Авторские колонки

18 ноября 2007, 17:01

Дмитрий Бавильский: Свобода уходит нагая…

Протестуя против наступления рыночных времен, художник разделся догола и лег на кусок пенопласта; единомышленники обмотали его несколькими слоями тонкого пищевого полиэтилена, так что акционер стал похожим на свежемороженую курицу из супермаркета.

Акция Максима Илюхина «Полуфабрикат» не была согласована с устроителями «Арт-Манежа», проходившего в декабре 2000 под девизом «Искусство на продажу». Впрочем, в те годы это было естественной практикой – художественно хулиганить без какого бы то ни было разрешения. Помню, сам этому очень удивился, участвуя в одном перформансе Олега Кулика, прыгавшего голяком по обезьяньим клеткам в московском зоопарке. Попрыгав по сетке, Кулик, завидев охранников, ловко свинтил, переодевшись в стороне и, для конспирации, поменявшись со мной очками. Тогда я еще не знал, что настоящее искусство – это почти всегда пре-ступление.

Фотографиями акции Илюхина «Полуфабрикат» заканчивается монументальный труд арт-колумниста газеты ВЗГЛЯД Андрея Ковалева «Российский акционизм 1900–2000». Эту грандиозную, переполненную уникальными архивными материалами монографию Ковалев писал примерно столько, сколько существует наша газета.

Cмена коллективных (классовых) ценностей на сугубо индивидуалистские обнажила страшную правду одиночества

По крайней мере, на очередное требование прислать колонку Андрей всегда отмахивался, объясняя свою загруженность сложностями выхода книги. Понятно почему: том, изданный WAM, являет пример редкой полиграфической роскоши – один серебряный обрез чего стоит.

За такую красоту вполне можно простить Ковалеву отлынивания и прогулы: кажется, он первый собрал воедино и каталогизировал акции и перформансы 90-х годов – самый мощный и интересный вид искусства, составивший, как теперь выясняется, целую эпоху.

Перформансы для Ковалева оказываются главной метафорой и выражением того, что происходило со страной в конце ХХ века, поэтому монография его не только и не столько про искусство. Многие сейчас думают и решают: чем же было последнее десятилетие ушедшего тысячелетья –взлетом или же провалом в бездну?

Вот и в ВЗГЛЯДе недавно схлестнулись несколько прямо противоположных точек зрения – например, Александра Шмелева, Виталия Иванова и Михаила Бударагина. Спорам этим еще долго цвесть – ибо, как сказал Гамлет, вещи не плохи и не хороши сами по себе, но только то, что мы о них думаем. В зависимости от политической и экономической конъюнктуры и состояния собственного здоровья.

Проворные богатели, неповоротливые выживали, а моя дума опять про искусство, которому вышел ныне казенный дом. Потому-то мне и кажется, что 90-е годы, при всех сложностях и превратностях метода и судьбы, оказались последним мощным всплеском развития искусства и ремесел, последней эпохой торжества гуманитарного дискурса. Который пошел в начале XXI на убыль, пока не сгинул вовсе, ныне окончательно, кажется, рассыпавшись в прах.

Хотя увядание ста цветов началось уже тогда – первыми звоночками стал духовный дефолт толстых журналов, в которых разрешенная словесность вытеснила текущую, подтолкнув литературу к кризису, из которого мы не выдеремся по сию пору. Зато резко пошла вверх культурная журналистика, которая никогда более не давала таких зрелых и изысканных побегов.

Позднесоветский ренессанс возрос на реактивном топливе Гласности, когда вдруг стало видно во все стороны света, когда каждый день приносил всё новые и новые сведенья о человеке и его окрестностях, когда русский человек вынужден был в ускоренном темпе осваивать сумму знаний, накопленных человечеством за десятилетия нашего отлучения от первоисточников.

Имена и события сваливались на нас в количестве, превышавшем разрешительные возможности организмов, вот отчего многое из заслуживающего внимания оказалось пожранным торопливой жадностью. Хватали воздух кусками, рвали его по-собачьи и проглатывали не прожевав, лихорадочно заполняя книжные полки вновь разрешенными эмигрантами да антисоветчиками.

Тогда же всё время казалось, что ворота в любой момент могут захлопнуться, вот и нужно поскорее насытиться вдоволь. И, если можно, с запасом на потом, когда снова будет нельзя. А в 90-е пришло осознание, что вечно любить невозможно, нужно знать свою травку и уметь выбирать из всего, что есть, только то, что нужно лично тебе.

И я очень хорошо помню, как пришло осознание непреложности этого. Если при советской власти всё было в дефиците и выход куцего томика стихов Цветаевой или новеллистики Кафки смаковался не один год, то теперь стало доступно всё что угодно. Хоть Юнг, хоть Юнгер.

Раньше ты покупал (мог себе это позволить) всё, что выходило, то теперь за всеми россыпями интеллектуального великолепия не поспевал даже бибколлектор. Приходилось учиться выбирать – в том числе и свои собственные интересы. Что, в свою очередь, приводило, начало приводить к идеологическим и эстетическим размежеваниям.

Персональная выставка Максима Илюхина Art Business Consulting

Недавно в рамках журнала «Новое литературное обозрение» вышла феноменально скрупулезная двухтомная хроника 1990 года, из которой видно, как много всего тогда происходило и сколь много мы успели забыть. Перформанса «Полуфабрикат» в двухтомнике НЛО нет, хронологически не ложится, зато о других художественных акциях, запечатленных в «Российском акционизме», НЛО сообщает. Ведь невозможно пройти мимо эпохальных акций групп «ЭТИ» и «Коллективные действия». Тем более что Ирина Прохорова, совсем как Андрей Ковалев, считает 1990-й истоком всех нынешних процессов, как в культуре, так и в политике и экономике.

В книге Андрея Ковалева видно, как стремительно развивалось тогда русское актуальное искусство, перенявшее на какое-то время харизму русской же литературы. Век акционизма был обречен на краткое, но буйное цветение, когда десятки смельчаков двигали прекрасное своими, в буквальном смысле, собственными телами. В голом обычно виде.

Тоже ведь понятно почему: смена коллективных (классовых) ценностей на сугубо индивидуалистские обнажила страшную правду одиночества. Душа зело уязвлена стала, когда человек вдруг осознал себя той самой единицей, что является вздором и нулем, отдельно стоящим деревом, по которому бьют молнии не только социальных катаклизмов, но и угрюмой повседневности.

Беспризорные художники начали исследование границ и возможностей собственного тела – вот почему в монографии Ковалева так много нетрезвых и обнаженных людей, нарушающих табу. Ведь разрешено всё, что не запрещено, а какие могут быть запреты, если ничего подобного в отечественном искусстве не существовало?!

Вот и исследовали на свой страх и риск, не щадя живота, и попадали в кутузки, из которых художников мгновенно отпускали. Тогда ведь и менты были добрыми, и деревья были большими, а зеркала никому не лгали. Вообще никому. Смотришь на эти черно-белые оттиски, радуешься. И Бренер такой молодой, и юный Кулик впереди!

Впрочем, чем тогда рисковали акционисты, если во главе государства стоял главный акционер Российской Федерации?! Кажется, впервые со времен большевистского переворота искусство вышло на улицы и стало явлением городской жизни. Чего нынче днем с огнем не сыщешь.

Ковалев бесстрастно фиксирует отличие: «Если в 90-х художник чувствовал себя соразмерным всем владыкам этого мира, то теперь вынужден ожидать, когда его наконец заметят – и поднимут из дорожной пыли. Но если в 2000 году компания очень хорошо образованных молодых людей продолжала действовать на остаточном запале 90-х, пытаясь активно внедриться в городское пространство, то фестиваль перформансов той же группы летом 2006 года проходил уже в Культурном центре «Арт-Стрелка», то есть в специально маркированном пространстве художественной институции. Акции, манипулирующие общественным пространством, утратили изначальный смысл. Власть перестала быть перформативной, шутам и клоунам пришлось спрятаться в художественном пространстве. То есть в мастерских и галереях».

Вот тебе и весь сказ.

Вам может быть интересно

Жертвами расстрела людей на пляже в Сиднее стали отмечавшие Хануку евреи
Темы дня

Оценка декабристов в России будет зависеть от Украины

Ровно 200 лет назад началось восстание декабристов на Сенатской площади. В преддверии юбилея министр юстиции РФ Константин Чуйченко осудил попытку переворота и заявил, что «лучше бы декабристы не будили Герцена», однако отказался считать их иностранными агентами. Кто же они тогда?

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Ушаков: Миллион процентов, что у Зеленского ничего не получится ни с Крымом, ни с НАТО

Эксперт: Мерцу больно признавать конец «американского мира» в Европе

Лавров указал на опасные тенденции на Балканах

Новости

Маликов увеличил стоимость выступлений из-за популярности у зумеров

Дмитрий Маликов более чем вдвое повысил стоимость своих корпоративных выступлений, активно привлекая к себе молодую аудиторию мемами и AI-видео.

Bloomberg сообщил о европейских страхах из-за плана США по Украине

Европейские чиновники выразили опасения, что план США по демилитаризации Донбасса позволит Москве использовать гибридные методы и усилить влияние на востоке Украины, пишет Bloomberg.

Уиткофф и Кушнер прибыли в Берлин для переговоров по Украине

Американские посланники Стив Уиткофф и Джаред Кушнер прибыли в Берлин для нового раунда переговоров о мире на Украине, сообщило Associated Press.

В Европе усилилась антимиграционная риторика

В ряде стран Европы усиливается враждебное отношение к мигрантам, что сопровождается ростом популярности правых партий и увеличением числа преступлений на почве ненависти, сообщили СМИ.

Трамп пообещал «ответные меры» на гибель американцев в Сирии

Президент США Дональд Трамп заявил в субботу «принять ответные меры» после того, как двое американских военнослужащих и переводчик погибли и еще трое были ранены в результате атаки в Сирии, в которой США обвиняют ИГ, ИГИЛ (признанную террористической и запрещенную в России группировку «Исламское государство»).

АдГ заподозрили в попытке передать России секреты безопасности Германии

В Германии разгорелся скандал из-за попыток депутатов партии АдГ неоднократно запрашивать у правительства сведения о военных маршрутах поставок вооружений для Украины, пишет The New York Tomes.

Поезда изменили маршруты после схода вагонов в Пензенской области

Маршрут 12 пассажирских поездов был изменен после схода с рельсов грузовых вагонов в Пензенской области, составы проследовали через станции Сызрань и Пенза, сообщили в Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Нетрезвые эстонские делегаты неприятно удивили Далай-ламу

Два представителя либеральной политическая партия «Эстония 200» и советник министра так увлеклись алкогольными возлияниями во время визита к Далай-ламе, что поразили принимающую сторону неприятным амбре и заставили сделать эстонцам замечание.

Мерц: Россия не остановится после победы на Украине

Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что, одержав победу на Украине, Россия может не остановиться на достигнутом.

Российские войска освободили Варваровку возле Гуляйполя

Подразделения группировки войск «Восток» продолжают продвижение вглубь обороны противника и завершили освобождение населенного пункта Варваровка к северу от Гуляйполя в Запорожской области, сообщили в Минобороны.

ВС России перекрыли трассу Славянск – Северск

Войска российской Южной группировки установили огневой контроль над трассой Северск – Славянск, в результате чего украинская группировка в Славянске лишена возможности помогать отступающим из-под Северска подразделениям ВСУ, рассказал офицер разведки ВС России.

Прохожий обезвредил преступника во время стрельбы в Сиднее

Случайный прохожий вырвал из рук оружие у одного из людей, устроивших стрельбу на пляже Бондай в Сиднее. В результате атаки погибли не менее 10 человек, еще как минимум 13 получили ранения.
Мнения

Игорь Караулов: Декабристам не хватило компетентности

Трудно представить, что сделали бы радетели народной свободы, окажись в их руках Россия в случае успеха восстания. Замечание Ленина – «страшно далеки они от народа» – и сегодня кажется справедливым. Но заговорщики также были далеки и от государственного управления, и от понимания истории.

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов