Авторские колонки

27 октября 2007, 11:05

Виктор Топоров: Какой красавицей ни будь…

Считается, что настоящий прозаик начинается со второго романа. Правило справедливо со всеми исключениями и оговорками: только на одну приличную книгу человеку вполне может хватить собственного жизненного опыта.

Тогда как для второй (и дальнейших) от писателя требуется пристальное и заинтересованное внимание к опыту чужому.

Ад – это другие, кто бы спорил; но и профессиональная проза – это другие; это чужой ад, воспринимаемый и воспроизводимый тобой как собственный.

Первый роман Татьяны Москвиной «Смерть это все мужчины», получив широкую популярность у читающей публики (главным образом женского пола; но ведь и читают у нас в основном женщины) и неоднократно допечатываясь до сих пор, в литературном цехt был воспринят далеко не столь однозначно.

Причина отсутствия искренних восторгов в компетентной среде – чрезмерная публицистичность и вместе с тем чрезмерная монологичность романа: по сути дела, нам было предложено – во всей своей неистовости – развернутое обвинение сильному полу; обвинение как во всех смертных грехах, так и в катастрофическом нежелании (и неумении) означенные грехи совершать.

Во втором романе у Москвиной достало сил заглянуть в чужой многоголосый ад и описать его как свой собственный

Обвинение это предъявила, разумеется, героиня романа, а не его создательница, – но разногласий у этой сокращенной до минимума коллегии присяжных (в советском суде было всего двое народных заседателей – и чаще всего как раз женщин) вроде бы не возникло. Мужчину книга Москвиной раздражала и угнетала, как ничем не спровоцированный семейный скандал по возвращении домой после долгого и трудного рабочего дня.

Ну и вообще: первый роман блестящей публицистки, кино- и театрального критика и драматурга Москвиной – именно в силу своей монологичности – воспринимался как явление экспериментальное и, главное, разовое: накипело; высказалась (хорошо или плохо) – и назад, в профессию, где твои авторитет, умение и заслуги непререкаемы…

Потом прошел, однако, тревожный слух о том, что Татьяна Москвина пишет второй роман. Тревожный потому, что – в описанных выше обстоятельствах – этот роман просто-напросто не мог не обернуться творческой катастрофой. Однако жизнь в очередной раз опровергла сугубо теоретические выкладки: роман «Она что-то знала» интересен и сам по себе, и как доказательство того факта, что в лице Москвиной отечественная словесность обрела яркого и оригинального прозаика.

Ключ к успеху меж тем оказался вполне традиционным: во втором романе у Москвиной достало сил (и, разумеется, таланта) заглянуть в чужой многоголосый ад и описать его как свой собственный. Придав полифоническому – психологически и, если угодно, социологически выверенному – повествованию остроактуальную форму криптодетектива (т.е. детектива, трактующего тему уходящей в далекое прошлое мистической тайны).

30-летняя учительница и журналистка (всего понемножку) разведенка Анна случайно знакомится в театре с пожилым драматургом Фанариным и красавцем-предпринимателем Артуром. Речь заходит о подозрительных обстоятельствах недавнего самоубийства 56-летней поэтессы и правозащитницы Лили Серебровской. Как узнает затем Анна, заинтересованно напросившись в гости к Фанарину, тот был женат первым браком на столичной артистке Марине, некогда – вместе с будущей учительницей Розой, врачом Аленой и самоубийцей Лилей – составлявшей четверку неразлучных подруг-одноклассниц, вроде бы пронесших дружбу сквозь десятилетия. Фанарин не верит в суицид; Анна, подбиваемая им, тоже, – и, под предлогом сбора материалов для статьи о безвременно ушедшей знаменитости, пытливая журналистка начинает собственное расследование.

На квартире у Лили (ее единственная дочь замужем за французом в Париже) живет юный педик – сначала вроде бы просто приживалкой («приживальцем»), а потом и литсекретарем. Почему самоубийца оставила на ночном столике четыре лилии? И какой-то загадочный стишок со словом ЛИМРА? Что вообще означает ее уход?

