Авторские колонки

15 июля 2007, 12:43

Игорь Манцов: Записки оперного маньяка

Во времена поздней юности захотел быть оперным певцом. Никаких оснований хотеть не было: пою я отвратительно. Слышу себя хорошо и вполне осознаю, насколько все запущено, но сделать ничего не могу.

Не то чтобы, выходит, захотел, скорее, размечтался. Объяснил приятелю, что возможности оперного певца, а в особенности лирического тенора, безграничны. Тот усомнился: «Врешь. Безграничны возможности рок-идолов. Цоя там, Кинчева, на худой конец Гребенщикова. И даже, извини меня, Макаревич сделает любого оперного певца на раз».

(В те былинные времена в стране если не свирепствовала, то бушевала перестройка и многие увлекались так называемым русским роком.)

Авторитетно возражаю: «Этим бодрячкам доступны только свистульки-малолетки, неоперившиеся соплюшки. А тенор-премьер берет себе любую женщину, и даже самую импозантную». В подтверждение слов повел его на гастрольный спектакль провинциального театра средней руки, ну, допустим, саратовского. Мы опаздываем, мы врываемся в зрительный зал Тульского драмтеатра в тот самый момент, когда действие стремительно набирает обороты.

У нас до сих пор принято считать, что опера – это такая аристократическая избыточность, позавчерашний день. Но Запад-то знает, что опера – основа основ

Давали «Мадам Баттерфляй», а там, кто понимает, с самых первых же минут очень красивые монологи и диалоги, просто очень. В те былинные времена, времена высоких надежд и романтических разговоров, провинциальный народ всей душой стремился к прекрасному, отчего приземлиться опоздавшим нам было решительно некуда. Плюхнулись поэтому на ступеньки, изумленно внимали заслуженному артисту то ли Кабардино-Балкарии, а то ли Карачаево-Черкесии, впрочем русскому.

Артист был по-настоящему хорош. Стать, голос, темперамент – все при нем. Ровно тот самый тенор-премьер, о котором я и рассказывал, которого воображал. Партнерша, тоже заслуженная артистка и тоже, как ни странно, изрядная профессионалка, тянулась за партнером, однако эмоционально не поспевала.

Постепенно, впрочем, раздухарилась, догнала и слилась в экстатическом порыве. Упивалась, подыгрывала, иногда уходила в отрыв сама. И стонала, короче, и взлетала, у-ух.

Сразу после спектакля, на ступеньках, приятель выступил с официальным заявлением: «Ты прав. Тенором быть лучше. Против оперного тенора, да еще из хорошего столичного театра, ни у каких теток аргументов нет». «Именно, ни у каких».
Помолчали. Докурили.

«А знаешь, – говорю, – на спектаклях Сергея Лемешева искусство было такого сорта, овации такого накала, что иные молодые особы, дамы бальзаковского возраста и даже крепкие мужики запросто выпадали из театральных лож». «Насмерть?!» – «История умалчивает. Но важен не результат, важен порыв и важен сам момент забытья». – «Есть упоение в бою, проходили».

Счастливые, молодые, купили вина, которое наконец-то разрешил своим людям дядька Горбачев, и отправились в общагу политехнического института, где нас почему-то уже ждали незнакомые студентки-картежницы, то бишь, конечно, чертежницы.

Через час мы всем кагалом голосили малопонятные, но по-своему обаятельные песни «Иван Бодхихарма склонен видеть деревья там, где мы склонны видеть столбы» и «Группа крови на рукаве, пожелай мне удачи в бою».

Утром, очнувшись в общежитском запустении, в чужой комнате, в чужой, хотя и жаркой, постели, я жестоко посмеялся над своей недавнею мечтой. Саркастично припомнил реплику из одного тонкого, драматичного рассказа Виктора Драгунского: «...но славы Ивана Козловского он не добьется никогда!»

«И никакой славы не добьется, никакой, – бормотал я, одеваясь, – и ничего мне от вас не надо, ничего…»

«От кого это «от вас»? – обиженно поинтересовалась студентка. – Я больше ничего не дам, а с другими разбирайся отдельно».

Выставила, вытолкала. С тех самых пор все идет наперекосяк. За мечту нужно было бороться до конца. Который уже день слушаю MP3 «Jose Carreras and Greatest Divas», укоряю себя: этот – смог.

Спустя без малого 20 лет – вчера – слушаю «Мадам Баттерфляй» в Мариинском театре. О мой любимый Мариинский театр! Жить, спать и умереть где-нибудь под лавкой Мариинского театра!

