Авторские колонки

25 июля 2007, 15:00

Андрей Громов: Пока всех не переубивали

Русский национализм совсем непригоден для решения стоящих перед страной проблем. Даже если сузить задачи национализма до защиты русских, то и в этом случае пользы от него на самом деле будет немного.

В начале 90-х приличные люди могли как угодно относиться к Чубайсу и спорить по его поводу до хрипоты; могли приветствовать расстрел Белого дома, а могли сочувствовать его защитникам; могли разоблачать козни МВФ, а могли твердо верить в благодатность их предписаний. Но в вопросе о национализме все было четко и определенно: национализм – удел фриков, приличный человек националистом быть не может и не должен.

Возможность не краснея говорить о русских и русском государстве, возможность без злобы говорить об интересах русских, их чаяньях и задачах — событие исключительно важное

Образ националиста был не только идеологическим, но и эстетическим: злобный безумец крайне неопрятного вида. А потому, если кто-то вдруг пускался в рассуждения о русских и русскости или, не дай бог, об отношении к русским представителей других национальностей, на него начинали смотреть так, будто он несколько месяцев не чистил зубы, а о существовании шампуня и вовсе не ведает. О русских в приличном обществе – либо плохо, либо никак: эту формулу никто не озвучивал, но следовали ей неукоснительно.

Впрочем, все это касалось исключительно русских националистов. К националистам нерусским отношение было куда более лояльное, а порой даже и откровенно сочувственное. Тут была уже другая формула: о других народах либо хорошо, либо никак. Национальные особенности у них, в зависимости от обстоятельств, либо отсутствуют (все в первую очередь люди), либо, наоборот, присутствуют, но говорят о замечательной неординарности и восхитительной многогранности этих народов.

Пока же выковывалась эта система представлений, жизнь шла своим чередом: те самые неординарные народы активно и безжалостно вытесняли русских со своих земель, а в самой России представители этих народов (в самом внушительном количестве) стали проявлять свою многогранность столь активно, что даже и приличным людям, становилось не по себе.

Неудивительно, что при таком расхождении господствующего дискурса и реальности отношение к национализму стало стремительно меняться. В самом конце 90-х о том, что в России живут по большей части русские и с ними тоже надо считаться, заговорили люди, которых назвать фриками язык не поворачивался. Причем заговорили жестко и аргументированно. И вдруг оказалось, что нет в такой постановке вопроса никакого безумства и злобности. Скорее, наоборот – здравый смысл и простая адекватность. Более того, возникла мода на национализм (впрочем, вкладывали в это слово самые разные значения).

Это было очень интересное и плодотворное время. Русское общество снова училось быть русским. Училось произносить без иронии простые и очевидные слова («патриотизм», «отечество», «русские», «враги России», «слава России»), училось говорить о себе и своем народе без презрения.

Возможность не краснея говорить о русских и русском государстве, возможность без злобы говорить об интересах русских, их чаяньях и задачах – событие исключительно важное. Однако на этом, еще раз повторю, важнейшем преобразовании созидательные функции национализма оказались исчерпаны. В качестве рецепта решения стоящих перед страной проблем он оказался решительно непригоден.

В ингушской станице Орджоникидзевская убили русскую учительницу Людмилу Терехину и двоих ее детей. Во время похорон, на которые пришло несколько сотен человек, на кладбище был устроен взрыв: пострадало еще более десяти человек (в том числе несколько было тяжело ранено). То, что этот теракт очевидно был направлен против русских, то, что он (вместе с убийством) вызвал панику у русского населения Ингушетии, – очевидно. И, разумеется, история эта стала главной темой, раскручиваемой сегодня нашими националистами с общим пафосом: «вставай, русский народ, пока всех не переубивали и не перевзрывали».

В самой станице Орджоникидзевская об убийстве семьи учительницы и взрыве на кладбище говорят много, но никому и в голову не приходит обвинить в происходящем ингушей (фото: ИТАР-ТАСС)
Да, русских тоже убивают именно как русских – это правда, которую нельзя не иметь в виду. Однако посмотрим – а что может предложить русский национализм сверх этой – очень важной – констатации? Какие механизмы решения проблемы и защиты конкретных русских людей?

Остановить геноцид и заставить местную власть с уважением относится к русским? Однако нет никакого геноцида, а местная власть сегодня к русским относится с самым очевидным уважением. Собственно, русские – одна из немногих в Ингушетии групп, поддерживающих режим Зязикова. К тому же местная власть получает немалые деньги на переселение русских. Деньги эти, само собой, по большей части разворовываются (да и русские не хотят возвращаться в депрессивный регион). Однако именно поэтому власть проявляет всяческую заботу о тех русских, которые живут в республике, дабы всегда было что предъявить в качестве обоснования расходования средств. Любое националистическое вмешательство в эту ситуацию может только взорвать ее. Собственно, очень вероятно, что именно это и было целью терактов.

Объединить русских и поднять их на борьбу с местным населением, пока всех не переубивали и не перевзрывали? Однако русские в Ингушетии живут компактно, и даже в самые тяжелые времена критических проблем с местным населением у них не возникало. В самой станице Орджоникидзевская об убийстве семьи учительницы и взрыве на кладбище говорят много, но никому и в голову не приходит обвинить в происходящем ингушей. Отношения между русскими и ингушами тут выстроены совсем иначе, чем мы представляем себе по опыту взаимоотношений с кавказцами на оптовых рынках. И связи между людьми, живущими рядом, тут куда более крепкие и сложные, чем представляется московским сетевым защитникам русского народа. Это не значит, что эти связи нельзя нарушить и превратить жизнь русских в этих местах в ад. Можно, но для этого нужно мощное внешнее воздействие. И таким воздействием может оказаться не только ваххабизм или радикальный ингушский национализм, но и, например, активные действия защитников русских людей.

Что еще может предложить русский национализм? Да ничего. Сложное отстраивание ситуации, необходимость постоянно реагировать на самые разные обстоятельства – все то, что и составляет основу обустройства жизни в столь сложных регионах, как Северный Кавказ, – все это принципиально чуждо национализму.

Но и тот факт, что русский национализм уже в начале этого десятилетия исчерпал свои созидательные функции, не означает, что сегодня у него вовсе нет никаких функций. Хотят того или нет сами националисты, сегодня они нужны только в качестве детонатора дестабилизации. Собственно, активность националистов и их готовность раздуть любой межнациональный конфликт с участием русских до события национального масштаба и создает пространство для действия тех самых разнообразных сил, задача которых – дестабилизировать ситуацию. Те же ингушские сепаратисты сегодня сугубо маргинальны, и, пожалуй, единственный шанс для них вернуть свои позиции – братская помощь русских радикалов. Впрочем, сегодня далеко не только у ингушских националистов может возникнуть желание поиграть в увлекательную игру – взорвать Северный Кавказ. Так что востребованность русского национализма и его дестабилизирующей функции будет только расти.

Вам может быть интересно

Минобороны сообщило о ликвидации 75 дронов за ночь над регионами России
Темы дня

Как меняется российский экспорт газа

Потеряв украинский транзит, Россия лишилась еще части газовых поставок. Однако потери на европейском рынке удалось частично восполнить за счет роста экспорта газа в Азию. Причем кроме уже традиционного покупателя нашего газа – Китая – серьезно нарастил закупки Узбекистан. Начать покупать газ у России может и Казахстан. На рынке СПГ у России тоже есть успехи.

Как остановить морское беззаконие Запада

Еще один акт морского пиратства совершен Западом – Франция захватила танкер с российской нефтью. Какие юридические основания заявляет Париж в оправдание своего беззакония, почему Россия не имеет формальных оснований предъявлять французам претензии – и каким образом тем не менее можно защитить критически важную для нашей страны морскую торговлю?

Умер герой штурма дворца Амина в Кабуле и ветеран «Альфы» Берлев

Поставщик оружия Украине стал самым богатым бизнесменом оборонной отрасли мира

Продюсер Фадеев в онлайн-флешмобе показал, как за десять лет сбросил 100 кг

Новости

США в нацстратегии обороны назвали Россию «постоянной, но управляемой угрозой»

Оборонная национальная стратегия США обозначила Россию как постоянную и управляемую угрозу, сдерживанием которой следует заниматься союзникам США по НАТО на восточном фланге.

Путину представили планы по созданию менее вредного картофеля

Во время визита президента России в МФТИ студентка рассказала о разработке картофеля с пониженной вредностью при жарке и длительным сроком хранения.

Умерла актриса из сериала «Моя прекрасная няня»

Артистка театра и кино, запомнившаяся зрителям ролями в популярных отечественных ситкомах Елена Торшина ушла из жизни на 62-м году жизни, сообщается на сайте «Кино-театр.ру».

Евродепутат Мариани: Европейские вассалы лишились хозяина в виде США

По мнению депутата Европарламента, высказывания премьер-министра Бельгии о зависимости Европы от США и события вокруг Гренландии, стали сигналом к переосмыслению суверенитета на континенте.

Стали известны темы переговоров по Украине в Абу-Даби

Вопросы формирования буферных зон и введения механизмов контроля вошли в повестку встречи представителей Москвы, Вашингтона и Киева, сообщает источник ТАСС.

Эксперт рассказал, как бесплатные VPN-сервисы выдают данные пользователей

Бесплатные сервисы VPN могут отслеживать действия пользователей и собирать о них данные, которые затем могут продавать злоумышленникам, рассказал финансовый советник и основатель Rodin.Capital Алексей Родин.

Глава ТДЭК на Украине заявил о приближении страны к катастрофе

Украина приближается к «гуманитарной катастрофе» и любое будущее мирное соглашение должно включать прекращение атак на энергетическую инфраструктуру, заявил глава частной энергокомпании ДТЭК Максим Тимченко.

Лукашенко лично привел армию в боевую готовность

Александр Лукашенко лично контролирует текущую проверку белорусских войск, минуя министерство обороны и генеральный штаб, что стало важной особенностью инспекции.

Politico: США планируют начать морскую блокаду Кубы

Вашингтон рассматривает возможность полной изоляции Кубы с моря, чтобы остановить импорт энергоносителей и добиться смены политического руководства, сообщает Politico.

Врач рассказала, как резкое похолодание провоцирует инфаркт и инсульт

В холодную погоду, особенно при резком похолодании, возрастает риск образования тромбов, провоцирующих инфаркт или инсульт, рассказала кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней №2 ИКМ Пироговского университета Эльвира Хачирова.

Владелец пекарни «Машенька» заявил о расширении меню после заказа из США

Пекарня «Машенька» подготовила корзину с угощениями для высокопоставленного гостя из США, после этого ее владелец заявил о расширении меню.

Politico узнала о плане США и ЕС по процветанию Украины за 800 млрд долларов

CША и ЕС разработали 10-летний план по привлечению 800 млрд долларов государственных и частных средств для восстановления Украины, стратегия финансирования рассчитана до 2040 года и будет способствовать вступлению Украины в ЕС.
Мнения

Игорь Караулов: Почему Запад лишился объединяющих ценностей

Ценностное банкротство Запада может и не стать прологом к большой войне. Неприкрытое хищничество никогда в истории не вело к долговременному успеху. Но, может быть, на руинах упований на голую силу вырастет новая идея, объединяющая уже не один только Запад или Восток, а всё человечество.

Денис Миролюбов: США никогда не нападут на Гренландию

История с Гренландией – предвестник того, как великие державы будут решать арктический вопрос в ближайшие десятилетия.

Дмитрий Губин: Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов