Авторские колонки

1 октября 2007, 15:00

Дмитрий Бавильский: Ответ Фёкле Толстой

С Фёклой Толстой мы сцепились не на шутку и проспорили несколько часов в самый последний вечер семинара читки новых пьес, проводимого в рамках фестиваля «Новая драма».

Для этого дружную компанию актеров и режиссеров, съехавшихся со всей страны, отвезли в Ясную Поляну, где трое суток практически без сна и отдыха продвинутый театральный люд осваивал новые пьесы.

О мероприятии этом стоит рассказать особо. Театр «Практика» днем с огнем ищет экспериментальные и радикальные пьесы. Расширяющие возможности языка, обращающиеся к запретным темам, выводящие на сцену нового героя. Девиз фестиваля, между прочим, так и звучит: «Ищу героя!» Ну, фан у них такой.

Нужен ли для описания свинцовых мерзостей современной жизни мат или не нужен? Уместен или нет?

Десяток лучших выходит в финал. Вот тогда и начинаются читки – разыгрывание текста по ролям минимальным количеством подручных средств. Понятно почему: постановка полноценного спектакля – процесс дорогостоящий, а с новыми текстами еще не совсем непонятно, годятся они или нет, для этого и устраиваются читки. Ведь одно дело – глазами и на бумаге, иной коленкор – если вместе с режиссером да актерскими силами. Некоторые творения, выгодно смотревшиеся при чтении, проседают, другие, казалось бы, скромные и незаметные, при предъявлении вслух, напротив, начинают звучать во весь голос.

Я ехал на читки в Ясную Поляну первачом. В качестве члена жюри конкурса блогов, победителя в котором тоже ждала такая читка. Много про эту лабораторию читал, слышал, стало интересно. Со стороны это сообщество, находящееся в оппозиции к традиционному театру, выглядит монолитной компанией заединщиков. Де, собираются единомышленники, хорошо понимающие значение эксперимента, для того чтобы двинуться дальше в освоении широт и глубин современной жизни (главным фетишем для «Новой драмы» являются документальность, подлинность происходящего на сцене). Однако реальность оказалась иной.

Уже первая читка расколола нынешних новодрамовцев на два яростно спорящих лагеря. Камнем преткновения оказалась пьеса Юрия Клавдиева «Медленный меч», расцвеченная под руководством питерского режиссёра Галины Бызгу. Несмотря на то что в этот день показывались еще две пьесы, финальное обсуждение напрочь увязло на тексте Клавдиева, смешном и странном одновременно.

Вопросов к драматургу было много, но все они так или иначе сводились к дилемме: нужен ли для описания свинцовых мерзостей современной жизни мат или не нужен. Уместен или нет. А если допустить, что уместен, то в каких количествах? И где та грань?

Я всё еще надеялся, что дискуссия о допустимости мата окажется случайным и проходным эпизодом обсуждения, дискуссионным аппендиксом. Но и во второй, и в третий день диалог лаборантов скатывался к одному и тому же – можно ли материться на сцене?!

Честно говоря, настойчивость эта поражала до глубины души, ведь я-то наивно полагал, что на самом продвинутом фестивале самого продвинутого театра собираются люди зело искушенные в тонкостях современного искусства. Ведь если не здесь, то где ж тогда еще?!

Ан нет.

Собственно наш спор с руководителем лаборатории Фёклой Толстой и Эдуардом Бояковым, главным идеологом «Новой драмы», и возник из-за того, что дискуссия, начавшаяся на заключительном обсуждении, всё никак не хотела заканчиваться. И вот уже лаборанты сдвинули столы и откупорили отнюдь не шампанское, а мы все стоим и стоим в курилке, и спорим, и спорим. Слава богу, не деремся.

Радушная хозяйка и «гений места», Фёкла, между прочим, и сама в качестве режиссёра поставила здесь две читки. Справедливости ради отмечу, что мата в выбранных Фёклой пьесах практически не наблюдалось.

Что не помешало Толстой обрушиться на творения коллег.

Фёкла говорила об усталости от мата. О тотальном засорении современной речи. Она, наконец, говорила о непродуктивности нарушения в искусстве всех табу, ведь если все они будут нарушены, то как же тогда существовать искусству дальше?

Бояков терпеливо возражал, что никаким особенным табу для современного искусства мат не является. Что истинные табу лежат в иной плоскости – и приводил в пример только что закончившуюся читку пьесы Ольги Погодиной «Глиняная яма», замечательно поставленной Сюзанной Оржак из Якутска. Жёсткий текст, в котором две родные сестры сцепились из-за любовника-чеченца, обоюдоостро ставящий демографические вопросы, кому-то показался едва ли не древнегреческой трагедией, а мне так вполне ксенофобским произведением.

Фекла Толстая
Кстати, и мата в «Глиняной яме» тоже почти не наблюдалось.

Бояков также говорил Фёкле о том, что на улице материться, ну, конечно, нехорошо и некрасиво, однако в одном, отдельно взятом месте, ограниченном конвенцией, мат вполне допустим. Тем более если театр ведет исследование самой что ни на есть жгучей реальности. Ведь зритель, идущий в «Практику» или «Театр Док», как правило, далеко не наивен и прекрасно знает, с чем он может столкнуться в этих полуподвальных помещениях – с сырьем текущего момента, с сырым материалом, из которого может возникнуть действительно новое искусство.

И в самом деле, документальный театр (или вербатим) возник при смене эпох на сломе традиционного российского психологического театра. Именно поэтому новодрамовской драматургии свойственны эскизность и незавершенность. Зачастую это не сколько четко рассказанные истории, сколько набор симптомов и синдромов.

Ситуация эта напоминает мне расцвет физиологического очерка в начале 60-х годов XIX века, когда завершился период дворянской культуры, только-только начался капитализм, новые характеры не оформились еще в законченные социальные типы и культура запаздывала.

А может быть, просто набиралась сил для решающего прорыва-рывка. Ведь именно из этой самой погрязшей в быту очеркистики разночинцев чуть позже вырастут великие эпопеи Толстого и Достоевского.

Впрочем, я отвлёкся от спора. Антитезой новодрамовской честности Бояков приводит в пример лицемерие деятелей официальной (читай: телевизионной) культуры. Господа юмористы и кинорежиссеры, снимающие всякую дрянь типа «Глянца», никогда не ругаются. Однако деятельность их наносит куда больше вреда, нежели невинные интеллигентские шалости, творимые в парочке московских подвалов.

Бояков говорит о фашизме, которым чревато запрещение проявлений великого и могучего, а я вспоминаю слова православного философа Сергея Хоружего. Он не только написал несколько книг о традициях монашеского молчания (исихазма), но и перевел вместе с Виктором Хинкисом одну из самых матерных книг всех времен и народов – «Улисс» Джеймса Джойса.

Выступая на джойсовском семинаре в Челябинском педагогическом, лауреат Первой Ватиканской премии имени Соловьева, объяснял, что сильнейшее переживание мата возникает из-за актуализации архаических, языческих пластов сознания, где верой и особым значением наделяются ритмически организованные речевые формулы.

На деле же всё выглядит значительно проще. Не мы такие, жизнь такая… И если театр берется фиксировать ту самую жизнь, что кипит, бурлит и пенится сразу же за воротами Ясной Поляны, то как, извините, не врать?

Кстати, о вранье. Театр ведь самое консервативное и самое лживое искусство, вранье здесь возведено не только в квадрат, но и в основополагающий принцип. Это оборачивается оторванностью от реальности (как же театру выживать, конкурируя, например, с медиа, шоу-бизнесом и кино?), а также чудовищной затхлостью.

Призыв классиков гнать рутину с оперных подмостков выглядит тысячекратно актуальнее применительно к драматической сцене. Для того, чтобы оценить степень заштампованности нынешнего театра, ехать в далёкую провинцию не нужно. Достаточно сходить в любой, практически любой, столичный театр.

Подвижники из «Практики» пытаются свести эту густопсовую затхлость и стопудовую ложь к минимуму. Первопроходцы, на свой страх и риск расширяющие границы дозволенного, они, подобно Марии Склодовской-Кюри, ставят эксперименты прежде всего на себе. Ведь подготовленный зритель посмотрит один раз матерный текст и уйдет. А как быть актерам, занятым в постоянном репертуаре?

Многие новодрамовские актеры между тем говорили на обсуждениях: после работы с таким вот материалом в жизни они начинают выражаться значительно аккуратнее. Так что, Фёкла, материться в театре всё-таки можно. Вопрос в органичности этого самого словоупотребления. Ведь когда в финале всё того же клавдиевского «Медленного меча» на сцене появляется великая русская актриса Роза Хайрулина, способная сыграть что угодно, мата просто не замечаешь…

Всё у нас странным образом приобретает гипертрофированные очертания. И даже мат оказывается больше чем бранное слово, приобретая нешуточное, можно сказать, общественное звучание. Призывом гордым к свободе, к свету!

Так что материтесь, господа, но только в специально отведенном для этого месте. Например, во время новодрамовских спектаклей. Да и то – если вы исполнитель какой-нибудь роли, а не просто скептически настроенный «продвинутый зритель». Ибо материться в театре нельзя. Это же вам не прачечная какая-нибудь, а самая что ни на есть институция современной культуры.

Вам может быть интересно

Мерц сообщил о передаче Трампу предложения о территориальных уступках Украины
Темы дня

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней мере, такой парадоксальный вывод делают сами европейские СМИ, вынужденные признать, что на ЕС влияют прежде всего с Запада и Востока. В итоге рейтинг самых влиятельных людей Европы доказывает правоту и силу Москвы.

Запад видит заговор в ослаблении юаня

Европейская Торговая палата и американские МВФ захейтили китайский юань после того, как положительный торговый баланс Китая впервые превысил 1 трлн долларов. Запад видит целую теорию заговора в ослаблении китайской валюты. Более того, не стесняется указывать Пекину, что он должен делать, если не хочет усиления торговой войны. Однако экономисты показывают то, о чем западные страны умалчивают.

Польша задержала российского археолога по запросу Украины

Эксперт объяснил, от чего зависит число украинских дронов для ударов по России

Оценен ущерб СССР от разрушений в Великую Отечественную войну

Новости

Лавров заявил о взаимопонимании с США о послевоенном статусе Украины

Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что ключевым условием урегулирования на Украине является возвращение страны к нейтральному, безъядерному и внеблоковому статусу, закреплённому еще в 1990 году.

Жительница Одессы рассказала о хамстве приезжих с западной Украины

В Одессу при новом главе Сергее Лысаке приехало очень много людей с западной Украины, они ведут себя нагло, оскорбляют жителей города на украинском языке, рассказала местная жительница.

В московском авиаузле отменили или задержали свыше 650 рейсов

В московских аэропортах временные ограничения привели к задержке, отмене и перенаправлению более 650 рейсов, отмены и задержки происходили на фоне сообщений о массированной атаке дронов.

Казахстан сообщил о серьезных повреждениях устройства КТК украинским дроном

Выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которое в конце ноября было атаковано украинским дроном, получило пробоину, его повреждения значительные и нужно оценить возможность его восстановления, заявил глава Минэнерго Казахстана Ерлан Аккенженов.

Портал «Грамота.ру» назвал слово года

Результаты рейтингового голосования экспертов показали, что термин «зумер» набрал наибольшее количество голосов среди номинантов «Слова года», сообщили в пресс-службе портала.

Москва назвала европейских «миротворцев» на Украине законной военной целью

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что возможная отправка европейских миротворцев на Украину приведет к тому, что они станут законной целью для российских вооруженных сил.

Киев представил Вашингтону ответ на мирный план Трампа

Украинское руководство подготовило официальный ответ по последнему варианту мирного плана США и согласовало свой подход с представителями Франции, Германии и Британии, пишет Axios.

Лавров назвал Джонсона «непричесанным политическим деятелем»

Глава российского МИД Сергей Лавров назвал бывшего премьер-министра Британии Бориса Джонсона «непричесанным политическим деятелем», обсуждая события конфликта на Украине.

Эксперт назвал цель захвата нефтетанкера Венесуэлы военными США

Хотя Дональд Трамп и пытается вернуться к доктрине Монро, к ситуации доминирования Штатов в Западном полушарии, опыт с Венесуэлой показывает: достичь этого непросто. Отсюда и отчаянные меры, как, например, захват нефтетанкера, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Так он прокомментировал операцию США в Карибском море.

В Госдуме предложили создать единый механизм записи школьника на продленку

Глава думского комитета Яна Лантратова предложила создать прозрачный и понятный механизм записи ребенка на продленку через цифровые сервисы, с обязательным информированием родителей о режиме работы, содержании программ и педагогах.

Россия вошла в тройку стран G20 с самыми высокими доходами от торговли

Россия заняла третью позицию среди стран G20 по величине профицита внешней торговли, уступив только Китаю и Германии, следует из открытых данных.

Лондон признал присутствие британских военных на Украине

Во вторник, 9 декабря, в британских СМИ сообщили о британском солдате, погибшем на Украине, его назвали рядовым Джорджем Хули из парашютно-десантного полка, а премьер-министр Кир Стармер сообщил Палате общин, что Хули погиб в результате «трагического несчастного случая» вдали от линии фронта.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов