Ситуация с уголовным делом против Рахата Алиева, старшего зятя президента Казахстана, – не рядовой эпизод борьбы за власть в соседнем государстве, а крайне важный сигнал о том, что в Астане и Алма-Ате происходят тектонические сдвиги в элитах. Фактически казахское государство вступило в новый, очень тревожный этап своего развития. Не исключено, что уже через два года палитра элит в этой республике будет выглядеть абсолютно незнакомо. Нынешний ландшафт имеет крайне мало шансов на сохранение. И главным пострадавшим, помимо собственно представителей элиты, которые будут выбиты из седла, станет сам президент Казахстана – Нурсултан Назарбаев.
Зять казахстанского президента был объявлен в международный розыск. В свою очередь австрийские власти сняли с Алиева дипломатический иммунитет
Именно поэтому внимание к происходящему в этой стране должно уделяться в первостепенной мере. Значение Казахстана для Москвы трудно переоценить. Об этом, кстати, говорят и опросы общественного мнения. Впервые в этом году граждане России назвали Казахстан самым близким другом нашей страны. Так считают 39% опрошенных в результате социологического исследования, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады* 11–14 мая среди 1600 россиян. Поэтому нам должно быть далеко не безразлично, какие события происходят в дружественном нам государстве, к каким последствиям они могут привести и как сказаться на ситуации внутри Казахстана.
Так вот, уголовное дело в отношении Рахата Алиева является индикатором идущей на Казахстан бури.
Краткое содержание предыдущих серий таково. Рахат Алиев обвинил главу Нурбанка Гилимова в присвоении 7 млн долларов, принадлежащих Алиеву. По обвинению в лжепредпринимательстве и превышении служебных полномочий глава правления коммерческого Нурбанка Абильмажен Гилимов оказался за решеткой и был отдан под суд. В то время как суд рассматривал дело, СМИ ужесточили политику в отношении Алиева. Зятя президента обвинили в том, что он похитил и пытал Гилимова, а также его первого заместителя Жолдаса Тимралиева и начальника одного из управлений Нурбанка Айбара Хасенова. Алиев отрицал причастность к похищению, но его позиции в казахских раскладах были уже подорваны. В результате следственно-оперативная группа МВД возбудила в его отношении уголовное дело, а на прошлой неделе Нурсултан Назарбаев по представлению министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова уволил Алиева со всех постов. Надо сказать, что Алиев был послом Казахстана в Австрии, постоянным представителем при международных организациях в Вене и специальным представителем республики по вопросам сотрудничества с ОБСЕ.
Зять казахстанского президента был объявлен в международный розыск. В свою очередь австрийские власти сняли с Алиева дипломатический иммунитет. Сам Алиев попросил в Австрии политическое убежище.
Суд против Гилимова между тем продолжается, хотя на суд оказывают грандиозное давление через СМИ. Основной лейтмотив – если на Алиева заведено уголовное дело, значит Гилимова надо выпускать – не выдерживает никакой критики. Тем более подозрительно выглядит то, что происходит вокруг дела Гилимова. Ключевые свидетели обвинения либо арестованы, либо пропали без вести. Часть свидетелей была подвергнута психологическому давлению и оказалась в больницах.
Возникает вопрос о том, есть ли в Казахстане вообще правовое пространство? Ведь что это за правовая система, когда СМИ, освещающие процесс не так, как это нравится прокуратуре, угрожают закрыть без объяснения причин (среди этих СМИ крупнейший телеканал «КТК»)? В то же время другой телеканал показывает в эфире часовое интервью с Гилимовым. С тем самым Гилимовым, который находится за решеткой!
Зять президента Казахстана Рахат Алиев |
Это, так сказать, новостная канва. А теперь то, что предшествовало ей. В прошлом году произошло убийство известного оппозиционера Алтынбека Сарсенбаева. 13 февраля 2006 года его тело, а также трупы охранника и водителя с огнестрельными ранениями в спину и голову были обнаружены под Алма-Атой. Сарсенбаев – очень влиятельный политик, ранее был послом в России, возглавлял Совет безопасности Казахстана и Министерство информации. Правоохранительные органы сперва пытались представить дело как убийство на охоте, но три трупа с контрольными выстрелами в голову все же не удалось сделать «посмертными самоубийцами». Тем более что вскоре вышли на заказчика и исполнителей убийства. Уже 25 февраля был арестован глава аппарата сената Ержан Утембаев, которого считают заказчиком. Исполнители – пятеро офицеров спецназа «Арыстан» Комитета национальной безопасности Казахстана. Затем последовала отставка спикера казахстанского сената Нуртая Абыкаева (сейчас посол в России). Ходили слухи, что в убийстве оппозиционера принимал участие и Рахат Алиев. Однако доказать это не удалось. Вместе с тем группа Абыкаева была полностью устранена в 2006 году из участия в активной политике Казахстана.
Теперь же активно устраняется и группа Алиева.
Не будем вдаваться в то, виновен ли Алиев в предъявленных ему обвинениях или нет, – это дело следствия и суда. Но сомнения в качестве правоохранительной и судебной системы Казахстана существуют самые серьезные. И в связи с этим вполне естественной выглядит апелляция элит республики к президенту Нурсултану Назарбаеву. Действительно, сейчас баланс сил в Казахстане нарушен капитально.
Создается впечатление, что от Назарбаева убирают всех более-менее независимых, тех, с кем Назарбаева связывают длительные и тесные отношения (в частности, с Абыкаевым он работает более 30 лет, Даригу знает всю ее жизнь, естественно, немало знает и Алиева).
В настоящее время около президента Казахстана осталась группировка среднего зятя президента – Тимура Кулибаева, руководителя АО «НК «Казмунайгаз», силовики и бюрократы. Старая гвардия полностью заменена новыми людьми. Даже дочь Дарига в связи со скандалом с ее мужем оказалась отодвинута от власти. А ведь Дарига и Алиев – это уже довольно давно совершенно разные политические силы. Так, зять президента выступал против поправок в конституцию и против фактического пожизненного президентского срока для Назарбаева (некоторые наблюдатели говорят, что нынешнее уголовное дело как раз и связано с тем, что Алиев очень громко высказывал свое недовольство новой версией конституции), тогда как Дарига была одним из инициаторов этих поправок. Между тем опала мужа не может не отразиться на ней самой. И уже отражается. По крайней мере, все казахские аналитики в один голос об этом говорят.
Сам же Назарбаев оказался в опасном одиночестве, которое вполне может привести к тому, что в результате усиления бюрократов и силовиков будут отстранены и другие представители элиты. Никто не может чувствовать себя в безопасности, и даже сам Тимур Кулибаев, муж средней дочери – Динары Назарбаевой. Действительно, его позиции в связи с опалой Алиева укрепились кардинально, с одной стороны. С другой стороны, именно Кулибаев представляется куда более аппетитной добычей для заинтересованных во властном переделе в республике. Не секрет, что Алиева пытались в Казахстане представить как своего рода «казахского Ходорковского». Но Рахат Алиев давно уже не является тем всесильным политиком, которым был, когда находился во главе КНБ. Скорее на роль Ходорковского может претендовать сам Кулибаев. Тем более что в июне исполняется год, как Кулибаев возглавил совет директоров АО «НК «Казмунайгаз» – национальную нефтегазовую компанию Казахстана. И эта компания сейчас активно зарабатывает себе имидж транспарентной, а также готовится к IPO, в результате которого иностранный капитал может получить контроль над крупнейшей казахской корпорацией. Тут уже прямое сходство с ЮКОСом и Ходорковским.
Наконец, еще одно важнейшее следствие уголовного дела в отношении Алиева. Именно зять президента являлся ключевым переговорщиком по вопросу председательства Казахстана в ОБСЕ. Теперь же шансы на то, что Астана получит вожделенный пост, стремятся к нулю. Новая команда переговорщиков будет встречена в ОБСЕ с недоверием. Да и времени у нее почти не будет. В результате Казахстан потерпит серьезные имиджевые потери. Роль силовиков и чиновников в государстве только возрастет. И не исключено, что вылиться это может в серьезное наступление на демократию в Казахстане. Что совсем не соответствует российским интересам.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента