сильными мира сего повышает капитализацию, да и самооценку «средних мира сего», и они платят за это всеми подручными средствами.
Но специфика именно нашего отношения и именно к президенту США проявляется иначе.
Слишком много об этом «историческом визите» говорят в политических СМИ. (Отчасти, наверное, потому, что говорить, вообще-то, больше почти не о чем – чахлая «политическая жизнь» летом совсем уходит в отпуск).
И даже нормальные люди, по моим наблюдениям, тоже этим саммитом интересуются – конечно, меньше, чем футбольным матчем, но куда больше, чем интересовались бы визитом председателя КНР. Или чем интересовались бы визитом президента США жители Германии или Франции.
Ничего тут странного нет – странно, если бы было иначе.
Наша тяжкая ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ от США общеизвестна. Да, зависимость с отрицательным знаком – но слабее она от этого не становится. Эллочка Щукина, кстати, тоже ненавидела чертову Вандербильдиху, но – «мне и хочется на волю, цепь порвать я не могу!». Как порвешь, если цепь накручена – внутри себя…
Антиамериканизм – явление, конечно, глобальное. И проявляется он в Европе, скажем, куда сильнее, чем в наших молчаливо-сумрачных широтах. Но разница в том, что европейцы, хотя терпеть не могут США, но а) не считают, что во всех их проблемах виноваты США, б) антиамериканизм распространен в Европе среди «простых людей» и левых политиков и, во всяком случае, не является НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ, объединяющей массы и элиты (с их манхэттенской недвижимостью), в) в последнее время «в Европе так не носят». Мода меняется: на смену антиамериканизму – обамомания. В Европе, согласно последним опросам, Обаме «доверяют» 61% (больше, чем СВОИМ лидерам), а в РФ – 23%!
Примерно такое же отношение к США, как у нас, есть, правда, в большинстве исламских стран (хотя и там эпидемия обамомании набирает силу). Покорит ли Обама Москву? Приобщимся ли мы к новейшей евромоде – или предпочтем свой Большой Антиамериканский Стиль?
Вопросы эти имеют самое четкое ПОЛИТИЧЕСКОЕ значение.
Глядясь в американское зеркало
Ясно, что на ТАКОМ психологическом фоне, какой существует сегодня, никакие рациональные переговоры с США невозможны. Поле слишком сильное – искажает все силлогизмы.
Все грехи, реальные и мнимые, Ельцина и Ко переписывались на «его американских хозяев» (фото: РИА Новости) |
Пока не изменится психология нашего общества в отношении США – не изменятся ВСЕРЬЕЗ наши реальные отношения с США.
Тут сразу следует возмущенное и, в общем, справедливое: «НАША психология должна меняться! А ИХ – нет, не должна?! МЫ опять им что-то «должны»! Может, еще им, таким чудесным, ботинки почистить, нет?!»
Дело в том, что я не берусь судить, как к нам относятся в США – разные слои общества, элит и т. д. Ясно, что много равнодушнее, чем мы к ним (отдельная причина для нашего раздражения!), но совершенно не факт, что рационально. Вполне возможно, что старо-новые комплексы и ими распоряжаются вовсю.
Но речь в этой статье – не о США.
И не только потому, что я их изнутри совсем не знаю.
Просто меня они – со всем своим отношением к нам – очень мало интересуют.
А вот наше восприятие США меня интересует КРАЙНЕ. И совсем не с точки зрения «интересов США» – мне-то что до них! Я там и был-то один раз и вряд ли когда еще буду, да и не больно тянет, честно сказать. И даже не с точки зрения перспектив наших с ними взаимоотношений – это важная, но тоже частная тема. Договоримся мы с ними о чем-то или нет – наша жизнь в любом случае продолжается.
И вот хочется что-то понять про НАШУ ЖИЗНЬ.
По-моему, условный «антиамериканизм» – это очки, через которые мы смотрим совсем не на Америку (еще раз – да и черт с ней!), а НА ВЕСЬ МИР. ПРЕЖДЕ ВСЕГО – НА СЕБЯ.
Проективный тест – через наше описание США, через наше понимание того, как они относятся к нам, как мы должны относиться к ним, как мы хотим относиться к ним и т. д. – через все это можно понять «кто мы, откуда, куда идем».
От любви до ненависти один шаг – в отношении США мы его проделали с 1991-го по 1997–99 годы. Формально последней каплей стала «варварская агрессия против Югославии» (в которой США как раз не играли решающей роли), но на самом деле в обществе просто накопилось разочарование «прозападным курсом», ничем ПОЛИТИЧЕСКИ не компенсировалось унижение от проигрыша в холодной войне, а все грехи, реальные и мнимые, Ельцина и Ко переписывались на «его американских хозяев».
Если спросить нормального гражданина РФ, то он никогда не скажет, что «ненавидит» Америку. Он так ИСКРЕННО не думает!
Он охотно отдаст им должное – «умеют отстаивать СВОИ национальные интересы, вот бы нам тут у них и поучиться!».
Вот здесь и зарыта собака. Причем конкретная – питбультерьер.
Ведь под «национальными интересами», которые так «умело» отстаивают США, наше общество понимает:
– их вечное желание КОМАНДОВАТЬ ВСЕМ МИРОМ, а как следствие – противостояние России по всем параллелям и меридианам, а особенно в СНГ;
– грубейшая американская корысть, их желание не мытьем, так катаньем «захватить природные ресурсы» всех стран, прежде всего, понятно, наши;
– готовность американцев ради этого действовать то грубой силой (Ирак), то тонкой ложью («цветные революции»), борьба за «права человека» (и мы отлично знаем этого человека!).
Вот она – настоящая Америка. Сильный, матерый хищник, понимающий только силу и холодный нефтедолларовый расчет (в других вариантах – слабая, умирающая, обреченная, но потому особо опасная, как раненый волк…).
Империя Зла – как и было обещано.
И это бы еще ничего… Может, Америка – «такая», может, совсем даже «не такая», Бог с ней (будет случай, вернемся и к Америке).
Главная-то НАША проблема совсем в другом.
Ведь тут же – и ВПОЛНЕ ИСКРЕННО! – говорится, что вот нам бы у них и ПОУЧИТЬСЯ…
Итак, «образ США», который рисует наше идеологическое воображение, – это наш геополитический ИДЕАЛ. Образец реальных действий, по меньшей мере. Те, кем мы хотим – и стараемся изо всех сил – стать.
А на кой черт нам надо быть такими?
А вот на кой.
Ведь на самом деле, по нашему убеждению, не только Америка «такая бяка». МИР ТАКОЙ – другого нет. Просто Америка – естественный центр этого безжалостного мира.
И мы ВЫНУЖДЕНЫ вписаться в ЭТУ СИСТЕМУ КООРДИНАТ – другой-то нет!
С волками жить – по-волчьи выть! «К чему напрасно спорить с веком».
Мы хотим САМИ СТАТЬ Империей Зла. Просто пока еще нефтяной каши мало ели… Ну ничего – дай срок!
Но как же сильно изменилось общественное настроение в России!
Вера в бестрепетно-рыночные отношения стала тотальной – только так бывает (и должно быть!) между людьми и уж точно между государствами. Все остальное – «сладенькая ложь» с целью усыпить внимание и нанести удар первым.
Традиционно в России такие настроения в обществе, конечно, существовали. Они были – но их осуждали, их стыдились, их презирали.
Модными, уважаемыми, ЛЕГИТИМНЫМИ были совсем ДРУГИЕ идеи.
В отношениях между людьми – помощь слабым. Бескорыстная, естественно – я вдруг сообразил что этот тезис теперь надо ОТДЕЛЬНО ПОЯСНИТЬ … В отношениях между странами - то самое «всечеловеческое братство». От Достоевского до «Я хату оставил, ушел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам ОТДАТЬ». Отдать – а не самому захапать! Было и понятие «долг чести». Не всегда, конечно, этими идеями руководствовались (хотя довольно часто!), а бывало делались из-за этого и ужасные «глупости» (в том числе вполне себе кровавые глупости).
Но, во всяком случае, ПУБЛИЧНО ОТРИЦАТЬ эти идеи, осмеивать их, говорить о них, как о заведомой лживой демагогии, решались немногие. Очень немногие. Например, бравировавшие своим цинизмом «нигилисты», «бесы». Впрочем, даже и они напирали все-таки на «высшие оправдания» своих действий.
И даже тов. Сталин сформулировавший наше СОВРЕМЕННОЕ видение мира: «Таков уже закон эксплуататоров – бить отсталых и слабых. Волчий закон капитализма. Ты отстал, ты слаб – значит, ты неправ, стало быть, тебя можно бить и порабощать. Ты могуч – значит, ты прав, тебя надо остерегаться», – все-таки языком блудил – это, мол, «их нравы». У нас-то, понятное дело, нравы другие – помощь трудящимся, «обязательства перед мировым пролетариатом». Пусть в форме такого идиотского лицемерия, но проклевывался лучик псевдогуманизма в джунглях real politik.
Однако с тех пор как исчезло идеологическое противостояние «их миру», последний фиговый листочек отброшен. «Нету их – и ВСЕ РАЗРЕШЕНО».
Не «их мир» таков, а просто – МИР. Другого нет. По его законам и будем жить. И желаем жить УСПЕШНО.
Система ценностей современного мира
На фоне обязательного православия ПОЧЕТНОЙ, ПРЕСТИЖНОЙ идеологией в нашем обществе стал абсолютно атеистический, ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ. А проще сказать – МАТЕРОЕ ЖЛОБСТВО. Есть тут, конечно, и честь – пацанская. Наша честь – в крутости!
В 1991 году эти идеи бодро-весело «от живота веером» провозгласил Жириновский. И во внутренней политике (ставка на «молодых волков»), и уж тем более – во внешней. Собственно, вся его – пользовавшаяся тогда таким успехом – демагогия сводилась к одному: «Хватит нам быть добрыми! Мир жесток, в нем есть только желудочные рефлексы – и мы так должны жить! Все «идеи» выше пупка – просто «обман трудящихся».
Трудящиеся охотно верили этому образцу честности – сами так думали, только высказать не умели. Не у всех же отцы – юристы…
В 1991 году эти идеи бодро-весело «от живота веером» провозгласил Жириновский (фото: РИА Новости) |
С течением времени «Жирик стерся», еле-еле смешит публику у барьеров.
Но ИДЕЯ ОВЛАДЕЛА МАССАМИ.
И совсем-совсем другие, куда более серьезные политики другими, более пристойными (или не очень другими!) словами возгласили тот же символ веры.
А для оправдания вот такой – хоть и привычной, да все-таки не совсем приятной русскому уху – идеологии и работают ссылки «на них».
Конечно, вся эта идеология – «без оборота на меня». Например, мало кто хотел бы в реальной, социальной жизни жить по геополитическим понятиям! Нет, тут мы предпочитаем помягче да послаще… Тут мы и Бога вспомним и законы и совесть … Хотя, по совести сами же и считаем, что вообще социальная жизнь – наша – это и есть первобытная чаща. Но сами лично, как правило, «по волчьи выть» не хотим, не считаем, что «наша честь – в крутости». Нет, как правило, считаем все-таки, что честь и крутизна – не одно и то же.
Почему я так думаю?
Элементарно, Ватсон!
Потому что мы ЕЩЕ ЖИВЫ. Ибо в мире социал-дарвинизма (да еще и вульгарного) жить НЕЛЬЗЯ. Этот «реалистический» взгляд на мир, «взгляд без очков» – самая НАИВНАЯ, ПОДРОСТКОВО-ПРЫЩАВАЯ УТОПИЯ. Малые криминальные сообщества так жить могут – пару лет, пока не распадутся. Общество – нет, не может. Не выживет просто.
И бизнес – нет, не может. Например, в нашем бизнесе бои без правил постепенно перестали все-таки определять его общий стиль (хотя, понятно, многое из этого осталось).
Почему? Да уж надо думать не из-за усилий прокуратуры… А просто потому, что бизнес джунглей в крупном масштабе НЕПРАКТИЧЕН.
