Авторские колонки

9 декабря 2007, 12:30

Екатерина Сальникова: Стиль жизни – пострадать

В отличие от всех прошлых сериалов-экранизаций, претендующих на серьезность, в «Преступлении и наказании» кроме претензий есть некоторая оригинальность. Она идет от внешнего, и ей удается добраться до внутреннего наполнения сериала.

Впрочем, специфика нынешнего мира в том, что более-менее объективной интерпретации может и не быть. Все зависит от системы координат смотрящего. Руководствуясь самым беглым взглядом на «картинку», нельзя не заметить стильность визуальной материи. И принадлежит она как будто не постановщикам вовсе, а тому «Петербургу Достоевского», в котором живут известные со школьных лет герои. Все тут грязное, тусклое, потрепанное, с облупившейся штукатуркой и пятнами сырости по всему периметру. Всё тут в дырах, прорехах, с разошедшимися швами, с каши просящей обувкой. Немытые рожи, нечесаные волосья – у высоких героев. Напомаженность с прямыми проборами, папильотки и перстни – у персонажей низких и низменных до мерзопакостности.

Cамоидентичность можно утратить, если совсем уж все дыры залатать и пол подмести

В этом акцентировании материального дискомфорта и упадка что-то есть! И это «что-то» двойственно.

Если зритель придерживается классических воззрений на мир, ему покажется, что сериал занялся обрисовкой социальных корней ситуации в романе Достоевского. Понятно, что позвало Раскольникова к топору. (Кстати, продюсер фильма в своем интервью газете ВЗГЛЯД говорит примерно на эту тему.) Не идея, а реальность. Потому как невозможно сохранять живописно нищенский образ жизни сотням и тысяч людей – без всякой надежды на изменение обстоятельств бытия.

Невозможно жить, когда денег на прожитье нету в самом прямом смысле слова – то есть нету не на ремонт, не на покупку лошади или автомобиля, не на приобретение модных платьев взамен несколько неактуальных, а совершенно нету. И взяться деньгам неоткуда. Широкая панорама ничего не имущих масс создана тут настолько колоритно, что ее смысл имеет шансы не ускользнуть от зрительского сознания. И тогда можно спокойно смотреть социально-бытовой роман, гарантирующий наступление в России эпох массового и организованного хождения с топорами.

Но есть у современного сознания еще и координаты постмодернизма. И, находясь в них, зритель замечает множество иных подробностей более рафинированного эстетического свойства.

В стильном буро-землистом мире у многих какой-то нездешний вид. Как будто они иностранцы и приехали в Петербург из рекламы кофе или шоколада. И вот никак не отделаются от экстатичного придыхания, приличествующего коротким роликам. Только сериал – штука небыстрая.

Понятно, что позвало Раскольникова к топору (фото: 1tv.ru)
Раскольников в исполнении Владимира Кошевого и профилем, и головными уборами словно происходит из фильма Кустурицы. Из некоего общего подполья в достоевско-кустурицевском смысле. И ведет он себя не только не по обычной прозаической логике, но и пластически необыденно. У Раскольникова тут свой балет, с запрокидыванием головы на мосту и попыткой создать мужскую зарисовку на тему миниатюры «Умирающий лебедь». У героя тут и речь необыкновенная, с паузами, с невозможным в нормальном мире напряжением и дрожью в голосе.

Впрочем, дрожь и напряжение тут есть почти у всех, кроме самых отпетых. Тут все люди постоянно до предела взволнованы и обеспокоены, хотя у каждого это состояние приобретает более или менее индивидуализированных вид. Режиссер Светозаров задает тональность отчаянного пребывания в кадре как в преддверии Страшного суда. Каждый тут, за редкостным исключением совсем уж отпетых тупиц и бесчувственных негодяев, нервозен и взволнован до чрезвычайности. Притом, соло тут не слишком важны, даже если они удаются, как у Юрия Кузнецова в роли Мармеладова или Елены Яковлевой в роли матери Раскольникова. Впечатляет именно сходство состояний разных персонажей.

Все вместе они – опера-балет на тему «Преступления и наказания».

И внешняя стильность – это стильность странных людей, которые выбрали себе сами столь экстравагантный образ жизни и чувствования.

Ведь чем отличается постмодернистская концепция личности? Удаленностью от социального и эстетического критицизма. Личность мыслится носителем абсолютной и осознанной воли поступать так, а не иначе. Согласно данной логике, человек надевает красную рубашку с розовыми брюками и оранжевой шляпой не потому, что у него вкуса нет, а потому, что у него такой вкус, такое видение. Человек понимает, что он делает.

Опять же человек носит пальто с дырами не потому, что он их не замечает или денег на новое не имеет. А потому, что он принципиально носит старое пальто, это у него такой выбор. Потом когда-нибудь личность может свой выбор поменять. Но обстоятельства, платежеспособность и прочее тут ни при чем.

Вот герои романа выбрали мучительно неуютный стиль жизни и цепляются за него, как за самое дорогое, что у них есть. И ни во что иное не верят. Почему старуха-процентщица живет в обшарпанных стенах? Да потому же, почему и семейство Мармеладова. Почему и бойкий Разумихин. Потому что нельзя иначе – самоидентичность можно утратить, если совсем уж все дыры залатать и пол подмести.

Не случайно через все серии проходит мотив публичности страдания. Одни пребывают в исповедальных корчах или в муках плоти – а другие собираются и плотоядно глазеют на это, словно это должно их подпитать. Тут главная идея у всех – сугубо пострадать. По собственной инициативе. Кто сам не способен, тот старается хоть от чужих страданий подзарядиться. Раскольников тоже, видимо, движим идеей страдания, поскольку, если хороший человек совершает убийство, он гарантированно обрекает себя на страшные муки. Ни до какого осчастливливания мира дело, естественно, дойти уже не может. А раз это страдания по доброй воле, плановые, так сказать, значит, они немножечко несерьезные. Значит, есть элемент «как бы» даже в задавленном лошадью Мармеладове.

Постмодернизм уважает право личности на ее выбор, каким бы он ни был. А раз у персонажей все нормально, то есть так, как они сами хотели, – нечего им и сопереживать. Нечего унижать их жалостью.

Сострадание без берегов отменяется в постмодернистском контексте вслед за безотносительным страданием. Сострадание тут требуется тоже «как бы».

Так вот и получается, что Достоевский чисто внешне, по своей фактуре, отделен от остального телевидения. Но дело не в «картинке», а в том, что его концепция бытия радикально отличается от современной концепции. У Достоевского высокой жизнеорганизующей ценностью полагают страдание. А в современном мире только и делают, что избегают страданий, обещают жизнь без боли, всяческий атравматизм, любовь без мучений, лук без слез и прочее. Полная анестезия...

Однако Достоевский лишь утрировал и превращал в чистые идеи то, что и без него столетиями жило в культуре, питало ее и ее организовывало. Теперь больше не организовывает. Особенно в телеварианте. Поэтому сериал по Достоевскому – это заведомо сериал об угасшей культурно-психологической традиции.

Сериал по Достоевскому – это как раскопки Трои.

Можно трепетно воспроизвести каждую букву, строку и закорючку романа «Преступление и наказание». Можно вживаться в образы. Нельзя снова войти в ту культурную традицию. И никто в этом не виноват.

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?