Авторские колонки

29 июня 2007, 08:55

Максим Григорьев: интересы малых государств

Одной из широко распространенных тенденций западной политической мысли стала оценка европейско-атлантических ценностей в качестве единственно правильных и убежденность в том, что они разделяются большинством народов.

Следующим шагом стала аналогичная убежденность в единственности эффективных форм государственного управления и структуры гражданского общества.

По мысли многочисленных авторов, наблюдаемые в действительности отклонения от этих форм связаны лишь с деятельностью «неправильных» правительств этих стран и нуждаются в исправлении ради блага самих народов их населяющих.

Предполагается, что в отсутствие этих «злокозненных» правительств, страны естественным образом эволюционируют на более высокий уровень. Предполагается, что на этом высоком этапе развития индивидуальные национальные ценности и интересы уходят на второй план, суверенитет стран размывается, а национальные правительства начинают играть меньшую роль. В качестве конкретного примера-доказательства все чаще выступает Европейское сообщество и его новые члены.

В определенной мере даже сложилось представление о том, что вступление в ЕС имеет мотивацию исключительно морального характера, а принятие европейских ценностей автоматически обеспечит достаточно быстрый рост экономики и благосостояния. Например, это представление активно продвигается в некоторых странах СНГ.

Между тем в большинстве сфер мотивация участия в Европейском сообществе носит исключительно прагматический характер и связана именно с возможностью более полного удовлетворения своих национальных интересов. С этой точки зрения никакой новой эволюции или новой, более высокой формы общественного устройства общества мы не наблюдаем.

Точно так же, как на протяжении всей истории человечества страны вступали в различные союзы, создавали общие государства, точно так же эти государства и союзы распадались. Распадались тогда, когда изменялись внешние условия или цели этих союзов.

Впрочем, прагматический характер участия в Европейском союзе для больших и малых стран имеет различную природу. Это разделение проявляется и на более общем уровне: мотивы и характер поддержки европейско-атлантических ценностей и концепции снижения роли государств и размывания суверенитета различны в зависимости от самой страны – для малых стран они одни, а для больших другией.

Начнем с Европейского союза и малых стран. Сложно найти более яркий пример, чем Польша. На прошлой неделе, 23 июня, в Брюсселе в итоге тяжелейших переговоров завершился саммит Европейского сообщества с участием руководителей 27 стран-членов. Достижение договоренности позволило продвинуться в вопросе дальнейшего принятия европейской Конституции. На данный момент проект европейской Конституции был ратифицирован лишь в 18 странах из 27. Начиная с лета 2005 года, когда граждане Франции и Нидерландов на национальных референдумах отказались поддержать документ, этот процесс был заморожен – наступил «конституционный кризис». Отсутствие общей договоренности привело бы либо к изменению состава Союза, либо к переносу принятия конституции на неопределенный срок. По оценке большинства экспертов и даже участников мероприятия, саммит был близок к провалу –

в своем интервью премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер заявил, что шансы на успех саммита – «пятьдесят на пятьдесят». Основная проблема состояла в особой позиции Польши.

Ангела Меркель и Жозе Мануэль Баррозу

На данный момент Польша, так же как и ряд других малых стран, обладала возможностью влиять на решения Евросоюза в существенно большей мере, чем это соответствовало уровню развития их экономики и численности населения. С 2001 года, согласно документам соглашения в Ницце, Германия с 82 млн человек обладает 29 голосами, а Польша, население которой в два раза меньше, – 27.

Таким образом, оценивая интегральный эффект членства ЕС для Польши, нужно говорить не о размывании «суверенитета», а о его укреплении – появлении новых возможностей и рычагов влияния на другие страны, а также осуществленная возможность лоббирования 67 млрд евро дотаций ее экономике, запланированных в бюджете ЕС на ближайшие годы.

Именно за эти возможности, соответствующие национальным интересам Польши и противоречащие национальным интересам больших стран, бились поляки. Польский президент Л. Качиньский напрямую заявил, что «Польша имеет право защищать свои национальные интересы», «сотрудничество с Европой и внутри ее не должно зависеть от соглашения с Германией» (The Times от 15 июня 2007 года).

Кроме того, он фактически подтвердил, что Польша не собирается лишаться возможности блокировать решения ЕС и влиять на его политику, к чему могут привести немецкие предложения.

Основным камнем преткновения стала формула «двойного большинства» в Совете министров ЕС, предложенная Германией. Согласно этой формуле, решение считается принятым, если за него проголосовали представители не только 55% государств ЕС, но и не менее 65% от общей численности населения Европейского союза.

Один из вариантов подсчета веса каждой из стран показывает, что это – система эквивалента 11,6% голосов у Германии 5,7% у Польши. При этом против решения трех крупнейших государств – членов ЕС была предусмотрена и система вето – четыре страны, высказывающиеся против.

Пытаясь обосновать необходимость старой системы влияния, поляки перешли даже к обсуждению нацистского прошлого Германии, являющегося больным местом национального самосознания современных немцев, а также ее негативной роли в истории Польши во время Второй мировой войны: «Именно немцы нанесли невероятный, чудовищный ущерб Польше, совершили небывалые преступления против поляков, и поляки любят немцев, а немцы поляков не любят».

В своем интервью польскому радио премьер-министр Польши Ярослав Качиньский также напрямую заявил о том, что, если бы не Германия, население Польши составляло бы сейчас как раз 66 млн человек. В связи с этим, по его мнению, естественной формой власти была бы система распределения голосов по системе «квадратного корня», в которой вес каждого государства определяется величиной квадратного корня от численности его населения.

В таком случае 39-миллионная Польша получила бы шесть голосов, а 82-миллионная Германия – девять. По мнению Польши, такой подход был более справедливым, так как она «еще не оправилась от последствий войны», и, с учетом «вины» Германии, она требовала введения своеобразной системы «позитивной дискриминации» в виде принятия формулы «квадратного корня».

Тони Блэр
Кстати, такого рода прием Польша часто пытается применить и по отношению к России – в периоды обострений поляки как один начинают вспоминать о Катыньском расстреле и т.д.

Только жесточайший прессинг и существенные уступки Польши позволили завершить саммит общим соглашением. В «убеждении» братьев Качиньских одновременно принимали участие руководители сразу несколько стран – президент Франции Н. Саркози, премьер-министр Великобритании Т. Блэр, канцлер Австрии А. Гузенбауэр, премьер-министр Люксембурга Ж. Юнкер, президент Литвы В. Адамкус и канцлер Германии А. Меркель. Впрочем, эти убеждения не привели к отказу Польши от своего «права вето» – Л. Качиньский заявил о том, что «вполне допускает провал саммита ЕС и возврат к обсуждению нового договора через полгода». Только угроза принятия решения о фактическом исключении Польши из ЕС – возможности принятия соглашения без ее участия – привела к изменению его позиции. Кроме того, глава Еврокомиссии Ж. Баррозу практически напрямую угрожал урезанием финансирования Польши – «механизм европейской политики солидарности может быть ослаблен, поскольку между странами проляжет тень недоверия» – и призывал ее продемонстрировать то, что «их вступление не сделало жизнь сообщества более трудной». Фактически под вопрос было поставлено получение Польшей около 70 млрд евро дотаций в ближайшие 7 лет. Только в результате этих мер, а также отсрочки новой системы принятия решения до периода 2014–2017 года было обеспечено согласие Польши.

Полностью аналогичным примером являлось вето Польши на переговоры России и Европы. Еще в ноябре 2006 года Польша заявила о своем решении блокировать начало переговоров о заключении нового соглашения Россия – Евросоюз, добиваясь от России ратификации Европейской энергетической хартии и снятия ограничений на импорт польского мяса. Только личное вмешательство президента Франции Ж. Ширака и немецкого канцлера А. Меркель, обещание помочь в вопросе мясного эмбарго и твердая позиция президента РФ В.Путина в вопросе подписания Энергетической хартии помогли изменить позицию Польши и отказаться от этого требования. Однако после этого Польша потребовала от ЕС принятия декларации, подтверждающей солидарность всех стран – членов ЕС по вопросам энергоснабжения, то есть готовности обеспечивать энергетическую безопасность Польши и новых стран – членов содружества.

Несмотря на прошедшую в мае 2007 года встречу на высшем уровне Россия – Европейский союз, соглашение о партнерстве и сотрудничестве до сих пор не подписано. Интересно отметить, что похожим образом пытается вести себя Грузия, пытаясь блокировать вступление России в ВТО. На данный момент 58 стран – членов ВТО уже подписали такие соглашения. Грузия остается единственной страной, отказывающейся от них, несмотря на официально объявленную готовность России решать проблемы во взаимоотношениях в рамках ВТО.

Итак, сделаем несколько выводов.

Во-первых, современная практика участия малых стран в международных договорах и союзах, таких как ЕС, совсем не всегда является примером размывания суверенитета и, напротив, может быть примером его укрепления и получения дополнительных возможностей влияния на международной арене.

Во-вторых, участие в таких объединениях, как ЕС, в подавляющем большинстве случаев является не показателем ухода на второй план национальных интересов и ценностей, а средством удовлетворения этих интересов, в котором жертвуют малым, получая большее.

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?