Авторские колонки

15 июля 2007, 12:43

Игорь Манцов: Записки оперного маньяка

Во времена поздней юности захотел быть оперным певцом. Никаких оснований хотеть не было: пою я отвратительно. Слышу себя хорошо и вполне осознаю, насколько все запущено, но сделать ничего не могу.

Не то чтобы, выходит, захотел, скорее, размечтался. Объяснил приятелю, что возможности оперного певца, а в особенности лирического тенора, безграничны. Тот усомнился: «Врешь. Безграничны возможности рок-идолов. Цоя там, Кинчева, на худой конец Гребенщикова. И даже, извини меня, Макаревич сделает любого оперного певца на раз».

(В те былинные времена в стране если не свирепствовала, то бушевала перестройка и многие увлекались так называемым русским роком.)

Авторитетно возражаю: «Этим бодрячкам доступны только свистульки-малолетки, неоперившиеся соплюшки. А тенор-премьер берет себе любую женщину, и даже самую импозантную». В подтверждение слов повел его на гастрольный спектакль провинциального театра средней руки, ну, допустим, саратовского. Мы опаздываем, мы врываемся в зрительный зал Тульского драмтеатра в тот самый момент, когда действие стремительно набирает обороты.

У нас до сих пор принято считать, что опера – это такая аристократическая избыточность, позавчерашний день. Но Запад-то знает, что опера – основа основ

Давали «Мадам Баттерфляй», а там, кто понимает, с самых первых же минут очень красивые монологи и диалоги, просто очень. В те былинные времена, времена высоких надежд и романтических разговоров, провинциальный народ всей душой стремился к прекрасному, отчего приземлиться опоздавшим нам было решительно некуда. Плюхнулись поэтому на ступеньки, изумленно внимали заслуженному артисту то ли Кабардино-Балкарии, а то ли Карачаево-Черкесии, впрочем русскому.

Артист был по-настоящему хорош. Стать, голос, темперамент – все при нем. Ровно тот самый тенор-премьер, о котором я и рассказывал, которого воображал. Партнерша, тоже заслуженная артистка и тоже, как ни странно, изрядная профессионалка, тянулась за партнером, однако эмоционально не поспевала.

Постепенно, впрочем, раздухарилась, догнала и слилась в экстатическом порыве. Упивалась, подыгрывала, иногда уходила в отрыв сама. И стонала, короче, и взлетала, у-ух.

Сразу после спектакля, на ступеньках, приятель выступил с официальным заявлением: «Ты прав. Тенором быть лучше. Против оперного тенора, да еще из хорошего столичного театра, ни у каких теток аргументов нет». «Именно, ни у каких».
Помолчали. Докурили.

«А знаешь, – говорю, – на спектаклях Сергея Лемешева искусство было такого сорта, овации такого накала, что иные молодые особы, дамы бальзаковского возраста и даже крепкие мужики запросто выпадали из театральных лож». «Насмерть?!» – «История умалчивает. Но важен не результат, важен порыв и важен сам момент забытья». – «Есть упоение в бою, проходили».

Счастливые, молодые, купили вина, которое наконец-то разрешил своим людям дядька Горбачев, и отправились в общагу политехнического института, где нас почему-то уже ждали незнакомые студентки-картежницы, то бишь, конечно, чертежницы.

Через час мы всем кагалом голосили малопонятные, но по-своему обаятельные песни «Иван Бодхихарма склонен видеть деревья там, где мы склонны видеть столбы» и «Группа крови на рукаве, пожелай мне удачи в бою».

Утром, очнувшись в общежитском запустении, в чужой комнате, в чужой, хотя и жаркой, постели, я жестоко посмеялся над своей недавнею мечтой. Саркастично припомнил реплику из одного тонкого, драматичного рассказа Виктора Драгунского: «...но славы Ивана Козловского он не добьется никогда!»

«И никакой славы не добьется, никакой, – бормотал я, одеваясь, – и ничего мне от вас не надо, ничего…»

«От кого это «от вас»? – обиженно поинтересовалась студентка. – Я больше ничего не дам, а с другими разбирайся отдельно».

Выставила, вытолкала. С тех самых пор все идет наперекосяк. За мечту нужно было бороться до конца. Который уже день слушаю MP3 «Jose Carreras and Greatest Divas», укоряю себя: этот – смог.

Спустя без малого 20 лет – вчера – слушаю «Мадам Баттерфляй» в Мариинском театре. О мой любимый Мариинский театр! Жить, спать и умереть где-нибудь под лавкой Мариинского театра!

Хотя общий уровень постановки высок, все, тем не менее, чинно и никто никуда не выпадает, не выбрасывается. Никто, короче, не экзальтирует
Хотя общий уровень постановки высок, все, тем не менее, чинно и никто никуда не выпадает, не выбрасывается. Никто, короче, не экзальтирует. Каждая вторая зрительница непременно вооружена биноклем. Едва появляются артисты, половина тетенек и девочек принимается суетливо подносить бинокли к глазам, мешает слушать. Через несколько тактов вторая половина – их подружки, дочери или матери – норовит вырвать бинокли у половины первой. Чтобы, как говорит один мой приятель, зазырить.

Существует стереотип: женщины любят ушами, а мужчины глазами. Нет, не так. Мужчины стараются действовать по правилам: в опере слушают, в ситуации балета полагаются на зрение. Женщина всегда правила нарушает, но ладно.

Меня восхищает, насколько требовательно работает с оперой Запад! Сегодня в наших магазинчиках можно найти практически любые названия и почти любые постановки, как на CD, так и на DVD. У нас до сих пор принято считать, что опера – это такая аристократическая избыточность, позавчерашний день. Но Запад-то знает, что опера – основа основ.

«Нужно отметить то обстоятельство, что наш язык очень тесно связан с фонетической природой слова. Нашей речи свойственна интонация, и притом в такой степени, что в зависимости от интонации смысл может меняться в самых широких пределах.

Пожалуй, именно благодаря фонетической, интонационной природе естественного языка наша речь обладает собственно эмоциональностью.

Весьма вероятно, что музыка – это лишь усиленная форма выражения интонаций и их импульсов, которые глубоко заложены в нашем речевом поведении.

Особенность музыкального языка проявляется в том, что этот язык, в отличие от естественного языка, свободен от логических структур: он функционирует так же, как функционирует процесс предмышления в языке», – писал дзэн-буддист от математики, ученик академика Колмогорова, выдающийся естествоиспытатель Василий Налимов.
Опера – речевая сгущенка.
Опера – выразительно организованное предмышление.

Недавно кинорежиссер Александр Сокуров поставил в Большом театре «Бориса Годунова». Канал «Культура» подготовил прямую трансляцию премьерного спектакля. Была большая рекламная кампания. Накануне показали содержательную беседу Сокурова со Станиславом Бэлзой: прямо с места событий, со сцены, из-за кулис. Сокуров говорил очевидное, страшноватое: «Серьезную музыку чаще ненавидят, от оперы зачастую шарахаются, как от чумы. Я хочу, чтобы наш человек, случайно оказавшийся возле телеэкрана, именно в этот вечер переменил отношение к оперному искусству».

Я очень болел за Сокурова, и я желал ему успеха. Не знаю, как воспринимался спектакль из зрительного зала. Но телетрансляция выглядела, мягко говоря, неубедительно, кондово. Сокуров и его соратники, видимо, хорошо поработали и со сценографией, и со светом, однако телеэкран предъявил неудобоваримый полумрак. То есть задача «переубедить недоброжелателя» была поставлена, но не была решена.

Для телеэкрана, для широкого зрителя нужно же было постараться отдельно!

Дело не в Сокурове, не в канале «Культура». И постановщику, и театру, и каналу – спасибочки. Несколько десятков энтузиастов не в силах переломить ситуацию. Опера – это демократично и это социокультурная база. Достаточно посмотреть любую западную видеозапись, на DVD или на гениально устроенном французском телеканале Mezzo, чтобы увидеть, с какой готовностью идут западные мастера искусств навстречу обывателю. Опера, балет или симфонический концерт подаются в режиме здорового комфорта, в режиме «интересно, очень интересно», в режиме «вам без этого не прожить».

Не нужно напрягать глаза и вострить уши, чтобы увидеть, чтобы услышать, чтобы прочувствовать. Как говорили циничные, но языкатые коммунисты, «все во имя человека, все на благо человека».

У нас между тем торжествует варварство. Достаточно пять минут послушать фонограмму любого теперешнего кинофильма, чтобы ужаснуться: речь фальшива, а значит, фальшивы нутро персонажей и сюжет. Успех «Моей прекрасной няни» на 90% определяется тем, что грамотные режиссеры правильно организовали речевое взаимодействие персонажей. «Прекрасная няня» – это, если угодно, суррогатная комическая опера.

Образцово слышит Кира Муратова. Точка сборки всех ее картин, начиная с «Коротких встреч», – ушная раковина. В этом парадокс и в этом чудо. Муратова обладает абсолютным слухом и уникальным темпоритмическим чутьем. Муратова «видит» во вторую очередь. Вначале она осознает, каким образом тот или иной ее персонаж звучит. Речь персонажа – это проекция его внутреннего мира, его предмышление. Потом Муратова бережно, органично подцепляет речь одного героя к речам другого и третьего. Ровно таким же образом делает художественный образ и всякий вменяемый оперный композитор. Так Пуччини делает Пинкертона с Баттерфляй.

(Пересмотреть Муратову, упирая на акустику, интонирование; перетолковать в терминах речевого поведения; переосмыслить в параметрах оперной эстетики.)

«Не важно, о чем идет речь, о музыке или о слове, – писал великий оперный режиссер Вальтер Фельзенштейн, – в любом случае образы должны рождаться непосредственно из ситуации. При этом следует без устали спрашивать себя: могу ли я это просто сказать или я обязательно должен петь?»

Итак, ситуация принудительно диктует, обязывает. Пламенно-пылкого тенора из меня так и не получилось. Пришлось переквалифицироваться в брюзгу.
«Пан или пропал?!»
Пан – настолько неприлично, немыслимо, что лучше уже пропал.

(Не лучше, но что делать, что делать…)

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?