Авторские колонки

9 июня 2008, 21:00

Дмитрий Бавильский: Феномен Миро

Некоторое время назад культурную общественность шокировала новость о том, что Дарья Жукова, девушка Романа Абрамовича, собирается открыть в Москве Центр современной культуры (ССС).

В конструктивистском здании архитектора Моисея Гинзбурга, с работами Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона, купленными по случаю на западных аукционах по астрономическим ценам.

Разведка донесла, что Абрамович советовался с Виктором Пинчуком, чья коллекция, открытая год назад в Киеве, стала одним из главных туристических аттракционов столицы незалежной Украины (сам, чтобы попасть внутрь, отстоял в очереди добрых полтора часа), и решил открыть свой. Как Игорь Маркин, чей музей современного искусства Art4.Ru буквально за год стал модным и важным местом культурной жизни Москвы.

Огромные деньги – вот что завораживает. Отечественные музеи, мягко говоря, стеснены в средствах. По крайней мере, серьезными игроками на мировых торжищах они замечены не были. А тут – своя рука владыка и можно придумывать самые сложные (в техническом исполнении) выставки и инсталляции, можно привозить и показывать любых интернациональных звезд – от Барни до Херста.

Просто современное искусство – это не только интересно и смешно, изысканно и изящно, но еще и очень живо

Можно, наконец, собрать значительную коллекцию (Фрейд и Бэкон, положенные в ее основание, право слово, хорошее начало, респект, респект), что останется в стране. Ведь у нас в музеях не только Фрейда с Бэконом никогда не было, но и Джакометти с Ротко тоже. А какие же «Сотби» с «Кристи» без Ротко и Джакометти?!

Но дело даже не в открывающихся перед арт-общественностью перспективах, а в некой тенденции, складывающейся из разрозненных фактов и сообщений. Еще не успели остыть типографские станки, напечатавшие журнал «Арт-Хроника» со статьей Владислава Суркова про художника Николая Полисского, как весь ЖЖ обсуждает его новый текст.

В журнале «Русский пионер» вышло эссе Владислава Суркова про Хоана Миро и барселонский фонд его имени. И снова, между прочим, попадание в десятку: это я могу сказать как автор романа «Семейство паслёновых», самые важные сцены которого происходят в Барселоне, в фонде Хоана Миро, построенном выдающимся архитектором Сертом и обладающем замечательной коллекцией зрелого модерна.

Здесь ведь все важно – и творчество архитектора Серта, построившего не только фонд Миро, но и «Виллу богатого коллекционера» для галереи Мегт в Сан-Поль-де-Вансе под Ниццей, выглядящей как мой персональный рай (витражи Шагала, мозаики Убака, лабиринт из скульптур Калдера и Миро).

Здесь важно и творчество самого Миро – головокружительного метафизика, тонко, точно и ненавязчиво создавшего свою персональную мифологию. Ну и конечно, Барселона – лучший город земли. В смысле красоты, драйва и культурной «движухи».

Но Сурков и Абрамович – тяжеловесы, а вот пример культурной инициативы снизу: медийный флюгер Ксения Собчак открывает свою выставку на «Винзаводе», выступая в роли Золушки, выставившей все свои туфельки. Профессионалы морщатся – слишком простенько и неконцептуально, однако важен в данном случае тренд – всем вдруг оказывается интересным contemporary art.

Ведь тот же Абрамович со своими миллиардами мог заинтересоваться чем угодно и прикупить симфонический оркестр или целую киностудию, но тем не менее вкладывающий деньги в создание Центра современной культуры. Да и Владислав Сурков, занятый важными государственными делами, написал текст не о победе Билана на «Евровидении». И даже не о новых фильмах Никиты Михалкова, но о вполне скромных, казалось бы, с точки зрения государственной идеологии частных проектах в сфере, на первый взгляд далекой от политической надобы.

Вот что важно – открытие ССС намечено на 12 июня. Случайно или нет, но это, вообще-то, День России, главный политический праздник нашего государства. Думаю, что все-таки не случайно.

В культуре последнего времени каким-то странным образом утверждается новая система ценностей: важнейшим для нас отныне является не кино, но изобразительное искусство. Тренд этот возник буквально на глазах. Развивается невиданными темпами. Как национальный проект какой-нибудь.

Абрамович со своими миллиардами мог заинтересоваться чем угодно и прикупить симфонический оркестр или целую киностудию (фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД)

С кино ведь в России как с футболом – он вроде есть, но смотреть страшно. Литература, из века в век вытягивавшая общество, погрязла в междусобойчиках и узкоцеховых играх. Серьеза в ней мало, зато много жанра, который только прикидывается изящной словесностью, таковой не являясь.

Во всех видах творческой активности многое построено на подменах и медийной активности. Первородство отступает и съеживается. Особенно если не попадает в телевизор.

А вот с изо все обстоит прямо противоположным образом: в телевизоре актуальных и хороших художников жалуют мало, зато там, где необходимы настоящие творческие усилия, зовут именно их.

Кажется, ни один вид искусства не представляет сейчас Россию так полно, подробно и разнообразно как contemporary art. Отечественный шоу-бизнес способен выиграть разве что «Евровидение», про то, чтобы тягаться с Голливудом, речи и вовсе не идет. Русский балет существует в основном переделками и архивами, опера натужно осваивает зады авангардных западных постановок, и только изобразительное искусство способно представлять страну на должном уровне – как великую державу с великим искусством.

Многие из отечественных мастеров уже давно вошли в элиту мировой арт-сцены, являясь полноправными участниками самых престижных биеннале и арт-ярмарок, выставок и аукционов, становясь ненадуманными законодателями современных стилей.

Эта новая интернациональность стирает границы и засыпает рвы между русским искусством и мировым. Вчера, к примеру, зашел в музей современного искусства Игоря Маркина и порадовался, что в экспозиции его появилась первая западная работа – фотографический триптих Мэтью Барни. Хотя, с другой стороны, работу Барни окружала фотоинсталляция классика мирового фото Бориса Михайлова, давно живущего в Германии, и два небольших объекта Ильи Кабакова, которого, постоянно проживающего в Нью-Йорке, русским художником назвать уже сложно.

Нынешние художники и скульпторы, акционисты и мастера инсталляций, видеохудожники и кураторы (лучших из которых тоже ведь можно приравнять к художникам) занимаются выработкой новых языков (причем не только пластических), именно здесь сегодня находится передовая художественного поиска, лабораторная зона, опережающая общее духовное развитие в смежных областях на много-много кругов вперед.

Именно с этим, возможно, связаны многочисленные скандалы и конфликты, вплоть до уголовного преследования, постоянно возникающие в связи с теми или иными выставками и кураторскими проектами. Новый язык непривычен и радикален, подчас общество не готово к разговору на равных, без разжевывания и сюсюканья, отчего и относится с подозрением к всевозможной «мазне», выставленной в галереях.

Однако, если внимательно следить за культурными процессами, становится очевидным: настоящие (а не спровоцированные медиа и раздутыми пиар-бюджетами) конфликты возникают именно в арт-среде, самой, казалось бы, эзотеричной и оторванной от народа. Когда именно элитарное искусство становится подлинно народным, а салонные пересмешники неожиданно выступают в роли новых передвижников.

Я помню галерейную жизнь 80-х и 90-х годов, когда даже самые выдающиеся акции Олега Кулика или Александра Бренера могли собрать не больше полутора сотен зрителей. Личным потрясением для меня стала последняя Ночь музеев, когда на «Винзаводе» было не протолкнуться, как на какой-нибудь первомайской демонстрации.

Галереи и территория «Винзавода» бурлили и пенились в полузабытой ажитации причастности к прекрасному, к истории, свершающейся на наших глазах. Идеи современного искусства овладели массами и стали (становятся) серьезной силой – уже даже не только культурной, но и общественной.

Дело даже не в том, что в изобразительном искусстве сложнее имитировать подлинность (хотя спекуляций предостаточно). И даже не в том, что таково основное движение культурного маятника, ныне качнувшегося от букв в сторону знаков, чистой визуальности.

Просто современное искусство – это не только интересно и смешно, изысканно и изящно, но еще и очень живо. Живее всех живых.

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?