Меж тем постепенно всплывают самые неожиданные обстоятельства. Оказывается, однажды, напившись в дорогом баре, вечно нищая и сильно немолодая Лиля привела к себе (чем дело, правда, и ограничилось) проститутку. За несколько дней до смерти она разжилась недешевой теледвойкой. Выясняется, что ей (и возглавляемому ею Гражданскому фонду) уплатил «за беспокойство» выселивший их из центра города Артур. Деньги он отдал Лиле, а она – при всем своем бескорыстии – почему-то передала в Фонд меньше половины. Так что же, угрызения совести? В руки к Анне попадают письма Лили товарищам по фонду, полные разочарования в общественной деятельности как таковой.

Первый роман Татьяны Москвиной «Смерть это все мужчины» получил широкую популярность у читающей публики
Продолжая поиски, Анна отправляется к Марине в Москву. Та – стареющая, но всё еще веселая театральная прима – сердечно принимает ее и, под разговоры о Лилиной принципиальности (ну, и под водочку с коксом), на третий день публично посылает в жопу знаменитого режиссера Серебрянникова и одиозно прославленных драматургов братьев Пресняковых. За участие в их, как сказано в романе, «Инсулине» (на самом деле – «Пластилин») ей перед смертью успела жестоко выговорить Лиля. Рассказывает она Анне и о мимолетном лесбийском эпизоде с Лилей в юности, который та упомянула в отправленном незадолго перед смертью письме… На четвертый день загула Анна сбегает от Марины – а через пару дней узнает от Фанарина о ее смерти от передозировки. Несчастный случай или самоубийство? Надо идти к Розе – да и этой нелюдимой и страшной как смерть еврейке-горбунье от разговора с расследовательницей теперь не отвертеться.

Ненавидящая и жизнь, и самое себя, да и вообще весь мир – кроме трех подруг и нынешних учеников по лицею (она блестящий педагог), Роза неожиданно откровенничает. Но не до конца. Она признается, что предчувствует скорую смерть (хотя и не боится ее), хотя и не может объяснить почему. Ей хочется одного – завершить философски-религиозный трактат, который она пишет. Завершает, дает Анне почитать – и через несколько дней гибнет, подвергшись нападению грабителя в собственном подъезде и ударившись головой о ступеньку.

В трактате сказано, что Саваоф – сын Софии, Люцифер – старший сын Саваофа, на Земле идет война между Люцифером и Христом, и Люцифер одерживает победу. Чтобы спастись, человечеству необходимо назначить себе нового бога и влюбиться в него так же сильно, как некогда – в Отца и Сына. А для этого богом надо назначить безумно обаятельного актера. (Подруги еще девочками сблизились на том, что все четверо были безумно влюблены в модного тогда в Питере Тараторкина.)

Теперь Анне нужно повидаться с Аленой. Та, русская красавица и коренная петербурженка, двухдетной пятидесятилетней женщиной влюбилась в лядащего мужичонку из-под Тамбова, уехала к нему в нищий городок, родила дочку, была избрана мэром и подняла городское хозяйство, да и нравственность, включая науку и культуру, в чем ей помогли поп отец Николай и убежденный атеист культработник по имени Октябрь. Одним словом, Анна попадает в постсоветскую патриархальную идиллию, чтобы не сказать утопию. У Алены хорошо всё.

Нет, не всё. Она подозревает, что у нее рак. Трактат Розы она равнодушно отвергает (что мог знать этот синий чулок о жизни), а вот тайну ЛИМРЫ (Лилия – Марина – Роза –Алена) раскрывает: когда-то подруги поклялись не только жить, но и умереть вместе. Покончив с собой, Лилия позвала их в дорогу; хотя механизм реализации совместного обета так и остается загадочным.

И красавица, и уродина превращаются с годами в никому не нужных теток, внушает Москвина. В общественной жизни спасения нет; в бурной личной (или там в творческой) – тем более; попытка обрести или создать веру доводит до сумасшествия; но и позднее полное счастье неизбежно заканчивается болезнью и смертью. Что, увы, не святая, но правда.

Рассмотрев четыре варианта или, скорее, четыре ипостаси безысходной женской участи (даже пять, потому что и Анну со временем укатают крутые горки), писательница – теперь уже вполне состоявшаяся писательница – сворачивает на роковой развилке на шестую тропу… Ну, не на тропу творческого бессмертия (я не льстец), но вы ведь и сами понимаете, о чем я…

Ад – это другие. Но средневековые фрески с детализированным изображением адских мук, давным-давно утратив пропедевтическое воздействие, потрясают нас до сих пор.

Вам может быть интересно

Во Франции задержали двух человек по подозрению в подготовке терактов
Темы дня

Какой должна быть буферная зона России в Харьковской области

Владимир Путин заявил, что Россия занялась созданием буферной зоны в Харьковской области для предотвращения ударов ВСУ по приграничным городам РФ. О необходимости создания санитарного коридора говорят и в экспертном сообществе. Какими должны быть границы этой зоны и чем создание подобного коридора обернется для противника?

Азербайджан нашел слабое место у главной надежды Армении

Новый скандал в отношениях Франции и Азербайджана: Париж официально обвиняет Баку в провокации мятежа, случившегося в одной из своих заморских провинций. И перед нами вовсе не пустые слова. Есть основания полагать, что Азербайджан действительно вывел накал борьбы с главным европейским союзником Армении на новый уровень.

Стало известно, каким оружием был уничтожен склад ВСУ в Одессе

Мэр Тбилиси: Приехавшие к нам министры ЕС заслужили «пинка под зад»

Рар: Из-за инициативы об иноагентах Венгрия рискует своим членством в ЕС

Новости

Саакашвили присвоил себе авторство гимна Грузии

Гражданин Украины, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, отбывающий шестилетнее заключение за коррупцию и злоупотребление служебным положением под надзором в тбилисской клинике «Вивамеди», заявил, что автором текста гимна Грузии является он, а работать над ним начал с пяти лет, сообщил корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Французский генерал: Продвижение войск России под Харьковом стало сюрпризом даже для США

Продвижение российских сил в Харьковской области стало сюрпризом, предупреждения не было даже от американской разведки, заявил французский корпусный генерал авиации Брюно Клермон.

МИД: Россия примет ответные меры на запрет в Европе российских СМИ

Россия ответит на запрет в Европе вещательной деятельности РИА «Новости», «Известий», «Российской газеты», сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Медведев допустил расширение «санитарной зоны» до Польши

В случае подписания с Киевом документов безопасность России не будет обеспечена, если нет «санитарной зоны» на Украине, которая должна протянуться до Польши, заявил заместитель Совбеза России Дмитрий Медведев.

Отряд кораблей Северного флота вышел в сторону Атлантики

В пятницу отряд кораблей Северного флота под командованием носителя гиперзвуковых ракет «Циркон» фрегата «Адмирал Горшков» отправился в дальний поход, он идет в сторону Атлантического океана, сообщили в пресс-службе СФ.

Danone продала свой бизнес в России

Французская компания Danone объявила о завершении сделки по продаже своего российского бизнеса компании «Вамин Р» из Татарстана, сообщает пресс-релиз Danone.

Российские войска нанесли удар по порту в Одесской области

Вооруженные силы России нанесли удар по порту города Южный Одесской области, откуда был зафиксированы удары HIMARS дальнобойными ракетами, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Starlink ВСУ перестал работать во время наступления России под Харьковом

Терминалы спутниковой связи Starlink, которые украинская армия использует для коммуникации, вышли из строя во время наступления российских войск в Харьковской области, пишет The Washington Post.

Военный эксперт объяснил, при каких условиях ВСУ сами сдадут Харьков

Российская армия может заблокировать Харьков со всех сторон, ВСУ не смогут оборонять город и отступят, заявил военный эксперт, полковник в отставке Анатолий Матвийчук.

Петербургский суд арестовал активы и счета Unicredit Bank

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск «Русхимальянса», оператора проекта по переработке и сжижению газа в Усть-Луге, и наложил арест на имущество, счета и ценные бумаги АО «Юникредит банк» и Unicredit Bank AG, следует из картотеки арбитражных дел.

Путин назвал цель перестановок в кабмине

Административные ресурсы страны должны быть направлены на достижение главной задачи – целей специальной военной операции (СВО), с этим связаны и последние назначения, заявил президент Владимир Путин по итогам госвизита в Китай.

При взрыве в Военной академии в Петербурге пострадали семь человек

На хозяйственной территории Военной академии связи имени Буденного в Петербурге произвольно сдетонировал боеприпас времен Великой Отечественной войны, пострадали семь военных, сообщили в Ленинградском военном округе.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?