Хотя общий уровень постановки высок, все, тем не менее, чинно и никто никуда не выпадает, не выбрасывается. Никто, короче, не экзальтирует
Хотя общий уровень постановки высок, все, тем не менее, чинно и никто никуда не выпадает, не выбрасывается. Никто, короче, не экзальтирует. Каждая вторая зрительница непременно вооружена биноклем. Едва появляются артисты, половина тетенек и девочек принимается суетливо подносить бинокли к глазам, мешает слушать. Через несколько тактов вторая половина – их подружки, дочери или матери – норовит вырвать бинокли у половины первой. Чтобы, как говорит один мой приятель, зазырить.

Существует стереотип: женщины любят ушами, а мужчины глазами. Нет, не так. Мужчины стараются действовать по правилам: в опере слушают, в ситуации балета полагаются на зрение. Женщина всегда правила нарушает, но ладно.

Меня восхищает, насколько требовательно работает с оперой Запад! Сегодня в наших магазинчиках можно найти практически любые названия и почти любые постановки, как на CD, так и на DVD. У нас до сих пор принято считать, что опера – это такая аристократическая избыточность, позавчерашний день. Но Запад-то знает, что опера – основа основ.

«Нужно отметить то обстоятельство, что наш язык очень тесно связан с фонетической природой слова. Нашей речи свойственна интонация, и притом в такой степени, что в зависимости от интонации смысл может меняться в самых широких пределах.

Пожалуй, именно благодаря фонетической, интонационной природе естественного языка наша речь обладает собственно эмоциональностью.

Весьма вероятно, что музыка – это лишь усиленная форма выражения интонаций и их импульсов, которые глубоко заложены в нашем речевом поведении.

Особенность музыкального языка проявляется в том, что этот язык, в отличие от естественного языка, свободен от логических структур: он функционирует так же, как функционирует процесс предмышления в языке», – писал дзэн-буддист от математики, ученик академика Колмогорова, выдающийся естествоиспытатель Василий Налимов.
Опера – речевая сгущенка.
Опера – выразительно организованное предмышление.

Недавно кинорежиссер Александр Сокуров поставил в Большом театре «Бориса Годунова». Канал «Культура» подготовил прямую трансляцию премьерного спектакля. Была большая рекламная кампания. Накануне показали содержательную беседу Сокурова со Станиславом Бэлзой: прямо с места событий, со сцены, из-за кулис. Сокуров говорил очевидное, страшноватое: «Серьезную музыку чаще ненавидят, от оперы зачастую шарахаются, как от чумы. Я хочу, чтобы наш человек, случайно оказавшийся возле телеэкрана, именно в этот вечер переменил отношение к оперному искусству».

Я очень болел за Сокурова, и я желал ему успеха. Не знаю, как воспринимался спектакль из зрительного зала. Но телетрансляция выглядела, мягко говоря, неубедительно, кондово. Сокуров и его соратники, видимо, хорошо поработали и со сценографией, и со светом, однако телеэкран предъявил неудобоваримый полумрак. То есть задача «переубедить недоброжелателя» была поставлена, но не была решена.

Для телеэкрана, для широкого зрителя нужно же было постараться отдельно!

Дело не в Сокурове, не в канале «Культура». И постановщику, и театру, и каналу – спасибочки. Несколько десятков энтузиастов не в силах переломить ситуацию. Опера – это демократично и это социокультурная база. Достаточно посмотреть любую западную видеозапись, на DVD или на гениально устроенном французском телеканале Mezzo, чтобы увидеть, с какой готовностью идут западные мастера искусств навстречу обывателю. Опера, балет или симфонический концерт подаются в режиме здорового комфорта, в режиме «интересно, очень интересно», в режиме «вам без этого не прожить».

Не нужно напрягать глаза и вострить уши, чтобы увидеть, чтобы услышать, чтобы прочувствовать. Как говорили циничные, но языкатые коммунисты, «все во имя человека, все на благо человека».

У нас между тем торжествует варварство. Достаточно пять минут послушать фонограмму любого теперешнего кинофильма, чтобы ужаснуться: речь фальшива, а значит, фальшивы нутро персонажей и сюжет. Успех «Моей прекрасной няни» на 90% определяется тем, что грамотные режиссеры правильно организовали речевое взаимодействие персонажей. «Прекрасная няня» – это, если угодно, суррогатная комическая опера.

Образцово слышит Кира Муратова. Точка сборки всех ее картин, начиная с «Коротких встреч», – ушная раковина. В этом парадокс и в этом чудо. Муратова обладает абсолютным слухом и уникальным темпоритмическим чутьем. Муратова «видит» во вторую очередь. Вначале она осознает, каким образом тот или иной ее персонаж звучит. Речь персонажа – это проекция его внутреннего мира, его предмышление. Потом Муратова бережно, органично подцепляет речь одного героя к речам другого и третьего. Ровно таким же образом делает художественный образ и всякий вменяемый оперный композитор. Так Пуччини делает Пинкертона с Баттерфляй.

(Пересмотреть Муратову, упирая на акустику, интонирование; перетолковать в терминах речевого поведения; переосмыслить в параметрах оперной эстетики.)

«Не важно, о чем идет речь, о музыке или о слове, – писал великий оперный режиссер Вальтер Фельзенштейн, – в любом случае образы должны рождаться непосредственно из ситуации. При этом следует без устали спрашивать себя: могу ли я это просто сказать или я обязательно должен петь?»

Итак, ситуация принудительно диктует, обязывает. Пламенно-пылкого тенора из меня так и не получилось. Пришлось переквалифицироваться в брюзгу.
«Пан или пропал?!»
Пан – настолько неприлично, немыслимо, что лучше уже пропал.

(Не лучше, но что делать, что делать…)

Вам может быть интересно

Лавров заявил о неизлечимой «животной русофобии» элиты Финляндии
Темы дня

Попытка Европы дотянуться до «Турецкого потока» провалилась

Европа пытается добраться до единственного оставшегося газопровода, который качает газ из России. Речь идет о «Турецком потоке». Физически недружественным странам дотянуться до него тяжело, потому что сам газопровод не заходит на европейскую территорию, а морскую часть оберегает Анкара. Поэтому Европа пытается давить юридически. Как Венгрия и Турция помогли управляющей компании «Турецкого потока» избежать ареста активов?

Что значит готовность Зеленского провести выборы президента Украины

Владимир Зеленский согласен провести президентские выборы на Украине. Это решение было принято под давлением Дональда Трампа, заявившего ранее об отсутствии в республике демократии из-за затянувшейся несменяемости власти. Тем не менее эксперты отмечают: неожиданные новости из Киева призваны стать маскировкой для сохранения у власти нынешнего руководства. За счет чего Зеленский пытается обмануть Трампа?

Москалькова осудила «удары в спину» командиру «Ахмата»

Рар объяснил призыв Маска расформировать Еврокомиссию

Умер автор «Аншлага» и «Голубых огоньков» Леонид Французов

Новости

Полиция начала розыск избившего инста-модель Таранову в Москве

Столичные правоохранители начали розыск жестоко избившего 33-летнюю российскую инста-модель из Краснодара Анжелику Таранову.

Лавров заявил о неизлечимой «животной русофобии» элиты Финляндии

Элита Финляндии демонстрирует «животную русофобию», от которой не помогли излечиться долгие десятилетия добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с РФ, заявил глава МИД России Сергей Лавров на правительственном часе в Совете Федерации.

Постпред Украины при ООН пообещал России «дырку от бублика»

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

В Грузии указали Евросоюзу на «бумеранг» внешнего вмешательства

Европейские бюрократы недовольно говорят о вмешательстве в дела Евросоюза со стороны США, хотя сами так себя ведут по отношению к Грузии, заявил первый заместитель председателя парламентской фракции правящей «Грузинской мечты» Леван Мачавариани, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ВМС США решили ускорить постройку подлодок с помощью ИИ Palantir

Американский флот рассчитывает внедрить аналитику и искусственный интеллект Palantir для повышения скорости производства субмарин и устранения сбоев в поставках, пишет Bloomberg.

Лавров: Россия готова ответить на враждебность Европы

Россия готова ответить на любые враждебные действия Европы, включая размещение иностранных воинских контингентов на Украине и экспроприацию российских активов, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время выступления в Совете Федерации.

Казахстан решил перенаправить нефть в Китай из-за атак Украины

Поставки нефти с месторождения Кашаган частично направят в Китай на фоне последних атак на объекты Каспийского трубопроводного консорциума, сообщило Министерство энергетики Казахстана.

В Конгрессе США предложили выйти из НАТО

Американский конгрессмен-республиканец Томас Масси предложил вывести Соединённые Штаты из НАТО, зарегистрировав соответствующий законопроект под номером HR 6508.

В Судане при посадке на военной базе разбился Ил-76

В Судане при попытке посадки на военной авиабазе разбился транспортный самолет Ил-76, не выжил ни один из членов экипажа, передает агентство Франс Пресс со ссылкой на два военных источника.

Камеры с помощью ИИ начали выявлять новый вид нарушений на дорогах в Москве

В Москве дорожные камеры с искусственным интеллектом начали фиксировать неправильную остановку автомобилей, мешающих выезду с парковки или движению пешеходов, даже без запрещающих знаков или разметки, сообщили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы.

ВС России начали бои в центре Гуляйполя

Российские военные форсировали реку Гайчур и вступили в активные бои на центральных улицах Гуляйполя в Запорожской области, сообщил депутат законодательного собрания Запорожской области, участник специальной военной операции Сергей Юрченко.

Сеул выразил протест из-за полетов военной авиации России и Китая

Министерство обороны Южной Кореи выразило протест военным атташе России и Китая в Сеуле в связи с совместным воздушным патрулированием, прошедшим 9 декабря в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщило южнокорейское оборонное ведомство.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов