И вот – ура! Я ошибся. Я был не прав. Я был малодушен. Мы победили. Россия победила. Олимпиада – наша!
С 2000 года прошло не так много времени. Но сколько сделано! Восемь долгих лет мы всей страной трудились не покладая рук. Выкарабкивались из кризиса, богатели. И вот наконец преодолены последствия краха 1990-х. Десятилетие национального унижения, десятилетие позора осталось позади. Мы, Российская Федерация, сильны так же, как когда-то был силен весь СССР.
Но одна проблема преследовала нас все время, начиная с 2000 года. Мы не верили себе сами. Мы считали себя бедными. Мы считали себя несостоятельными. Мы считали себя глупыми, пьяными, бездельниками. Кем только мы не считали себя... Мы не считали себя только гордыми, умными, серьезными и солидными. Мы были обществом, которое жило одним днем и считало этот день черным и беспросветным. Мы никогда не заглядывали вперед.
Нужна была знаковая победа, внешняя победа, которая бы позволила России, всему обществу ощутить себя наконец-то состоявшимся государством
Это тотальное неверие в себя надо было как-то преодолевать. С ростом благосостояния, конечно, граждане становились увереннее в себе. Но этого было недостаточно. Нужна была знаковая победа, внешняя победа, которая бы позволила России, всему обществу ощутить себя наконец-то состоявшимся государством. Владимир Путин осознавал это, как никто другой. И именно поэтому он сделал все возможное для того, чтобы Сочи стал хозяином Олимпийских игр 2014 года.
Победа в борьбе за Олимпиаду стала победой всего народа. Впервые за долгие годы крупнейшая международная организация во всеуслышание заявила: Россия – состоявшееся государство, в котором политика проводится предсказуемо. В котором социальный мир. В котором в ближайшее время не будет никаких революций и потрясений. В котором решена проблема терроризма и сепаратизма (если бы было хотя бы одно сомнение в том, что в Чечне все спокойно и будет все спокойно, Сочи нам никогда бы не видать). В котором экономика может позволить себе многомиллиардные проекты. В котором есть уверенность в том, что эти проекты будут реализованы.
Еще раз повторю: наша победа стала главным доказательством, что Россия состоялась. В первую очередь это доказательство востребовано нами самими. Не Западом. Не Востоком. А нами. Я впервые со времени путча 1991 года видел такой взрыв общественного энтузиазма. На улицах, дома, в разговорах с друзьями и знакомыми все разговоры только о победе Сочи. О победе России. О победе Путина.
Победа Путина ставит перед нами один очень серьезный вызов. Президент России, фактически продавивший МОК и лично выбивший Олимпиаду, тем самым продемонстрировал: его действия на посту оказались полностью адекватны и оцениваются всем миром как крайне успешные.
Посмотрим вкратце на эти успехи. Фактическая назначаемость губернаторов делает их полностью подотчетными федеральному центру, снижает уровень коррупции, а главное, обеспечивает возможность реализации в регионах федеральных проектов. Даже таких крупных, как Олимпиада.
Второй аспект – назначение Рамзана Кадырова главным по Чечне привело к тому, что в республике стало можно жить. Да, некоторые эксцессы с участием чеченцев пока еще на изжиты не только в Чечне, но и в других регионах. Но это уже не глобальная проблема сохранности государства российского, а вопрос эффективности действий органов охраны правопорядка.
Еще раз повторю: наша победа стала главным доказательством, что Россия состоялась (фото: Reuters) |
Усмирение крупного бизнеса на примере Березовского – Гусинского – Ходорковского привело к тому, что олигархи, действительно прониклись «социальной ответственностью». В результате от яиц Фаберже крупный бизнес прошел путь до серьезных инфраструктурных проектов и безоговорочной поддержки власти в процессе получения Олимпиады (вспомним, как твердо рядом с Путиным стояли Потанин и Дерипаска). Конечно, Олимпиадой мы обязаны в том числе и нашим акулам капитализма. И за это им многое можно простить.
Естественно, экономическая программа президента также доказала свою состоятельность. Рост ВВП продолжается восьмой год подряд. Максимальный уровень СССР (1990 год) достигнут по итогам 2006 года. Тенденция к росту сохраняется. В Россию валом валят инвесторы. Рубль крепнет и уже претендует на звание региональной валюты. Все это стало дополнительным плюсом при выборе Сочи столицей зимней Олимпиады.
Интересно, что победа в Сочи создает также и абсолютно новый расклад во внешнеполитической арене. Например, это достижение практически хоронит планы ГУУАМ. А также идею по созданию большой антироссийской черноморско-каспийской коалиции. Ведь вполне очевидно, что именно российская часть Причерноморья теперь будет центром экономического развития и политического доминирования в регионе на ближайшее десятилетие.
Все это – очевидное достижение нашей страны. Но в первую очередь, и это все понимают, Олимпиада – это победа Владимира Путина лично. И на фоне такой замечательной международной победы возникает одна грандиозная проблема. Вся страна ощущает Владимира Путина национальным лидером, лидером нации. И вся страна не хочет отпускать, пожалуй, самого успешного за прошедшие лет двести (со времен Александра I) лидера государства. Владимир Путин показал, что страну можно поднять с колен, не устраивая репрессий. Что настоящий правитель не мешает открытию собственных каналов мобилизации и активности общества, при этом не являясь и безвольным паразитом на шее у страны. Что управление и направление осуществляются оперативно и разумно. Что нас наконец-то перестали поднимать на дыбы и перестали загонять в колею. Что Россией правит ответственная рука.
Честно говоря, за долгое время мы уже забыли, что это такое. Именно поэтому бытовало такое сильное чувство даже не недоверия к Путину, а нежелания ошибиться в нем. И вот теперь, когда Путин заявил, что он уходит, нация поняла, что не ошиблась. И не хочет отпускать президента. Как сделать так, чтобы не нарушить Конституцию? Как сделать так, чтобы президент, уходя, не ушел? Как гарантировать, что лидер нации будет обладать всеми полномочиями по реализации своего лидерства? Вот это главная задача предстоящих до октября месяцев. И от того, как она будет решена, зависит очень многое. Гораздо больше, чем от нашей победы в Олимпиаде. В конце концов, Олимпиаду мы проведем. Не бином Ньютона.