Авторские колонки

19 февраля 2009, 10:00

Андрей Архангельский: Девственность – не главное

Фильм Виталия Манского* называется просто – «Девственность». Черным по белому: «Фильм о продаже девственности в Интернете». Все, казалось бы, понятно. Но Манского тут же заподозрили в том, что фильм на самом деле о другом: о чем?

«Девственность» Манского, да «Дикое поле» Калатозишвили, да «Россия-88» Павла Бардина – неплохо для начала года. Мы, конечно, рассчитывали, что кризис приведет к некоторому усложнению нашего кино, но не думали, что так скоро. Однако вот оно, началось: все это уже – кино, к которому невозможно не относиться всерьез независимо от того, ругаешь или хвалишь.

Мы видим в кадре то же быдло – только московское, которому повезло родиться, повезло получать ни за что по три тыщи долларов

Наконец-то все встало на свои места: обсуждают смысл увиденного, а не картинку, красавцев-актеров или бюджеты, прости Господи. На фоне этого традиционная битва «Обитаемого острова» со «Стилягами» воспринимается так, как и должна: как нечто вторичное, битва касс, которая к искусству и действительности не имеет никакого отношения.

Фильм Манского, однако, даже на фоне других хороших фильмов – особая история. Непростая история – потому что в этом фильме есть и второе, и даже третье дно, которое по науке называется «подсознательное», а в народе в таких случаях говорят: «Чё сказать-то хотел?»

Автор произведения ведь всегда пристрастен – независимо от того, документальное это кино или художественное. Скажем больше: автор чего бы то ни было пристрастен даже помимо собственной воли – в силу естественной природы творчества.

Вот это и есть самое интересное: что автор фильма «Девственность» на самом деле хотел и сказал – даже и помимо желания?

Умница Мария Кувшинова в «Афише» написала, что на самом деле «Девственность» – «…конечно же, не о купле–продаже, не о душе и капиллярах – он о феноменологии понятия «быдло». Это наиболее интересное умозаключение о «Девственности», которое мне довелось читать, и в пользу достоверности этого умозаключения есть доводы как за, так и против.

В подтверждение этого тезиса – те чудные кадры, где режиссер уговаривает девочку Катю не продавать свою девственность: они сидят в машине, дело происходит на Воробьевых горах, на площадке перед университетом, а в кадр то и дело попадают свадебки, которые здесь традиционно справляют. Мелькают лица невестушек и муженьков – крупно берет оператор эти щастливые лица (я настаиваю на написании), и зрителю почему-то не по себе. Даже девочка одна во время встречи со зрителями после премьеры спросила Манского: а почему вы так… так… некрасиво невест показываете – которые, по идее, должны бы были являть пример как раз противоположный дурно поступающей девочке Кате? Пример, как говорится, легального и общественно одобряемого способа обустройства женщины в этом мире? Манский отшутился – как-то, мол, само вышло, там всегда свадьбы…

Но мы-то все хорошо понимаем – что не случайно так вышло.

И речь даже не о той нехитрой параллели, которая напрашивается: что, мол, продаем-то мы все себя так или иначе, все торгуем своими телом и душой – просто есть способы более и менее распространенные, а по сути же – один, как говорится, хрен.

Но у Манского тут идея, как нам представляется, более сложная: этот фильм – приговор не столько бытующей общественной морали (жениться/выйти замуж на/за москвичке/москвича ведь до сих пор является самым удобным способом легализации в столице), сколько самой эстетике нашего времени.

Говоря совсем по-простому, мы видим в кадре то же быдло – только московское, которому повезло родиться, повезло получать ни за что по три тыщи долларов (до кризиса) и брать кредиты; громко акающих (чтобы не заподозрили бабушку из Кишинева) и повторяющих свое неизменное «пипец» (даже ругнуться по-настоящему не умеют). И на лицах женующихся это написано – «московское вульгарное», воплощенная эстетика времен Церетели и Лужкова, и оператор специально именно так их снимал: жирно, сочно. Вроде – столица, а тип, как говорится, тот же.

У Ольшанского Дмитрия в «Русской жизни» есть на сходную тему размышление – и оно тоже отталкивается от вида этих невест, подметающих своими платьями все танки на постаментах и все Вечные Огни в радиусе 300 километров – и фотографирующихся там, и целующихся, и кричащих свое «горько-горько».

И реакция у Ольшанского – та же, что и у Манского: подсознательное отторжение; они оба себя чужими чувствуют в этом городе, в этом мире вообще. Это эстетика, глубоко чуждая и Манскому, и Ольшанскому, и Кувшиновой, и прочим не лишенным вкуса людям.

Но есть одно но: девочка Катя, продающая свою девственность за три тысячи долларов, единственная героиня, которой сочувствуют в этом фильме, – она ведь явно к вышеуказанному типу не относится.

