Синхронно случились три события совершенно разных. Но эти три вектора, совпав по времени, образовали занятную систему координат.
Если будить лихо, которое пока что спит тихо, то тут-то и могут начаться ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, которых сегодня нет и в помине...
Народ и партия едины
Выборный день 11 октября принес как бы ожидаемые, но поистине нетривиальные результаты.
Так уж заведено, что во время кризиса популярность власти обычно падает. Но нас умом не понять – популярность ЕР в стране значительно увеличилась по сравнению с 2005 годом.
Вот результаты выборов в Московскую городскую думу (МГД).
2005 год. ЕР – 1 132 523 голоса, 47,25% от числа проголосовавших. КПРФ – 401 405 голосов, 16,75%. «Яблоко» – 266 295 голосов, 11,11%. ЛДПР – 191 833 голоса, 8%.
2009 год. ЕР – 1 637 950 голосов, 66,24%. Рост на 500 000 голосов. КПРФ – 328 761 голос, 13,3%. Потеря 70 с лишним тысяч голосов. «Яблоко» – 116 389 голосов, 4,71%. Число голосов уменьшилось в 2,5 раза! Да, оттого что в сердцевине «Яблока» оказался Митрохин, оно, похоже, вкуснее для избирателя не стало… ЛДПР – 151 572 голоса, 6,13%. Потеря 40 000 голосов.
«Приписки» и «фальсификации»?
Вполне вероятно, конечно.
Выборный день 11 октября принес как бы ожидаемые, но поистине нетривиальные результаты (фото: ИТАР-ТАСС) |
Но, во-первых, специалисты говорят, что размер приписок в целом не может превышать 5–7%.
И второе, главное. «Фальсификации» – это ж не просто мухлеж с цифрами, бюллетенями. «Фальсификации» – это искажение ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ избирателей. И когда (если) избирателям бросают такой вызов, следует «ответ пружины» – в виде митингов, протестов, вплоть до той самой «оранжевой революции». В Москве на «митинг протеста» вышли целых 50 (пятьдесят) человек – как на грех, все они были из партий и движений, вообще не допущенных до выборов.
Итак, народ – как во всей стране, так и в Москве – ПРИНЯЛ результаты голосования как легитимные. Значит, они и правда легитимны и отражают политическую волю (или БЕЗВОЛИЕ) народа, по меньшей мере ей ничуть не противоречат.
При этом я, москвич, достаточно внимательно следящий за избирательной кампанией, ее вообще не обнаружил.
Плакаты на улицах «Слово – держим, дело – делаем» (это, разумеется, ЕР, парафраз давнего «Дела выше слов»), нахмуренный Жирик пристукивает кулачком: «Только ЛДПР! Или терпи дальше!» (ЧТО терпеть-то? Не уточняется). Один раз рядом с ящиком валялась «Советская Россия». Вот и все.
То есть избирательной кампании как таковой просто не было. «Дебаты» загнали на такой ТВ-канал, что только фанаты-политологи могли их обнаружить и отказаться от сериалов ради этих «прений»…
Итак, избиратель был предоставлен самому себе.
И в полном соответствии с законами физики выбрал состояние покоя (т. е. не явился на участок – около 70%) или равномерно-прямолинейного движения (т. е. проголосовал за ЕР).
Но ЗА ЧТО же он, собственно, голосовал?
Ну, вот в той же Москве.
За пробки? За цены? За дикую экологию? За вечные разговоры о коррупции московских чиновников (как известно, не пойман не вор, но точно так же известно, что народ свято верит во все эти разговоры)?
Нет. Он проголосовал за доверие – не к московской власти, а к власти «вообще», конкретно – к Путину – Медведеву. Очередной референдум о доверии к власти власть успешно выиграла по всей стране.
Выиграла, кстати, куда успешнее, чем в 2005 году.
Причин, думаю, две.
