Авторские колонки

26 ноября 2007, 09:25

Дмитрий Бавильский: Поездки за город

Некоторое время назад на первой красноярской книжной ярмарке проводил круглый стол, посвященный влиянию блогов на литературу. Интернет безразмерен, поэтому на первое место здесь выходит проблема отбора.

И, несмотря на головокружительные возможности, предоставляемые Сетью, где читатель отделен от автора дистанцией в пару кликов, в зачет, как правило, идут публикации, вышедшие на сайтах, построенных по принципу серьезных бумажных изданий. С редколлегией, известными еще бумажной эпохе именами, жестким отбором и, наконец, корректорами.

На круглом столе в Красноярске мне взахлеб оппонировала одна богемная поэтесса, из плеяды безнаказанно возникших на бескрайних просторах Инета, возразившая, что неважно, где и как возникает текст, литературой может оказаться и надпись на заборе, главное, «чтобы торкало».

Взгляд, конечно, варварский, но отнюдь не верный. По себе знаю, что в одной эсэмэске может быть больше поэзии и содержания, чем в поэтическом сборнике, однако будет ли такой текст литературным? Ведь искренность чаще всего рифмуется не только с фальшью, но и непрофессионализмом. С желанием «тупо заработать», хотя бы и «символической экономики».

Пора возвращаться к первоосновам, читать учебники по литературоведению, вопрошая: «А что же, собственно говоря, есть литература?

Ролан Барт четко разделяет «произведение» и «текст»: автор настукивает себе в комп «произведение», однако «текстом» любое творение оказывается, только выйдя на люди и попав в систему социальных отношений. Литература – это то, что читают и обсуждают; это то, что получило оценки знаточеской среды и «простых» читателей.

Вне системы чужого признания литературы нет и быть не может, как бы ни возбуждали стихи, написанные на твой день рождения или же обнародованные в «Живом журнале». Как бы гениален ни был роман, написанный в стол, это ведь тоже не литература – ровно до тех пор, пока у него не появится хотя бы пара поклонников, помимо жены и коллег по работе.

А есть еще и вопросы формальных соответствий. Всегда возникает необходимость подтвердить и зафиксировать в тексте то, что Михаил Бахтин называл «памятью жанра»: ведь для того, чтобы произведение опознавалось как басня, песня или роман, текст должен нести определенное количество жанровых признаков.

К счастью или к сожалению, иных возможностей оценить и зафиксировать тот или иной дискурс у нас нет. Конечно, художника, как завещал Пушкин, нужно судить по законам, им самим над собой принятым. Однако, прежде чем выдавать суждение, художнику следует стать художником, дождавшись патента от профессиональной среды.

Безответственный подход («Да, я плохой читатель», – гордо и с вызовом сказала мне фрустрированная своей смелостью поэтесса) размывает последние остатки критериев – и вот уже в мутной воде всё золото, что блестит.

Оглядываясь, мы видим лишь руины, в которых, как в трех соснах, можно плутать до бесконечности, не совершенствуя и не оттачивая свой вкус, но следуя течению графоманской реки. Что из этого выходит, хорошо видно из текущей культурной ситуации, в которой количество разнокалиберного мусора зашкаливает за все возможные пределы. Пора возвращаться к первоосновам, читать учебники по литературоведению и хрестоматии для первокурсников, вопрошая: «А что же, собственно говоря, есть литература?»

Впрочем, все это касаемо не только изящной словесности. Сразу же после Красноярска я попал в Подмосковье на научно-практическую конференцию «Веретьевские чтения», посвященную проблемам современного искусства.

Несколько дней подряд ведущие специалисты по contemporary art, художники, галерейщики, коллекционеры и критики как заведенные кружили вокруг понятий «современное», «актуальное», «модерн», модернизм», «авангард» и «второй авангард» , пытаясь сузить неопределенность разливанного моря до внятных и узнаваемых критериев.

Ведь в современном искусстве происходит примерно то же самое, что и в литературе: процессы ныне проистекают столь сложные, многослойные и непредсказуемые, что сами специалисты путаются. Пугаются. Что уж говорить за «простых» посетителей галерей и выставочных залов, где им порой всучивают нечто совершенно непотребное.

Литература и искусство ныне существует вне критериев, разговор о которых насущностно назрел. Институт экспертизы и экспертной оценки буксует, ибо не осталось институций, облаченных доверием, институций, способных выдавать взвешенные оценки. Критика подменяется в лучшем случае журналистикой, в худшем – лукавым петтингом-маркетингом, брендингом, позиционированием.

Художника, как завещал Пушкин, нужно судить по законам, им самим над собой принятым

Все это усугубляется медийным самодержавием телевидения – ведь если того или иного культурного явления нет в «ящике», то оно как бы и не существует вовсе. Нужно ли говорить, что в погоне за рейтингами и рекламными бюджетами телеканалы (в том числе федеральные) образчиками вкуса не являются. Гонят заведомо проходные и уже отработанные, отполированные восприятием смыслы, больше всего опасаясь областей художественного риска.

Что интересно, и красноярская книжная ярмарка, и Веретьевские чтения, и фестиваль современного искусства «Арт-раут» во Львове, с которого я только что приехал, приглашающий в качестве хедлайнеров радикального Бориса Бергера и новомодного Петра Налича, вступающих на территорию неизведанного и актуального, все это – частные инициативы. Из тех, что прорастают «снизу».

Особенно явно тяга к прекрасному проявилась именно здесь - на территории богатой традициями, но совершенно обнищавшей в духовном смысле. Об этом безмятежном межсезонье и задумался местный капитал, спонсировавший "Арт-раут". Для того, чтобы воскресить дух былого Львова со всей Украины здесь собрали несколько десятков современных художников и устроили выставку, рядом с которой показывали перформенсы (самым интересным оказалось выступление Бориса Бергера и Алисы Мун), поэтические чтения (за них отвечал киевский поэт и редактор журнала "ШО" Александр Кабанов), залакировав впечатление концертом Петра Налича. Постфакум горожане делали большие глаза, говорили о прорыве в горные выси современного искусства и о том, что фестивали, подобные "Арт-рауту" необходимы городу для возвращения сюда нормальной культурной погоды.

Наиболее сознательные потребители культуры, имеющие при этом некоторое количество наличности, прекрасно понимают, что необходимо восстановление утраченной ценностной шкалы, «гамбургского счёта» и, насколько это возможно, понятности и прозрачности с тем, что происходит.

Обустраивание собственного пространства требует ясности и внятности. Зоны комфорта, на территории которых возникают статусные мероприятия, позволяют прицеплять к тем или иным артефактам значок «Проверено на себе». То есть отрефлексировано и введено в анналы. Теперь очень важно, чтобы таких инициатив, отвоевывающих пространство у хаоса, становилось все больше и больше. Мы за ценой не постоим.

И если главной метафорой влияния искусства на общество в 90-х годах являются перформансы (акции голых и агрессивно настроенных людей, конфликтующих со всем миром сразу), о чем миру поведал арт-обозреватель газеты ВЗГЛЯД Андрей Ковалев, то метафорой нынешнего состояния культуры мне кажутся именно такие локальные частнособственнические мероприятия, возникающие от хорошей и – одновременно – не от хорошей жизни тоже. Ведь государству, занятому своими бюрократическими играми и финансирующему культурные проекты по остаточному принципу, наплевать на современное искусство и изящную словесность. Если только в них не возникает вдруг идеологическая надоба.

Надеюсь, что из инициативы «снизу» выйдет что-нибудь стоящее и ценностей незыблемых скала будет восстановлена. И если не навсегда (современная культура переменчива, как небо в Коктебеле), то хотя бы на короткий отрезок времени, именуемый жизнью.

Ведь только истинное искусство вечно.

Вам может быть интересно

Число жертв падения автобуса в Мойку выросло до семи человек
Темы дня

Как российские турбины потеснили Siemens

Впервые за долгие годы России удалось добиться независимости от Запада в производстве газовых турбин большой мощности. В правительстве это достижение назвали важной вехой, а в экспертном сообществе – принципиально важным успехом на фоне противостояния со странами НАТО. О том, какой путь пришлось пройти российским специалистам, чтобы сделать отечественную турбину, газете ВЗГЛЯД рассказал эксперт в области энергетики Александр Фролов.

Киев в День Победы проигрывает войну с исторической памятью

На Украине, вопреки фактическому запрету, граждане отмечают День Победы. Некоторые приносят цветы к сохранившимся мемориалам, кому-то удалось наблюдать за проведением парада Победы в Москве по телевизору. По мнению экспертов, эта тенденция говорит только об одном: украинцы не готовы принять идеологию Зеленского и предать историческую память о подвиге дедов и прадедов в Великой Отечественной войне.

ВС России уничтожили склад западного ракетного вооружения под Одессой

Медведев пригрозил Кэмерону ответным ударом «не только по Киеву»

Названа предварительная причина падения в Мойку автобуса с пассажирами

Новости

Трансляцию выступления певицы из Израиля на «Евровидении» прервали в Бельгии

Трансляция выступления представительницы Израиля Эден Голан в полуфинале«Евровидения» была прервана в Бельгии.

Эксперт допустила происхождение болезни Лайма из лабораторий США

Болезнь Лайма не была проблемой до пика программы биологического оружия в США в середине 1970-х годов, заявила в видеоинтервью журналисту Такеру Карлсону автор книг по медицинской науке Крис Ньюби.

Президент Финляндии назвал единственный путь к миру на Украине

Единственный путь к мирному соглашению по Украине лежит через поле боя, заявил президент Финляндии Александр Стубб в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Ганчев предупредил о провокациях Киева на фоне боев на харьковском направлении

Украина может организовать информационные провокации на фоне боев на харьковском направлении, заявил глава администрации Харьковской области Виталий Ганчев.

Лукашенко освободил от должности начальника Генштаба

Белорусский президент Александр Лукашенко освободил генерал-майора Виктора Гулевича от должности начальника Генерального штаба вооруженных сил – первого заместителя министра обороны.

Очевидцы рассказали, как спасали людей из утонувшего в Петербурге автобуса

Спасавший людей из утонувшего в Мойке автобуса Мухаммад Гасанов рассказал, что он сразу бросился в холодную воду, чтобы помочь пострадавшим.

Мишустин решил проверить не ответивших на звонки депутатов министров

И.о главы правительства России Михаил Мишустин попросил у председателя Госдумы Вячеслава Володина список членов кабинета министров, которые не отвечают на звонки и запросы депутатов, и пообещал разобраться.

Судья Шмидт поиздевался над властями Польши вывезенным «секретным документом»

Укрывшийся в Белоруссии бывший польский судья Томаш Шмидт, обещавший в пятницу опубликовать «секретный документ», вывезенный из Варшавы, заявил, что не нарушал польских законов.

В Одесской области начали незаконно мобилизовывать пророссийских украинцев

Источники в российских силовых структурах сообщили, что в Одесской области наблюдается неравноценная мобилизация по отношению к жителям с пророссийскими и проукраинскими взглядами.

В США предрекли переход под контроль России Киева и Одессы

Российские войска продвигаются вперед и не остановятся, пока не дойдут до Киева и Одессы, заявил бывший аналитик ЦРУ Ларри Джонсон в эфире YouTube-канала Redacted.

Украинские власти начали эвакуацию Волчанска в Харьковской области

Украинские власти объявили об эвакуации Волчанска и соседних населенных пунктов в Харьковской области, заявил глава подконтрольной киевским властям горадминистрации Тамаз Гамбарашвили.

Британский эксперт назвал самое слабо место ВСУ в Донбассе

Украинская оборона в Донбассе может рухнуть, если ВСУ потеряют контроль над Часовым Яром, предупредил британский военный эксперт Александр Меркурис в своем YouTube-блоге.
Мнения

Денис Миролюбов: Российский футбол продолжает грезить Европой

Фанаты хотят смотреть европейскую Лигу чемпионов, но никак не азиатскую. Игроки тоже мечтают играть в европейских клубах. Футбольные чиновники хотят взаимодействовать с Европой, что ни для кого не секрет. Поэтому в Азию РФС никогда не уйдет.

Игорь Караулов: Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.
Вопрос дня

Что за женщина-ветеран сидела рядом с Путиным на параде Победы