Ведь телепрограммы приходят к зрителю не по его личному заказу, во всяком случае пока. Я бы сказала, что феномен электронной почты и Интернета в целом стал ответом на принцип телевещания. Все-таки из содержимого Интернета проще выбирать нужное или приемлемое, отсекая лишнее и индивидуально непереносимое.
Когда в окружающей действительности нет событий высокой значимости и общенациональной актуальности, ТВ функционирует в режиме сплошного, но относительного полуспама. Альтернатив-то спаму нету. То ли это спам, то ли не очень спам. И мне кажется, что ТВ это чувствует своей экранной кожей. Телеспам в такие периоды повышает свою самооценку.
Олимпийские игры в Пекине и военные действия в Осетии, имеющие большое международное продолжение, стали глобальными антиспамовыми событиями. Про это нельзя не смотреть. Зато на таком фоне явственно ощущается, до какой степени наше ТВ погрязает в безотносительном спаме. Сей факт наше ТВ тоже чувствует и защищается как может. Перед матчем «Зенит» - «Манчестер Юнайтед» РТР даже попыталось выдать рекламные предсказания Ури Геллера из нового шоу «Феномен», обещающие «Зениту» победу. Попробовал бы он предсказать что-то другое...
Давай поженимся!» - это очередной «Дом-N» для аудитории, которая не ведает, что такое пошлость. А пошлость – это именно «Давай поженимся!
Но спам есть спам, и актуализация ему не помогает.
«Понять. Простить» на Первом - никогда! «Продавцы страха» на ТВ-3 – никогда-никогда. «Дом-2» на ТНТ – ни за что на свете. Я уже не говорю про магазин-на-диванные рекомендации по приобретению кучи вещей, без которых легко прожить. Конечно, надо отдавать себе отчет, что все переменчиво. Десять лет подряд мы раздраженно жмем на пульт, чтобы побыстрее юркнуть мимо занудной агитации за какую-нибудь финтифлюшку. И вдруг оказывается, что она нам ужасно необходима, а ехать за ней на другой конец города нет сил и времени. И телеспам становится цивилизованной формой обретения полезной информации и процесса купли-продажи. Но это ситуация, когда конкретика жизни, практицизм и коммерция побеждают наши эстетические чувства и абстрактный здравый смысл.
Количество программ, которые физически, то есть из эстетического отвращения, я не в состоянии смотреть ни под каким предлогом, растет с каждой неделей. Раньше таким рассадником телеспама выступал канал ТНТ. Теперь он выбивается в законодателя мод. И вот уже два главных канала, Первый и РТР, обзавелись своими спам-шоу, «Давай поженимся!» и «Феноменом».
«Давай поженимся!» - это очередной «Дом-N» для аудитории, которая не ведает, что такое пошлость. А пошлость – это именно «Давай поженимся!», то есть не просто плотоядное и ироничное копание в чужом белье, как в «Обыске и свидании», но копание в чужом белье робкое и неумелое, двумя пальчиками и со стыдливым румянцем. Люди думают, как бы им пожениться, и потому притащились на телевидение, партнеров выбирать и опытом делиться. Первый канал работает для людей, лишенных юмора и самоиронии. Как увижу широченный и длинный «дощатый» стол, этакий фрагмент дачного морга, окруженный гостями студии, тупо обсуждающими брак, так и жму конвульсивно на пульт. Чувствую себя, словно удираю то ли от противных маньяков, то ли от страшного катаклизма.
Опыт мгновенной реакции на спам-шоу «Давай поженимся!» навел меня на мысль о природе спама, вернее, о его выгодном имидже.
Именно в спаме достигает апогея независимость визуальной материи от наличия зрителя-потребителя. Спам как бы игнорирует то, что его игнорируют. Ну, переключилась я на другой канал. Но мысль о том, что невозможное и неперевариваемое благополучно продолжается, отравляет любое другое телезрелище. Спам живет сам по себе. Рожденный чьими-то коммерческими интересами, борьбой за аудитории, рейтинги, потребителей и рынки, спам с этой стороны экрана кажется штукой иррациональной, абсолютно имперсональной и слепой, как рок. Он воспринимается не как проявление чьей-то инициативы и воли, но как атмосферные осадки. Спам – иллюзия хтонического начала масс-медиа, неразумного и неуправляемого.
Тем не менее, в телеспаме есть особый шарм, отсутствующий в Интеренете. Перед экраном ТВ сознаешь, что твои переживания наверняка носят коллективный характер. Ведь каждый конкретный телеспам приходит всем одновременно, и, если воспринимается, то тоже одновременно. Утешает вера в то, что где-то тоже есть люди, которые синхронно с тобой переключаются на другие каналы.
Спам невозможно смотреть, но его можно изучать (фото: sxc.hu) |
С другой стороны, именно в столкновении со спамом кристаллизуется мифология другого, «не-я» индивида. Для тех, кто много и счастливо общается с себе подобными, восприятие телеспама пользительно, как встреча с правдой большого и разного мира. Для тех, кто мало общается или не привык нырять в глубины собственной души, спам как удобный трамплин. Затрудняющиеся с самоидентификацией и самопозиционированием всегда могут легко смоделировать собственную индивидуальность «от противного», с помощью отрицания, по принципу «я тот, кто не смотрит такой-то телеканал», «я тот, кто не смеется над шутками уик-эндовского эфира на таком-то телеканале», «я тот, кому не нравятся дуэты такого-то шоу».
Завораживает даже не наличие этого бескрайнего сонма «не-я», а разная степень собственной дистанцированности от них. Шоу «Феномен» - тоже не мое. Но его я могу смотреть хотя бы спиной, потому что меня изумляет сам факт, что его кто-то смотрит во все глаза. Значит, эти кто-то мне интересны, например, симптоматичностью своего появления. Чем меньше человек удовлетворен своими человеческими способностями, тем больше жаждет сверхчеловеческих. В начале перестройки Кашпировский собирал огромные аудитории: массовым было желание подвергнуться экстрасенсорной обработке. Сегодня все хотят быть сразу экстрасенсами, магами, волшебниками. Народ устал от посредников.
Впрочем, некоторый интерес представляет и Ури Геллер (готовая пародия на Воланда), не как экстрасенс или фокусник, но как человек, легко воздерживающийся от хамства, наигрыша и фамильярности. На фоне отечественного культа разухабистых и насмешливых ведущих Ури Геллер смотрится как урок вежливости и доброжелательности к любому, каким бы нелепым и диким он ни выглядел. Шоу «Феномен» совсем не про это, но я отказываюсь смотреть и видеть в нем то, на что оно претендует.
Спам невозможно смотреть, но его можно изучать. Еще мы привыкаем его психологически утилизовывать. Станет ли современным людям легче жить, если из телевизора исчезнет спам? Боюсь, что он нужен нам всем для того, чтобы был премет для отторжения. Телеспам – это когда нам показывают, а мы не желаем смотреть. Нашего внимания якобы домогаются – а мы отворачиваемся. Современный социум ставит индивида в жесткие отношения спроса и предложения. Индивид постоянно должен доказывать, что он где-то кому-то нужен. Телеспам, как и интернет-спам позволяют человеку поиграть в душевную неприступность, разборчивость, независимость. Если ТВ сплошь будет состоять из программ, которые необходимо смотреть, мы получим еще один стресс. Помнится, были у меня студенты, которые искренне сетовали, что им трудно смотреть хорошие фильмы по «Культуре» - без рекламы фильмы кажутся слишком долгими (!), не успеваешь эстетические впечатления пережить, чайник поставить, на sms-ки ответить, почту от спама почистить...