Во-первых, люди считают, что власть все-таки справляется с кризисом. И правда, уровень жизни (а главное, самоощущение), резко упавший в прошлом году, сейчас начал выправляться. Можно, конечно, сказать, что это вовсе не заслуга власти, просто цены на нефть, мировая экономика «встает с колен» и т. д. Так ведь и кризис не заслуга власти, опять же цены на нефть, мировая экономика рухнула на колени и т. д.
Определить меру участия власти в объективных процессах ни один экономист не может. А люди считают просто – связывают изменения к лучшему/худшему с властью.
И второе. КРАХ ОППОЗИЦИИ. Точнее – ее политическая аннигиляция. Речь идет не о той или иной партии, а о самой ИДЕЕ оппозиции власти. Люди этой оппозиции не видят – не видят НИКАКОЙ РЕАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ власти. Соответственно, и относятся к ИМИТАТОРАМ оппозиции. Не уверен, кстати, что это стоит считать «победой» власти – без альтернативы тоже скучно и небезопасно. Лучше уж пусть осмысленно голосуют за разные партии, чем бездумно – за одну партию власти. Теоретически власть это отлично знает. Но практически все эти псевдоальтернативы общество отметает – игра надоела. Не смешно и не интересно.
И солидный басок Зюганова, и репризы Жириновского стали еще на четыре года старше и скучнее. У них остается «несжимаемый электорат» – и из того медленно выходит воздух. Но о расширении гетто мечтать глупо.
Я не знаю, какая интрига стояла за думским «плюшевым бунтом». Не верю в бесплатный взрыв чувств – особенно, когда взрывается Жириновский. Но в любом случае, это шутовское действо лишь ЗАКРЕПИЛО итоги выборов, как они были подведены 11 октября.
Кто такая оппозиция: «право имеющая» (право на моральную власть над своим избирателем) или «тварь дрожащая» – при виде власти? Что ж, сравните, как ведет себя оппозиция, заявляющая об обманах при подсчете голосов в странах СНГ, и «оппозиция» в ГД.
Оппозиция, которая имеет свою идеологию, поддержку части общества, обретает политическую волю и устраивает «оранжевую революцию», успешную или безуспешную. «Оппозиция» в Думе может только лить какие-то «оранжевые слезы» перед начальством в надежде на его жалость. Постояв с челобитной на коленях, они со скрипом «встают с колен», отряхиваются и идут на рабочее место. И это – не просто личная трусость. Нет, это – АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА. Апеллировать к обществу они не смеют – отлично знают, что не имеют НИКАКОЙ поддержки в народе. Если бы они чувствовали СИЛУ (ума не надо!) – о, тогда запели бы совсем по-другому…
Но силы за ними нет – пшик. Люди могут, так и быть, голоснуть за КПРФ или ЛДПР, но в этом голосовании нет никакой энергетики, веры, убеждения, никакого ЛИЧНОГО азарта. Соответственно, никто и не будет всерьез возмущаться, если у этих партий «увели» мой голос. «Увели» – и ладно… Не больно-то и хотелось.
Так какой же мандат в итоге дали избиратели – как 70% «лежачих», так и 30% «ходячих»?
Мандат прост.
НАЧАЛЬСТВУ ВИДНЕЕ.
Ни энтузиазма, ни великих планов и надежд в этом голосовании нет. Люди воспринимают выборы как ритуал. Смысл ритуала? Лишний раз легитимировать власть – не ее планы и программы, о которых никто ничего не знает и знать не желает, а просто саму ДЕЙСТВУЮЩУЮ ВЛАСТЬ.
Легитимация произошла.
Но это вовсе не значит, что люди дали власти мандат «на что угодно».
Люди воспринимают выборы как ритуал (фото: ИТАР-ТАСС) |
Ничего подобного!
Мандат чисто консервативного свойства: ПУСТЬ ИДЕТ, КАК ИДЕТ, пусть течет, куда течет.
Люди поддерживают власть а) за то, что она – власть, б) потому что у нее нет НИКАКИХ конкурентов, даже потенциальных, в) потому что они надеются на продолжение уже привычного уровня потребительского благополучия. Они – за сохранение все того же состояния покоя или равномерно-прямолинейного движения, неотличимого, как известно, от покоя.
Вот это – «низы хотят». И пока «верхи могут» им это предоставить, все в порядке. Социальный контракт исполняется обеими сторонами. Вам – властная рента, нам – капли с ренты нефтяной.
Во всяком случае, это означает, что люди не голосовали ни за какую «модернизацию». Во-первых, они знать не знают, что это такое. А во-вторых, они хотят совсем не «модернизации» страны, что всегда требует усилий и не дает быстрой отдачи, а модернизации своей кухни. И никак не связывают второе с первым…
Сегодня общество, мягко говоря, ни к какой «модернизации» не готово. Потрындеть на общие темы «гибели России» (да еще с перечнем врагов внешне-внутренних, от американцев и китайцев до чиновников и «олигархов») – это само собой. Ведь это – бесплатно…
Но ни о каких «модернизациях» и речи-то нет.
Смиренный Гусь
Незадолго до выборов произошло еще одно очень мелкое, но знаковое событие.
Владимир Гусинский, бывший владелец НТВ, «Эха Москвы», издательства «7 дней» и ряда других активов, которые ныне входят в «Газпром-Медиа», эмигрант с 2000 года, гражданин России, Израиля, Испании, дал интервью одному израильскому изданию.
Не стану в подробностях напоминать историю «ощипывания Гусинского».
Были арест (на три дня) и передача активов государству и т. д. Но и злейшие враги власти не могли отрицать, что Гусинский был к 2000 году в долгу как в шелку, отдавать все равно было нечем, словом, по всем капиталистическим законам – быть ему банкротом.
Примешав к этому политику, власти невольно оказали Гусинскому услугу – он мог выдавать нужду за добродетель, продавать себя как «жертву режима».
Ему все это мало помогло – бизнес в Израиле и на Западе не заладился. Под «политические страдания» никто кредит не откроет. Впрочем, и вообще на Западе наши бизнесмены умеют ТРАТИТЬ, но делать ТАМ бизнес, насколько мне известно, не получилось еще ни у кого – в том числе у людей, куда более богатых и куда более ловких по бизнесу, чем Гусинский.
У Гусинского осталось несколько активов в России (в том числе канал RTVi, по которому дают ТВ-трансляции «Эха Москвы»), какие-то проекты, связанные с ТВ-сериалами, но, в общем, все это крохи. На русскоговорящих эмигрантах серьезный медиабизнес не сделаешь. К тому же, как говорят, пошли у него склоки с компаньоном – К. Кагаловским.
В какой мере все это правда, не знаю, но факт тот, что если вначале Гусинский делал политические заявления, то вскоре перестал «гусенок с дубом бодаться» и замолчал.
И вот – открыл рот…
И полились речи одна прелестней другой.
«Я знал Путина еще до того, как он стал президентом, и очень уважал его. Он был порядочным человеком и сделал много хорошего. Я не думаю, что сегодня что-либо изменилось. Путин – один из самых влиятельных людей не только в России, но и во всем мире. Сегодня система правосудия лучше, чем раньше, и, как я понимаю, российские власти заинтересованы усиливать ее независимость». Понятно, на вопрос, хочет ли он вернуться в Россию, следовал ответ: «Да!»
Владимир Гусинский дал интервью одному израильскому изданию (фото: ИТАР-ТАСС) |
Что ж, «гуси-гуси, есть хотите? – Да, да, да!»
Пусть осудит тот, кто есть не хочет…
Но интересно не то, что мы вдруг с изумлением узнали, что В. А. Гусинский, оказывается, не «идейный борец» (сионист-русофоб, воюющий «против России», или же кристальный демократ, бьющийся «за Россию и Свободу, до конца, до конца!»), а вовсе даже капиталист, знающий «только бизнес – ничего личного».
Это открытие если и может потрясти, то разве какую-то демшизу (или нацшизу, сдвинувшуюся на борьбе с «международным сионизмом»).
Бизнесмен и бизнесмен – тоже бином Ньютона…
Однако ведь до последнего времени наш бизнесмен помалкивал. Более того – поддерживал в России оппозиционные издания, например интернет-издание «ЕЖ.ру», где напечатана знаменитая статья Подрабинека (я, кстати, тоже там регулярно публикуюсь).
Значит, надеялся на какие-то политические изменения, не зря же деньги вышвыривал! (Правда, ЕЖ он перестал кормить уже довольно давно).
А теперь, значит, не надеется.
Кстати, в том же интервью он сказал, что совершенно не согласен со своим заклятым другом Березовским, за что тут же получил злобную отповедь от помощника Березовского, некоего Гольдфарба (причем последний не побрезговал и полуантисемитскими «шутками»).
Но отношения новых «Каменева и Зиновьева» («Наши с Гусинским фамилии часто писали через запятую, но больше их так писать не будут», – предписал пишущей братии г-н БАБ) меня совершенно не интересуют. Милые бранятся – только тешатся… В общем, сами друг с другом разберутся в 1001-й раз.
Интересно другое.
На дворе – кризис.
Оппозиционные СМИ повторяют, как мантру, что этот кризис ломает всю систему «властесобственности» в России; что «падение режима» не за горами; что тандем не сегодня-завтра разделится и начнет внутривидовую борьбу; что «власть колеблется» и т. д. и т. п.
И вот в этот-то момент г-н Гусинский делает все, что может, чтобы попасть на «тонущий» (по словам его вчерашних коллег) корабль. Что ж так-то?
Ответ очевиден.
Что бы ни писали оппозиционные СМИ, Гусинский – недавно один из владельцев этих СМИ – совершенно не верит таким прогнозам. А верит он в прямо противоположное – в прочность и долговечность нынешней власти. Иначе не вспыхнула бы в его груди с такой вулканической силой любовь к Путину. А если бы вдруг и вспыхнула – он бы справился с этим чувством…
Но кто такой, в конце концов, Гусинский?
Один известный в 1990-е годы бизнесмен, плохо вписавшийся в израильский истеблишмент, – не более.
Интересна не его будущая судьба (вернется – не вернется, получит что-то – не получит). Символична его «политическая капитуляция». Она показательна – тем более что произошла до выборов, подтвердивших прочность позиций ЕР.
Когда-то Ленин написал статью «Ценные признания Питирима Сорокина». Известный социолог, эсер, выступавший против советской власти, смирился – признал, что борьба против этой власти бесперспективна, плетью обух не перешибешь.
Конечно, В. Гусинский не П. Сорокин (а уж я тем более совсем не Ленин!). Но признание Гусинским БЕЗНАДЕЖНОСТИ противостояния с существующей в России властью – тоже показательно.
Училка взяла расчет
Ну и последнее событие, случившееся в эти же дни.
Не просто визит Х. Клинтон.
Не просто обмен любезностями с Медведевым, взаимные обещания «углубления СТРАТЕГИЧЕСКОГО партнерства».
Нет, произошло нечто большее, до сих пор совсем нетипичное для российско-американских отношений.
Специальный помощник президента США по России Майкл Макфол заявил, что США больше не собираются «учить Россию жить».
«И в этом аспекте нам нужна «перезагрузка» и отказ от прежних подходов, осложнявших российско-американское партнерство».
Речь идет о священной американской корове – «несоблюдении прав человека и норм демократии в России». Для дружеского ужина зарезали и ее.
Администрация США отказывается «вмешиваться во внутренние дела», критиковать ту же концепцию «суверенной демократии» в России.
Все это полностью соответствует новому курсу Обамы.
«Демократия не может быть привнесена в какую-либо страну извне. Каждая страна будет следовать по пути, который коренится в культуре ее народа, и в прошлом Америка слишком часто была избирательна в своей пропаганде демократии». Это – из речи Обамы на Генассамблее ООН (не за эти ли речи он получил Нобелевскую премию?).
Как говорится – не верь ушам своим. Это вообще речи президента США? Или России?
Вот такое теперь духовное взаимопонимание и взаимопроникновение.
