Впрочем, на фоне старого и известного тягой к спиртному первого президента Бориса Ельцина Владимир Путин выгодно отличался, и потому можно понять группу «Поющие вместе», в своем хите сообщавшую, что девушки хотят «такого как Путин, чтобы не пил». По сути дела, они и не грешат против истины, президент крайне редко позволяет себе на публике выпить спиртного. В самом начале правления можно вспомнить только его визит 21 ноября в московский ресторан «Пивнушка». Там гости под хорошую закуску выпили немного водки и светлого пива. Из последних можно вспомнить торжественные мероприятия в честь Дня военного разведчика, где Путин поднял бокал шампанского за разведчика Жоржа Коваля, награжденного посмертно медалью «Золотая Звезда» за помощь Родине в реализации атомного проекта.
Если раньше купить спирт можно было в любой аптеке, сейчас эта возможность сохранилась только у жителей Крайнего севера
Таким образом, президент предлагает образец культуры пития. Более того, президент предлагает и образец правильного отношения к собственному здоровью. С самого начала правления Россией Владимир Путин подчеркнуто много внимания уделял спорту, занимался дзюдо, ездил на лыжах, занимался в спортзале. Результат можно видеть в серии фотографий топлесс – красивое и здоровое тело президента вызвало фурор.
Трудно оценить, как много дал личный пример Путина нации, но то, что президент собственным поведением формирует модель для подражания – очевидно. Впрочем, личного примера недостаточно. Точно так же, как недостаточно обычных информационных кампаний вроде борьбы осенью 2006 года с отравлениями техническим спиртом. Любая борьба с пороком требует работы не только с сознанием, но и с обстоятельствами.
Что касается обстоятельств, то тут все довольно просто: сначала скромными запретительными мерами, а в последнее время – и довольно решительными действиями, у граждан России выбивают привычку потреблять спиртное на улице, в метро и в других местах, в которых питие считается, по меньшей мере, предосудительным.
Действительно, компании, пьющие около метро и как будто нарывающиеся на скандалы – типичная картинка для мегаполисов не только летом, но даже зимой. Впрочем, увидеть на улице распивающих водку сейчас довольно проблематично. А ведь раньше – в 90-е – это была обыкновенная практика. В МГУ, в частности, около манежа сидящие и пьющие студенческие компашки были не редкостью, а деталью ландшафта. И только в конце 90-х с ними начали борьбу.
Достославное шестое отделение милиции, ныне называющееся «Отдел внутренних дел Университетский», приложило немало усилий для того, чтобы вернуть МГУ в лоно нравственности. Помогло и закрытие магазинов, торгующих алкоголем, и постоянные рейды милиционеров и по территории МГУ, и по аудиториям. В результате поведение студентов разительно изменилось в лучшую сторону. На все и про все потребовалось около 6 лет.
Но это что касается водки. Тем более, ситуация описана в отдельно взятом учебном заведении, которое, все же, по самому факту своего отнесения к образовательным учреждениям, должно было бороться с пьянством активнее, чем в среднем по стране.
Но и на пиво идет наступление. Так, в сентябре 2004 года вступил в силу законопроект "Об ограничениях розничной продажи пива". В соответствии с ним запрещалась розничная продажа и употребление пива в детских, образовательных и медицинских организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, а также в театрах, кино и других зрелищных организациях. В этих заведениях можно пить пиво, только если в них же расположены пункты общественного питания. Закон запрещал продажу и распитие пива во всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения. Также запрещалась продажа и распитие в любых местах пива несовершеннолетними. Это был существенный шаг вперед.
Тут же было предложено сделать еще более радикальный шаг – был внесен законопроект, запрещающий пить пиво в любом месте, за исключением дома и пунктов общественного питания. Однако фанатизм в деле борьбы за трезвость недопустим, и Путин наложил на законопроект вето. Но в апреле 2005 года все-таки вступил в силу еще один законопроект, существенно ограничивающий распитие пива. Тогда же, в апреле, была принята поправка в КоАП, вводящая административную ответственность за распитие пива в неположенных местах. Штраф за это нарушение составляет 100 рублей.
В июле 2005 года наши депутаты в очередной раз провели наступление на алкоголь. В частности, регионы получили возможность ограничивать время продажи алкогольной продукции крепостью более 15%. Помимо прочего, были введены запреты на торговлю крепким алкоголем на вокзалах, аэропортах, метро, оптовых рынках, в ларьках, палатках и с рук. Запрещалась торговля самогоном. Многие регионы уже пошли на ограничение времени продажи алкоголя. В частности, в Москве с начала 2006 года крепкий алкоголь разрешено продавать только с 8 утра до 11 вечера. Лишь 538 магазинов получили право торговать алкоголем круглосуточно. Помимо этого был введен запрет на торговлю крепким алкоголем в магазинах, чья площадь меньше 50 квадратных метров.
Фанатизм в деле борьбы за трезвость недопустим, и Путин наложил на законопроект вето |
Очевидно, что такое ограничение как в Москве – это лишь полумера, поскольку найти круглосуточный магазин, где продается водка – не проблема. Однако можно рассматривать этот шаг как одно из звеньев цепи и ожидать, что время продажи алкоголя сократится до приемлемых 10 часов – с 10 утра до 10 вечера. Это позволит отсечь тех, для кого существует необходимость «догнаться», но желания «доставать» водку у них недостаточно. Между прочим, совсем не малая страта. Помимо прочего, надо вводить аналогичное ограничение и на продажу пива, иначе подобная полумера ничего не решит.
Впрочем, еще раз можно повторить, что как один из логических шагов по борьбе с алкоголизацией населения – это правильное действие московских властей. Тем более, надо перенимать эту практику и в других регионах. Но, безусловно, не стоит доходить до такого фанатизма, как в Чечне, где купить алкоголь практически невозможно. Понятно, что в Чечне свои национальные традиции, которые в этом отношении представляются правильными, но все же во всей России применение подобного опыта не может рассматриваться как соответствующий современному состоянию общества. А вот в том, что касается абсолютного запрета в Чечне на казино, тут ситуация другая – всей стране было бы полезно перенять опыт этой южной республики.
На федеральном уровне очередные ограничения в торговле крепким алкоголем были введены в феврале 2006 года. Правительство России запретило торговать водкой и любыми напитками крепче 15 градусов из машин, палаток и ларьков, введя то же ограничение, что уже действовало в Москве – площадь магазина должна быть не менее 50 квадратных метров. Помимо этого были введены ограничения на торговлю чистым спиртом. И если раньше купить спирт можно было в любой аптеке, сейчас эта возможность сохранилась только у жителей Крайнего Севера.
Тогда же – в 2006 году – произошли несколько событий, существенно повлиявших на алкогольную ситуацию. Во-первых, была введена ЕГАИС (электронная система учета и контроля алкогольного рынка). Пусть система была несовершенной, пусть программа, сама по себе, вызывает множество нареканий, пусть она первоначально привела к перебоям с поставкой на склады и в магазины крепких спиртных напитков и во многом спровоцировала рост потребления нелегального алкоголя, но главное – что в стратегической перспективе система оказалась крайне действенной и позволила вывести из тени значительный объем оборота алкоголя. Во-вторых, скандалы с Молдавией и Грузией привели к тому, что с рынка исчезли вина обеих республик, а также молдавский коньяк. Это место было заполнено отечественной продукцией, которая, в связи с введением ЕГАИС, была подконтрольна государству.
В результате объем нелегального оборота водки и ликеро-водочных изделий в 2007 году составил 28% против 42% в 2006 году (в 2000 году он составлял 43%). При этом произошел рост сборов от акцизов на алкоголь на 21 % до 84,3 миллиарда рублей. Повторюсь, что в прошлом году смертность в связи с отравлениями алкоголем сократилась вдвое. Россия откатилась на 9 место в Европе по количеству выпиваемого алкоголя (15,5 литров в год на человека). На первом месте – Молдавия с ее 26 литрами в год на человека.
Фактически, мы находимся на историческом переломе. Именно сейчас можно, приложив минимум усилий, качнуть страну к отказу от алкогольной зависимости. Но для того чтобы это сделать, нам необходимо четко осознать, для чего мы это делаем. Вымирание русских должно быть остановлено самими русскими осознанно. Мы больше не имеем права закрывать глаза на свое здоровье и гробить его «назло злочинной владе». Наше здоровье – в наших руках. Государство своей тайной политикой, скромными и последовательными мерами сделало все, что могло, чтобы переломить ситуацию, не вызывая перелома сознания у социума. Но теперь мы должны честно признать проблему и работать с ее решением всем миром.
Для начала, думаю, будет достаточно того, что милиционеры наконец-то начнут штрафовать пьющих пиво у метро. А дальше посмотрим…