Авторские колонки

14 января 2007, 17:59

Игорь Манцов: «Верю каждому зверю»

Один внимательный человек заметил и подробно описал, насколько неаккуратны были авторы телефильма «Большая перемена»: в одном эпизоде у Ганжи-Збруева перевязана правая рука, в другом левая, в третьем снова правая, а в четвертом снова левая.

Другого пристального человека возмутило то обстоятельство, что картина Павла Лунгина «Остров» снята в глянцевой манере, отчего, по его мнению, случилось не столько серьезное высказывание на духовную тему, сколько «игра в попов». Дескать, православие в фильме безопасное, безответственное, дистанцированное, ровно такое, какого и желает современный российский обыватель.

Это лишь два примера не вполне, на мой взгляд, адекватной критики кинематографа. В кино по определению невозможен полный контроль автора над текстом, ошибки и несообразности для фильма целительны. В смысле, они подразумеваются, заложены в природу кино или, как говорят порой записные интеллектуалы, имманентны. В моих глазах статус «Большой перемены» резко повышается оттого, что авторы могли себе позволить неаккуратность по пустякам. Это значит, что они концентрировались на чем-то другом. Результат налицо, то бишь на экране.

Американские присяжные идут на поводу у истериков из Белого Дома и автоматически сажают невиновного чужого, выгораживая виновного своего...

Что же касается «глянцевой картинки», то в последние годы все уважающие себя режиссеры снимают именно так: «в манере телевизора», в манере безучастной цифры. Припомнил, положим, три шедевральных фильма победителя Каннского фестиваля 2005 года: и «Дитя», и «Сломанные цветы», и «Скрытое» сделаны именно так. Да что там говорить, субъективная камера, поминутно свидетельствующая об индивидуальном «почерке художника», – глубокая архаика. Возмущаться тем, что картинка усредненная, банальная, могут лишь интеллектуалы постсоветского разлива, которые превыше всего ставят категорию «уникальность». Раньше, при Советской власти, интеллектуалов принуждали сливаться с народом. Теперь, изрядно раскрепостившись, они культивируют свое частное мнение и свои индивидуальные особенности слишком агрессивно.

Кстати же, при ближайшем рассмотрении пресловутые «индивидуальные особенности» чаще всего оказываются общими местами.

В некотором роде «Остров» – «игра в попов», не поспоришь. Но ведь и всякий кинематограф не более чем игра, светская забава. За подлинной духовностью – в другие места. Глянцевая же картинка выступает в кино последнего десятилетия опознавательным знаком демократичности. Смыслоразличение осуществляется теперь на других уровнях. Допустим, на уровне игры с повествовательными стратегиями или на уровне игры с разными типами актерского поведения.

У нас то и дело подтаскивают кино к большой литературе и кабинетной философии. Но кино – это другое.

Вот, сию минуту нашел в дневниках Роберта Музиля: «Ирреальность фильма сравнивают с ирреальностью сказки. Не считаться с наинасущнейшими вероятностями. Это логика чувства, логика желаний. Но сегодня это желания людей среднего сословия». Музиль имеет в виду не «средний класс», но «обывателя»; не столько сытого человека, сколько «не интеллектуала». Как же можно обвинять Лунгина в том, что он материализовал некую массовидную эмоцию, добился некоего здорового усреднения и тем самым выполнил социальный заказ? Лунгин всего-навсего правильно ощущает специфику кинематографического искусства. Его и ему подобных вечно поправляют слишком усердные «читатели» или чрезмерно возомнившие о значимости собственного интеллектуального продукта «писатели».

Кадр из фильма Павла Лунгина «Остров»

Кто-то остроумно заметил, что главная отличительная черта интеллектуала – желание любой ценой контролировать свою ПОДПИСЬ, отвечать за нее и за сопутствующее этой персональной подписи АВТОРСТВО. Однако, повторюсь, в кино полный контроль невозможен, а «подпись» иллюзорна. «Остров» тем и хорош, что предъявил важный сегмент коллективного бессознательного. Это же качество, кстати, присуще практически всем выдающимся картинам как нового времени, так и времени старого.

Нормальному зрителю «Большой перемены» абсолютно все равно, какая рука Ганжи в каком кадре перевязана, ибо не этими пустяками нормальный зритель жив-здоров. Такой зритель не поощряет пресловутого «совершенства», хватает иных забот.

Теперь два слова про странную американскую картину режиссера Габриэля Рэйнджа «Смерть президента». Полуторачасовой фильм сделан из хроники и стилизованных под хроникальные интервью монологов прямо на камеру. Дело якобы происходит в октябре 2007 года. В Чикаго выстрелом снайпера убит президент США Джордж Буш. ФБР арестовывает случайно оказавшегося на месте преступления сирийца Джамаля Абу Зикри, некоторое время обучавшегося военному делу на территории Афганистана. Но, скорее всего, президента убил американец – ветеран легендарной военной операции «Буря в пустыне» Клэйбон. Застрелил предавшего, по его мнению, идеалы демократии Буша, а после застрелился сам.

В пользу того, что виновен именно Клэйбон, свидетельствует слишком многое: найденная в его личных вещах военная карта центра Чикаго с прочерченным красным карандашом маршрутом следования плюс секретный план перемещений Буша и записка, осуждающая текущую президентскую политику. В пользу того, что виновен сириец, говорит единственно отпечаток пальца, обнаруженный на подоконнике той квартиры, откуда был произведен выстрел. Отпечаток, кстати, то ли совпадает, а то ли не совпадает. Достоверность отпечатка проблематична, но 12 присяжных объявляют Зикри виновным и делают это, скорее, на основании того обстоятельства, что он с Ближнего Востока и что некоторое время тусовался в Афганистане.

Публицистический аспект интересен мне менее всего. Авторы хотели сказать, что права и свободы в нынешней будто бы демократичной Америке ущемляются. Но мы-то, извините, помним об этом еще с тех незапамятных времен, когда безостановочно работала советская пропагандистская машина. Она, конечно, перевирала, но кое в чем была, естественно, права. Удивляться антидемократизму и агрессивности нынешних Штатов могут только патологические антисоветчики. Трезвые люди всегда понимали, что, как говорится, на свете счастья нет, а есть покой и воля.

Итак, на публицистику наплюем. Американские присяжные идут на поводу у истериков из Белого Дома и автоматически сажают невиновного чужого, выгораживая виновного своего...

Интереснее другое. Перед нами – торжество «достоверности», лебединая песня «достоверности». Полтора часа документальных съемок: ноль выразительности, но смотреть все-таки не скучно. Почему? Потому что испытываешь удовольствие особого рода. Даже зная, что тут вымысел, что тут еще не случившийся «октябрь 2007 года», все равно слегка кайфуешь. Невыразительность, перемешанная с достоверностью – гремучий коктейль. Медленно плывешь по волнам достоверности, утешаешься бескорыстной невыразительностью, которая, знамо дело, не соврет. Купаешься в «правде». Фильм предъявляет современный механизм социокультурной адаптации. Киноизображение есть слепок с реальности. А документальное изображение – сама РЕАЛЬНОСТЬ.

Странная американская картина режиссера Габриэля Рэйнджа «Смерть президента»
Стоп, стоп, но ведь в данном случае мы имеем дело с абсолютной фальсификацией, с еще не случившимся в природе «октябрем 2007»! А наплевать, все равно стремительно выходим в открытое море неподкупной правды! На спинке, брассом, с аквалангом или даже на комфортабельной яхте…

Физическая реальность как божество современного человека. Цифровое киноизображение как способ бытования этого языческого божества. Есть ли что-нибудь КРОМЕ, ВОВНЕ, ПО ТУ СТОРОНУ? Существует ли в мире что-нибудь существенное НЕВИДИМОЕ? Телевизионные новости давно отменили подобные наивные вопросы. Наученный телевизором современник знает, что «кроме, вовне и по ту сторону» ничегошеньки нет.

Теперь становится понятнее та переакцентировка, которую осуществляет современный кинематограф. Его глянцевой картинкой маркируется сам способ мышления современного человека, приученного телевизором к дармовой «достоверности». Теперь задача передового кинематографиста в том, чтобы как можно более ненавязчиво поставить перед зрителем вопрос о природе этой достоверности. В фильме «Остров» изобразительный глянец вступает в конфликт с невозможной для нашего нынешнего «искусства» тематикой, с немыслимой в последние годы внешней бесконфликтностью. В картине «Смерть президента» больно ранит предположение о том, что «сирийская разведка мешает матчам NBA». Предположение дикое, гротеск непереносимый, однако же ласковая усыпляющая достоверность цифрового видеоизображения помогает примириться и с этой дикостью, и с этим абсурдом.

Если только будет нужно, те, кому это будет нужно, с легкостью убедят в неограниченных возможностях сирийской разведки большую часть народонаселения. Вопрос о целесообразности и здравом смысле даже не возникнет.

Вам может быть интересно

Трамп пригрозил усилить санкции против России
Темы дня

Кому «кинул зигу» Илон Маск

Илон Маск украл славу у Дональда Трампа в его первый рабочий день в Белом доме. Вместо того, чтобы обсуждать подписанные новым президентом США указы, все обсуждают, зачем Маск сопроводил свое выступление на инаугурации Трампа «зигой» – жестом, напоминающим приветствие нацистов. Маск тоже нацист? Украинцы считают, что да.

Проникновение в Киев привело к непредсказуемым эффектам для ЦРУ

Появились новые подробности того, как именно за последние годы американская разведка – прежде всего ЦРУ – внедряла на Украине свою агентуру и выстраивала отношения со спецслужбами киевского режима. Может показаться, что эти утечки организованы для своего рода хвастовства и отчета о проделанной работе. На самом деле перед нами признание в провокации. О чем идет речь?

Хинштейн назвал нелюдями военных ВСУ, замучивших стариков из села Русское Поречное

Россиянка успешно прошла лечение новым отечественным препаратом от рака

Сомелье рассказала о вине с русским названием на инаугурации Трампа

Новости

Сирия аннулировала контракт с Россией по порту Тартус

Сирийские власти расторгли инвестиционное соглашение 2019 года с российской компанией о порте Тартус.

Посетителям испаноязычной версии сайта Белого дома сказали убираться домой

С сайта Белого дома США исчезла испанская версия, и теперь пользователи, пытаясь получить доступ к ресурсу на испанском языке, видят сообщение об ошибке и предложение вернуться на главную страницу, которое можно истолковать двояко.

Британию предупредили о «долговой спирали смерти»

Миллиардер Рэй Далио предупредил Британию о возможном вхождении в «долговую спираль смерти» из-за увеличения расходов на обслуживание долгов и необходимости новых заимствований.

На Трампа подали в суд после первых указов

Национальный профсоюз работников казначейства подал иск против президента США Дональда Трампа из-за его указа, который упрощает увольнение госслужащих без права на апелляцию, сообщило агентство Bloomberg.

В ООН назвали сумму долга США организации

Соединенные Штаты имеют долг перед ООН в размере 2,8 млрд долларов, включая 1,5 млрд в основной бюджет.

Маск обидно исказил имя Шольца

Американский миллиардер Илон Маск жестко раскритиковал канцлера Германии Олафа Шольца за его заявление о недопустимости правых позиций в контексте свободы слова в Европе, исказив его имя в язвительном тоне.

Зеленский отказался сокращать ВСУ в пять раз

Глава киевского режима Владимир Зеленский заверил, что Украина не намерена сокращать свои вооруженные силы в пять раз, несмотря на возможные требования на переговорах по урегулированию.

Лукашенко заявил о планах вооруженных банд захватить часть Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о намерениях незаконных вооруженных формирований захватить часть территории страны и выдвинуть свои условия.

Эксперты предупредили о рисках скупки неопубликованных видео для обучения ИИ

Подход западных разработчиков искусственного интеллекта, использующих для его обучения неопубликованные видео, может представлять опасность для пользователей, считают эксперты. Они порекомендовали выбирать российские нейросети, где безопасности уделяется первостепенное значение.

Число жертв пожара в отеле Турции достигло 76 человек

Количество жертв пожара в отеле на горнолыжном курорте Карталкая в Турции увеличилось до 76 человек, задержаны девять подозреваемых.

Орбан: Украина потеряла пятую часть территории и сейчас в роли просителя

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан подчеркнул, что Украина не может диктовать условия странам ЕС Центральной Европы и должна проявить уважение с руководителями европейских стран, так как Киев находится в роли просителя.

Фон дер Ляйен признала рост цен в ЕС на нефть из-за санкций против России

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, признала, что введенные ею санкции против России привели к росту цен на энергоносители в Европе, что стало значительной проблемой для потребителей и бизнеса.
Мнения

Глеб Простаков: США хотят взять потоки российского газа в ЕС под свой контроль

Вполне вероятно, Дональд Трамп смотрит на связывающие Россию и Европу газопроводы как на перспективное вложение. Такой бизнес-проект вполне отвечает его амбициям.

Владимир Можегов: Следующей целью Трампа становится Лондон

Власти в Британии суждено надолго рухнуть в тот перманентный кризис, в котором пребывают сегодня Германия и Франция. Европейскую систему безопасности ждет неизбежная перезагрузка. Консервативная революция Трампа только начинается.

Борис Акимов: Россия – империя любви

Линия фронта проходит не между Россией и отдельно взятой территорией бывшего СССР. Война идет между мировой всепошлостью, перемалывающей все и вся в глобальное человечество без рода и племени, и империей-ковчегом, принимающим и сохраняющим народы планеты.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»