В том то и дело, что она – другая, и именно в этом корень проблемы. Вот она говорит режиссеру: «Понимаете, наш (звучит название областного центра) – это замкнутый круг». И деньги ей не на развлечения нужны, как мы понимаем.

Помимо эстетической есть у Манского в фильме и сильная социальная составляющая (недаром документалист): родиться и жить в провинции по-прежнему является социальным приговором человеку. Не только в России – но и в России в частности. Родиться вдали от столицы – это уже поражение в социальных правах.

Когда видишь в фильме эти похожие друг на друга несчастные семьи, убогие автобусные остановки и бабулек с семечками, и сам воздух провинции – приземистый, и взгляды местных – как говорится, недобрые, – ты понимаешь, что здесь ничего не изменилось, и осознаешь, с какой силою должно молодому человеку хотеться вырваться из этого замкнутого круга.

А легальных, нормальных способов давно уже нет – и «неработающий социальный лифт», как у нас привычно это называют, заставляет жителей провинции идти на любые ухищрения, чтобы вырваться за пределы магического круга.

Фильм Манского, однако, даже на фоне других хороших фильмов – особая история (фото: film.ru)
Автор статьи вовсе не пытается в духе Чернышевского валить вину за нравственное падение человека исключительно на социальные законы – но как их не учитывать вовсе, хотелось бы мне знать? Если по-прежнему социальное устройство России таково, что «жизнь» – только в Москве, а во всех остальных местах – «не жизнь»? И проблема тут, заметим, не только в территории, но и в сознании: оно у нас именно с детства перекошено в сторону столицы.

И еще: зрители удивляются цинизму девушек – а между тем никто не думает о том, что все три героини ДО продажи каким-то образом все же бережно сохраняли, надо полагать, свою девственность? Или там-то, дома, ее и отдавать-то было некому?

И, видимо, настолько некому, что выгоднее, и лучше, и менее неприятно – ее хотя бы продать, чем отдавать совсем зазря?

На самом деле цель этой продажи тоже ведь по-своему символическая: это обмен самого дорогого на самое желанное. Продажа символического товара совершается ради символической же цели – свалить из убогой дыры, сменить жизнь, вырваться из замкнутого круга. Своего рода принесение ритуальной жертвы Дракону-столице.

А про столицу девочки все хорошо понимают не хуже нашего: все места там давно заняты и поделены, и единственный способ попасть в список счастливцев – сделать скандал. Мы же им внушали 20 лет подряд – что «везде нужен пиар, а для пиара – скандал»; ну, вот они и поступают в точном соответствии с рекомендациями. И торжественно едут продавать свою девственность в «Дом-2».

Они заблуждаются только в одном: они думают, что продать ЭТО – это скандал, а в столице на самом деле уже давно ничего не скандал. Так – скандальчик, развлечение на один день.

Что мы и наблюдаем в финале.

Не девственность самое скандальное в этом фильме. Самое скандальное здесь – это наивная и, естественно, уязвимая интонация автора-моралиста.

Впервые за 20 лет режиссер не побоялся прочесть нам, обществу, мораль, почти не замаскированную под постмодернистскую всеядность.

Плохо ли это?

По-моему, это очень хорошо.

Любому обществу нужно читать мораль – вот лозунг мой и солнца.

Но на следующий вопрос – «А кто имеет право читать мораль этим девочкам?» – ответить уже гораздо сложнее.

Моралистами быть, как говорится, хорошо некоторым – поскольку у них уже все есть. Хорошо быть моралистом, когда у тебя папа режиссер или мама глава фонда имени папы.

Россия – до сих пор страна кумовства и знакомства, родства и землячества, страна родственничества и своячества. Понятно, «ведь есть у тузов и молодцы сыновья», как пел в незабвенной песне Шевчук, но ведь мы все равно знаем и видим, кому и как у нас «открыты все пути»?

Так этих-то вот сынки и дочери нам будут читать мораль?.. Да это выйдет – смех один.

Институт государственной морали также себя изжил: когда дядя в костюме за три штуки баксов начинает учить морали – это, знаете ли, только ненависть вызывает. Церковь? Манский верно сказал: церковь сегодня озабочена сверхидеями – расширением и продвижением православия, и ей не до банального мессионерства, не до разговоров с отдельным человеком (а, в сущности, что еще может сделать священник?).

В сущности, никто сегодня не имеет морального права осуждать этих девочек. Ведь это в том числе и с нашей помощью мир превратился в шоу, в кастинг, в рулетку: это мы ведь сами воспевали ТАКОЙ капитализм – втайне надеясь, что для нас самих он будет какой-то «не такой», а душевнее? Ну, вот и получили.

Кто может осуждать этих девочек? Только монахи. Вот и Манский говорит о том, что этот мир могут спасти только монахи и монашки. Это прекрасно, но монахи – настоящие, а не бутафорские – они-то как раз и не станут осуждать этих девочек. И надо ли мне объяснять, на Кого в качестве примера они будут ссылаться, на Какой фрагмент Какого из священных текстов?..

Вот так-то.

Осуждать, безусловно, надо. И читать мораль – надо. Только – некому, по большому счету. Как разрешить это противоречие? Я не вижу ответа – кроме того единственного совета, который есть и в фильме: постараться все-таки, ухитриться все же не продавать себя – свой дух, веру, свой талант, мечты, свою правду. Несмотря на настойчивые призывы этого мира и готовность покупателей.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Посол Степанов предостерег Канаду от конфискации дипсобственности России
Темы дня

Как оружейная мегасделка Индии с Францией скажется на России

Одной из главных новостей уходящей недели стало решение Индии заключить крупную оружейную сделку ценой в 36 млрд долларов – и в ее рамках в том числе купить более сотни французских истребителей Rafale. Что это значит с точки зрения интересов российского оружейного экспорта, в котором Индия занимает одно из ведущих мест?

Российское кино переосмыслило роль героя

Всего лишь несколько лет назад либеральные скептики и кинокритики считали, что «патриотизм не продать». Вручение Третьей национальной премии «Герои большой страны» показало, как за последнее время киноиндустрия переосмыслила свои задачи – и насколько горячо ее новый посыл оказался подхвачен и киносообществом, и зрителями.

Политолог объяснил идею введения внешнего управления над Украиной

FT: Кличко заявил о приближении катастрофы в Киеве

Россиян предупредили о новом способе мошенничества под видом доставки подарков

Новости

Клебо стал самым титулованным спортсменом зимних Олимпийских игр

Норвежский лыжник Йоханнес Клебо впервые в истории зимних Олимпиад завоевал девять золотых медалей, опередив всех предыдущих чемпионов.

Польша развернула разведбатальон у границ России и Белоруссии

В селе Конечки на востоке Польши начал действовать новый воинский батальон, расположенный в 85 км от границы с Россией и Белоруссией, сообщает радиостанция RMF24.

Патриарх Кирилл призвал отказаться от молитв о повышении зарплаты и покупке дома

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди в храме Христа Спасителя на Сретение заявил, что нельзя молиться о материальных благах, таких как повышение зарплаты, продвижение по службе или покупка недвижимости.

США задержали танкер Veronica III с иранской нефтью

Американские военные задержали в Индийском океане танкер Veronica III под флагом Панамы, который находился в санкционном списке за перевозку иранской нефти, сообщил Пентагон.

Политолог: Ядерные амбиции Польши не одобрят даже ее союзники

Польша способна создать ядерное оружие, однако столь значительные военные амбиции не понравятся никому из ее партнеров в ЕС. Кроме того, подобный шаг значительным образом увеличит эскалацию между Западом и Москвой, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Вадим Козюлин. Ранее в Польше заявили, что страна стремится получить собственный ядерный арсенал.

Российская станция в Антарктиде зафиксировала мировой минимум температуры за сутки

Российская антарктическая станция «Восток» зафиксировала самую низкую за прошедшие сутки температуру воздуха на планете, сообщили в Гидрометцентре РФ.

Каллас сообщила об отсутствии сроков вступления Киева в ЕС

Вопрос о дате возможного вступления Украины в Евросоюз остается без конкретного ответа, несмотря на обсуждения на международных площадках, признала глава евродипломатии Кая Каллас.

Tagesspiegel сообщил о провале украинских ракет «Фламинго» из-за ударов России

Украинская ракета «Фламинго» стала провальным проектом из-за ударов ВС России и серьезных проблем внутри страны, пишет Tagesspiegel.

США решили помешать поставкам иранской нефти в Китай

Вашингтон планирует принять дополнительные шаги для ограничения поставок иранской нефти в Китай, пишет Axios со ссылкой на американских чиновников.

Минобороны России сообщило об успехах ВС России на разных участках фронта

Российские войска улучшили тактическое положение на нескольких направлениях, нанеся значительный урон подразделениям ВСУ и освободив ряд населенных пунктов, сообщило Миниобороны.

Электричество и тепло частично пропали в Брянской области после атаки ВСУ

В результате украинского обстрела энергетической инфраструктуры жители нескольких муниципальных образований Брянской области остались без электричества и отопления, сообщил губернатор Александр Богомаз.

Медведев: Зеленский будет жить, пока разваливает Украину

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев высказал мнение, что Владимир Зеленский остается в живых до тех пор, пока разрушает свою страну.
Мнения

Анна Долгарева: Русский Север хранит время

Если говорить про культурный код Севера, что приходит в голову в первую очередь? Бродский в ссылке в Архангельскую область, Териберка в фильме «Левиафан» Звягинцева, протопоп Аввакум, деревянное зодчество Кижей, Соловецкий монастырь и лагерь особого назначения.

Никита Анисимов: Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

Сергей Миркин: Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов