Авторские колонки

3 августа 2008, 18:02

Игорь Манцов: Все слиплось

Родственники недоумевали, когда я купил толстую и дорогую книгу про ниндзя. А уж когда я провел наедине с этой толстой дорогой книгой пару захватывающих ночей, родственники поставили на мне крест.

Кстати, зря. В книге, посвященной искусству ниндзюцу, надеялся прочитать и таки прочитал нечто дельное о категории «невидимое». Ведь для того, чтобы адекватно судить о нехитром «искусстве смотреть», то есть о кино, нужно хорошенько продумать тот факт, что глаз с объективом, какими бы совершенными они ни казались и как бы ни выпендривались, многое упускают. Часто – самое существенное.

Периодически оставляя книгу ради чайной церемонии, отслеживал еще и последнее начинание Первого канала – тематический блок «Городские пижоны», где в промежутках между модными западными сериалами наши фасонистые молодые люди и девушки эти самые сериалы комментируют. Стилизуя непринужденность, дразня демона глубокомыслия.

Чтобы адекватно судить о нехитром «искусстве смотреть», то есть о кино, нужно хорошенько продумать тот факт, что глаз с объективом, какими бы совершенными они ни казались и как бы ни выпендривались, многое упускают

Смотреть то, что они предлагают, бывает нескучно (например, комические куплеты «Офис»). Комментировать – особенно нечего. На деле, парни и девушки, то бишь ведущие, транслируют любимых себя, красуются, и я бы порекомендовал руководству канала поменять название блока на «Слободские пижоны», что звучит и живо, и точно, и неглупо.

Классический образ слободского пижона предъявил в раннесоветскую эпоху актер Петр Алейников: «Здравствуй, милая моя, я тебя заждался…» С той поры образ трансформировался внешне, но не по сути.

Между прочим, обсуждать в нашем телевизоре есть что. Например, доблестный канал «Культура» показал сначала «Июльский дождь» Хуциева, а следом «Ночь» Антониони. Можно ли было предложить лучший иллюстративный материал к теме «искусство ниндзюцу», нежели вот эта сладкая парочка?!

Конечно, и Хуциева, и Антониони я когда-то смотрел, итальянца – так просто боготворил. Однако сегодня, в эпоху бурно-незаметных перемен, эти картины воспринимаются с особенным интересом.

Принято считать, что Антониони совершил в кино подлинную революцию. В сущности, первую со времен Люмьера и Мельеса. Грубо говоря, стал предъявлять «неинтересное». Он включал камеру там и тогда, где и когда традиционный режиссер-игровик ее выключал. Иначе, Антониони отважился показывать «невидимое». Восток – дело тонкое, и на Востоке за это убивают.

В фильме «Ночь» Марчелло Мастроянни играет модного независимого писателя. К этому писателю упорно подбирается богатый капиталист, которому обидно, что его подчиненные не страдают корпоративным патриотизмом и «совсем не знают историю фирмы!»

Капиталист прикармливает писателя, предлагая ему хорошее содержание в обмен на красивый эпический сюжет, вроде «Происхождение заводов, газет, пароходов из духа музыки». Жена писателя-мифотворца (актриса Жанна Моро) саркастически замечает: «У каждого миллиардера должен быть свой ручной интеллектуал».

Миллиардер отказывается замечать, что у него самого растет дочка-писательница, кстати, предвосхищающая теперешних беллетристок с Рублевки (актриса Моника Витти): «Я люблю гольф, теннис, дорогие автомобили… Как говорит моя мать, если много писать, сидя дома, испортишь кожу…» Поэтому свои выспренные сантименты юное дарование доверяет магнитофонной ленте.

В финале картины пресыщенного героя волнует некое грамотно составленное любовное послание, которое с листа зачитывает поднадоевшая супруга. Всего десять минут назад она была ему нисколько не интересна, но теперь, услыхав претенциозную белиберду, которую сам же некогда сочинил, художник слова возбуждается, сатанеет. Несмотря на ее отчаянные протесты, валит несчастную женщину на траву, лезет под юбку, далее – везде. Камера стыдливо уезжает куда-то в сторону, фиксируется на красоте окружающей среды.

Персонаж Мастроянни – животное? Напротив, телесность ему не любопытна, он реагирует исключительно на знаковую реальность. Как всегда, Антониони дает многослойное и тонкое, но вполне доступное для дешифровки описание едва состоявшегося постиндустриализма. Внутри которого капитализм может существовать единственно в форме интересного сюжета и благородного мифа.

Западная культура выворачивается наизнанку, чтобы не оставалось никаких темных мест, никаких недоговоренностей. Казалось бы, правда такого рода западоидам невыгодна? Черт возьми, да! Однако, «прозрачность» – это какая-то патологическая страсть Запада. Всё – высветить.

Я не утверждаю, что у них там не бывает тайн и что мировое правительство, масоны или инопланетяне – пустые выдумки. Наоборот, уверен, что «англичанка гадит» и тому подобное, но вместе с тем понимаю, что открытие всех и всяческих архивов, разоблачение всех и всяческих секретов – заветная болезненная цель западоида, дайте срок!

На Востоке, напротив, какой-нибудь «прожектор перестройки» вспыхивает на короткий промежуток и по Высочайшему Соизволению. Потом, кстати, выясняется, что даже этим прожектором светили весьма и весьма избирательно.

Да простят меня боги, не читал по-русски ни единой внятной строки о творческом методе ключевого кинорежиссера второй половины XX-го столетия. Между тем, культовая в среде советской интеллигенции картина «Июльский дождь» – беззастенчивая калька с Антониони. Впрочем, калька талантливая и многое проясняющая.

На этот раз смотрел картину Хуциева не с начала, обидно. Впрочем, настоящее потрясение тут всё равно случается в финале. Сколько раз смотрю – столько немею.

Героиня ходила-бродила-болтала-страдала. Ее ближний круг тусовался по кухням и пикникам, пел по-бардовски, рассуждал по-диссидентски. Однако сюжетный выход изо всех мучительных лабиринтов – мягко говоря, нелогичный. Наболтавшись, настрадавшись, но ни одной своей проблемы так и не решив, герои картины почему-то оказываются на встрече ветеранов Великой Отечественной войны друг с другом и с молодежью.

Хуциев дает огромный бесформенный кусок: улицы, лица, суровые объятия, слезы и снова лица. Девятое мая.

Микеланджело Антониони (фото: ИТАР-ТАСС)
Если я правильно понимаю, при Сталине и Хрущеве 9 мая было обыкновенным рабочим днем. Но в середине 60-х отказавшаяся от бросков, рывков и экспериментов коммунистическая власть объявляет 9 мая официальным праздничным днем, выходным, и картина «Июльский дождь» удачно этот поворот задокументировала.

Меня поразило, насколько созвучен этот немотивированный поворот, чтобы не сказать – прыжок киносюжета базовой идеологеме сегодняшнего дня. Вот уже несколько лет звучит: «Россиян много, они разные, у каждого из 140 миллионов свои проблемы, ни по одному вопросу консенсуса нет и не предвидится, однако всех объединит, примирит и побратает давно отгремевшая Великая Отечественная война…»

А какая связь? Где элементарная логика? Сколько можно сваливать всё на мертвых, вдобавок героических?!

Как говаривал еще Ломоносов, «сопряжение слишком далековатых понятий».

Сегодня то и дело вспыхивают локальные сражения между так называемой «интеллигенцией» и так называемыми «буржуазно сориентированными». Но, кажется, милые бранятся – только тешатся. В «Июльском дожде» уже вовсю пахнет перестройкой и последствиями: преемственность смыслов налицо. Я не про то, хорошие смыслы или же плохие. Уж какие есть. Я про то, что нужна новая периодизация, что с Историей нужно обращаться бережнее и что нужно высвечивать не то, что выгодно сию минуту.

Невозможно представить себе, чтобы экзистенциальные терзания героев Антониони, этих сугубо частных лиц, были внезапно сведены к чему-то массовидному. Но талантливым авторам «Дождя» приходится делать именно это: частные лица всё равно обнаруживают несамостоятельность, эмансипированная судьба не получается.

Все слипаются в народ.

Не сомневайтесь: интеллигенция и партийная номенклатура слипаются тоже.

«Один из старейших трюков ниндзя для отвлечения внимания врага – это заставить того думать, что ниндзя не один. Если противник внимательно следит за вами, то, дав ему приблизиться, бросьте взгляд через его левое плечо. Это отвлечет его внимание, позволит захватить оружие и провести болевой прием», – между прочим, это хитроумное правило исключительно эффективно работает в ситуации уличной драки.

Сходную манипуляцию пропагандировал Владимир Высоцкий: «Наши мертвые нас не оставят в беде…» Призывать мертвых на помощь – дело темное.

В последнее время иные пропагандисты стали осознавать то, на что Антониони намекал 40 лет назад: ныне капиталистическая действительность держится не на эффективных собственниках, а на благородных мифах персоналистского толка. Однако никаких таких «персон» у нас по-прежнему нет. Это ясно и это видно всякому вдумчивому потребителю отечественных кинозрелищ.

«Просто удивительно, как мало люди видят и ощущают свое физическое тело; они почти не понимают, какой эффект оно оказывает на окружающих», – подобно искусству ниндзюцу, нормальная киноиндустрия работает на то, чтобы видели и чтобы ощущали.

В недавней телепередаче прозвучало откровение: по оценкам авторитетных экспертов, от 40 до 60 % московских квартир сегодня пусты. Их десятками покупают для того, чтобы вложить деньги, а не для того, чтобы там жить.

Образ, да еще какой! Даже если это не вполне так, развитая, устроенная по закону рынка буржуазная культура добровольно от образа такого качества не откажется. Пошли бы утопии, антиутопии, вариации на тему с последствиями…

Однако рынка у нас нет, поэтому бесконечно пережевывается чужая позавчерашняя жвачка.

В 1967-м. В 2008-м.

Всё слиплось.

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?