Создается межправительственная подкомиссия РФ – США по развитию институтов гражданского общества, и возглавят ее, соответственно, Сурков и Макфол.
Если «перезагрузка» и дальше пойдет тем же бодрым темпом, то нас ждут интересные времена (фото: ИТАР-ТАСС) |
Если «перезагрузка» и дальше пойдет тем же бодрым темпом, то нас ждут интересные времена.
Вдруг может выясниться, что далеко не во всех наших проблемах виноват Запад, далеко не всегда «американка гадит», и даже, странно сказать, может быть, целью США вовсе не является уничтожение или максимальное ослабление России?
Мне искренно тревожно за мозги и языки коллег, которые годами вели слушателей, зрителей, читателей на борьбу с американским империализмом. Впрочем, я верю в их профессиональное мастерство – талант не пропьешь, и о преимуществах сотрудничества с США они смогут рассказать так же вдохновенно. Да и рассказы о зловредности США тоже будут востребованы – чего уж там…
Но с чего так подобрела Америка?
Дело понятное – кроме амбиций нужна и амуниция.
Американская амуниция – не в лучшем виде. По ее размерам надо и амбиции перешивать.
Дело, в конце концов, не в Ираке, Иране или Афганистане.
У Америки, как и у любой современной страны, главные проблемы – экономические. Если и правда кончается эпоха доллара как мировой валюты, то это, конечно, не означает «кирдык Америке», может быть, наоборот, это только оздоровит их экономику. Но оздоровление придет уже на совсем другой основе.
Однополярный мир, который все так долго проклинали (и который давным-давно реально НЕ СУЩЕСТВУЕТ), исчезнет и как пропагандистский штамп.
Что ж – Америке не привыкать.
Собственно, до 1914 года США вообще были глубоко провинциальной страной, да и до 1939 года дух изоляционизма господствовал в американском обществе. Понятно, что в глобальном мире изоляционизм просто абсурден, невозможен, но об этом и речи нет. Просто США могут отказаться от мессианских идей или по крайней мере значительно поприжать их. Собственно, это уже произошло – и речи Обамы тут не причина, а следствие.
И американская училка перестанет «гонять нас по демократии». А больше это тем более никому не нужно – живите, как хотите…
Это удобно для власти.
Правда, это и неудобно – винить в своих проблемах станет некого. Не себя же…
* * *
Вот такие обстоятельства.
Выборы показали ПОЛНУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ АПОЛИТИЧНОГО ОБЩЕСТВА. Стабильность отчуждения, инерции, покорности власти.
«Казус Гусинского» указывает на ПОЛНУЮ РАСТЕРЯННОСТЬ «ОППОЗИЦИИ». Для общества ее просто нет – это «вещь в себе», «группа самообслуживания».
«Перезагрузка Обамы» обозначает, что не будет на руководство России и ВНЕШНЕГО ДАВЛЕНИЯ.
Бороться не с кем…
Вот такое получилось трехмерное пространство.
Идеальное пространство?
А это – смотря для чего.
Чтобы сохранять в нем состояние покоя (или того самого «равномерно-прямолинейного движения» вдоль нефтегазовой трубы) – да, пожалуй. НИКТО не помешает. Кроме цен на нефть, разумеется. Но они, вроде бы, «торжественно обещали» расти снова.
Только ведь ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ никуда не исчезают. Не беспокойство общества, не оппозиция, не внешние «враги» – источники этих проблем.
Они известны, их тысячу раз называли Путин, Медведев, эксперты – да кто только не называл… И технологическая отсталость, и инфраструктура, и руины науки, и социальное иждивенчество, рентная философия (та самая стабильность апатии), и демография.
Список не нов. И если нет необходимости (и возможности!) отвлекаться на «политическую борьбу» внутри и вне страны, то остается обратиться к этим проблемам.
Но вот это-то и небезопасно! Если начать менять траекторию движения, «раскачать болото», которое вовсе даже не хочет раскачиваться, если будить лихо, которое пока что спит тихо, то тут-то и могут начаться ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, которых сегодня нет и в помине…