Мы хорошо помним «звериный оскал Маркса», его слова про «ледяную воду эгоистического расчета», в которой буржуазия потопила все ценности, мораль и все такое. Экой Бармалей! Свирепый теоретик Карл Генрихович, одна борода чего стоит…
Да вот другой теоретик, Макс Вебер – даром что борода пожиже – оказался куда ближе к грубой жизни. Не на одном голом корыстном расчете бизнес-то стоит (если это не наркоторговля, скажем), а еще и на ЭТИКЕ. Религиозной, например (ну уж там – протестантской, иудейской, старообрядческой, конфуцианской или еще какой – особая тема). Наконец (наш случай), пусть не на религиозной, но на «обычной» человеческой – хотя бы в подражание западному бизнесу.
Да-с, и социальная жизнь, и даже бизнес жить по волчьим законам не могут. Не практично-с. Конечно, волчьи гены нужны – кто бы спорил! Да только – в меру, в меру, уравновесил – и порядок.
И мы это шкурой чувствуем там, где дело нас РЕАЛЬНО КАСАЕТСЯ.
А вот там, где реально НЕ КАСАЕТСЯ – там парим в мире своих брутально-халявных грез.
Областью этих фантомов и стала знаменитая геополитика. И центр ее зловещий – Американский Империализм.
Вот там, в бескрайних ТВ-просторах, все так, как мы знаем, что в реальной жизни быть не может.
Там все – беспощадное хищничество, сдерживаемое одним голым страхом, там «коварство без любви», борьба всех против всех, чьи-то национально-наполеоновские комплексы, там войны как массовые убийства с целью нефтяного ограбления (так мы видим войну в Ираке, скажем) и т. д. Там если говорятся какие-то приличные слова – так это все обманка, брехня, разводка…
Во какой мир!
Как хорошо, что между ним и нами стоит все-таки ТВ-экран. Который нам все про этот жуткий мир и объясняет. И мы подталкиваем власти – биться со страшными и беспощадными геополитическими великанами, которые все мельницами прикидываются…
Там, в разряженном антиамерикански-геополитическом пространстве мы выпускаем весь свой подростковый пар.
Интересно, что и те, кто знает десятки, сотни американцев, регулярно ведет с ними бизнес, бывает там и т. д. – тоже иногда (хоть и не так часто) верят в те же мифы. Спрашиваешь: «Ты с этим в СВОЕЙ реальной жизни сталкивался?» Ответ: «А причем тут это?! Я ж тебе про Геополитику, про Высокую Политику». А, ну да… Забыл. Извини.
Понятно, что пока мы (наше общество) ТАК видим (хотим видеть) хотя бы ту же Америку, ни о чем путном и надолго с ними договориться не удастся – да и ни к чему.
Конечно, ТАКИЕ геополитические оценки в духе социал-дарвинизма даются далеко не всем. Россия умеет СОВСЕМ иначе видеть ту же Индию, Китай, да и Европу. Более того, даже в отношении США риторика в стиле real politik и собственно реальная политика – далеко не одно и то же. Потому что в реальной политике – и нашей, и американской – кроме недоверия есть и доверие, кроме корысти есть и нормы этики, кроме крутизны есть и совсем другие представления о чести. И все дело в МЕРЕ первого и второго…
Но это – еще раз повторяю – меня в данном случае не так интересует.
Интересует и огорчает другое: общая глубокая НЕАДЕКВАТНОСТЬ нашей картины мира, которая (неадекватность) в данном случае, как лазером, концентрируется именно в «американофобию».
Как и любая фобия, она затягивает. И опасна она совсем не для «них», а только для нас.
Ведь воинствующий антиамериканизм – помимо тех или иных не слишком адекватных политических решений – оправдывает и разогревает иррациональную злобу и комплексы в самом нашем обществе. Для начала – к врагам внутренним, «либерастам», агентам США, а потом и «вообще»… А это уже не имеет ни малейшего отношения к США и куда похуже испорченных отношений с США.
Так-с.
А кто же в этом виноват?
Америка, разумеется! Вот в чем ее вина перед нами: в том, что мы ее такую выдумали и отравились ненавистью к ней! Как же ее за такую вину можно не ненавидеть?!