Авторские колонки

23 августа 2006, 18:23

Виталий Иванов: О суверенитете как претензии

Вокруг понятия «суверенитет» в последнее время сломано немало копий. Очевидно, что многих споров удалось бы избежать, если бы классическое определение суверенитета было подвергнуто конструктивной ревизии.

1

На наших юридических факультетах учат понимать суверенитет как верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории. Но, увы, практически не учат критически разбирать классические определения и творчески их переосмысливать. В итоге часто приходится сталкиваться с откровенной схоластикой.

Если начать всерьез разбираться с понятием «суверенитет», то довольно быстро выясняется, что оно, мягко говоря, фетишизировано.

Согласно современным представлениям государство есть политическая организация, предполагающая наличие трех элементов: обособленной территории, населения, проживающего на этой территории и образующего нацию, и публичной власти, которая распространяется на эту территорию и которой подчиняется это население (нация), т. е. государственной власти.

Перед Россией в начале 1990-х годов стоял ясный выбор: или полностью встать в фарватер Запада, или начать самостоятельно добиваться места под солнцем

Государство либо учреждено его населением – нацией, либо им переформатировано через своих представителей по итогам революции, освободительной войны, реформ и т. п., и именно нация является носителем суверенитета и источником власти. Т. е. нация выступает правителем-сувереном (на выборах, референдумах и т. п.), и властный аппарат в принципе подчинен и подотчетен ей. Но при этом нация в целом и каждый конкретный ее представитель одновременно ограничены своим подчинением власти (иначе какая это власть?). Т. е. если суверен – нация, то, получается, она самоограниченный суверен.

Куда логичнее, на мой взгляд, исходить из того, что объективная необходимость во власти есть ее источник, что носителем суверенитета выступает государство в целом и что реализует суверенитет властный аппарат, должный выражать и защищать интересы нации и в целом быть зависимым от нее. Однако не все так просто. Ведь в любом государстве устанавливается правопорядок, регламентирующий в том числе осуществление власти, а значит, ограничивающий суверена вне зависимости от того, кто им считается или действительно является – монарх ли, нация, государство в целом. Кроме того, неизбежное вступление в международное общение, т. е. заключение договоров, участие в деятельности международных организаций, автоматически влечет ограничение суверенитета обязательствами перед другими суверенами, которые тоже ограничивают свои суверенитеты.

2

Система внешних суверенитетов непосредственно отсчитывает свою историю с Вестфальских договоров 1648 года, поставивших точку в Тридцатилетней войне

Многие теоретики государства считают, что самостоятельное ограничение суверенитета не влияет на само его наличие, что, самоограничивая свой суверенитет внутри себя или вовне, государство его не утрачивает и т. д. Проблема в том, что «подчиненный суверен» есть абсурд. «Ограниченный суверенитет», «самоограниченный суверенитет» – никакой не суверенитет. Это хорошо понимал Жак Маритен, выдающийся враг понятия «суверенитет», писавший о трех его теоретических значениях: 1) государство обладает абсолютной независимостью по отношению к другим государствам, никакой «международный закон» не может быть воспринят непротиворечивым образом; 2) государство принимает не подлежащие обжалованию решения, обладая «абсолютно высшей властью» («И эта абсолютная власть суверенного государства <…> над народом тем более неоспорима, что государство принимают за <…> персонификацию самого народа»); 3) государство реализует власть неподотчетно.

Важно также помнить, что сама идея суверенитета была разработана в конце XVI века во Франции как результат обобщения опыта противостояния королей римским папам и подчинения феодалов королевской власти в XIII–XVI веках. Нужно также учитывать, что тогда как раз потерпели окончательное поражение универсалистские проекты папства и Священной Римской империи.

Прежде никому в голову не приходило увязывать государственное бытие с независимостью и верховенством, и в античные, и в средневековые времена считалось совершенно нормальным вхождение одного государства в состав другого (и подчинение одних монархов другим и т. д.).

Система внешних суверенитетов непосредственно отсчитывает свою историю с Вестфальских договоров 1648 года, поставивших точку в Тридцатилетней войне и фактически демонтировавших империю. Идея суверенитета (и государства в современном понимании), таким образом, противоположна идеям империи и иных надгосударственных организаций, более того, она плохо совместима с международным правом, которое, как уже сказано, всегда ограничивает суверенитет. Однако чем больше возрастала потребность в межгосударственной кооперации, чем больше росла роль договоров, конвенций, пактов и т. п. и международных объединений, организаций, тем меньше возможностей для реализации суверенитета оставалось у государств.

Никто не отменял и того факта, что сильные всегда стремятся подчинять себе слабых, решать за их счет свои проблемы и самоутверждаться. Но даже сильные государства, способные вмешиваться в дела других, – державы, – не могут считаться суверенными, поскольку выступают активными субъектами международного права и связаны им.

Практика разделов державами сфер влияния в Европе, империализм и колониализм, Версальская и Ялтинско-Потсдамская системы, деятельность Лиги Наций, а затем ООН, а также негативный опыт суверенизации многих бывших колоний (особенно африканских) и пр. постоянно опровергали классическую теорию и в целом, и в частностях.

В этой связи очевидно, что нужно выделять и разводить формальный суверенитет, т. е. декларацию, соответствующую теоретическим определениям, нормативно закрепленную и оформленную, и суверенитет фактический.

О фактическом суверенитете следует говорить как о претензии. Претензии политической организации на независимость, самостоятельность во внешних делах и верховенство во внутренних, признаваемой другими политическими организациями с аналогичными претензиями. Претензии, которая в полном (т. е. в описанном в теории) объеме никогда не реализуется и реализоваться не может, однако все равно должна отстаиваться всеми возможными и допустимыми способами. Претензии, позволяющей провозгласить и предъявить формальный суверенитет и получить ту или иную степень автономии, т. е. ограниченной независимости и верховенства.

Государство до тех пор действительно государство, пока оно успешно претендует на фактический суверенитет. Именно эта претензия при ее признании и реализации в границах возможного позволяет однозначно отличить государство от любой другой политической организации.

3

В 1990-е годы Россия претендовала на суверенитет, мягко говоря, непоследовательно и неэффективно(фото ИТАР-ТАСС)

После крушения СССР Запад достиг апогея своего могущества, США – главная западная страна – остались единственной сверхдержавой. Западноевропейские государства стали на путь уже не только фактической, а формальной десуверенизации, объединившись в Евросоюз. Одновременно стали просматриваться вполне четкие контуры куда более масштабного универсалистского проекта – системы глобального суверенитета, глобальной власти, осуществляемой сетевой структурой, образованной руководством западных держав, Евросоюза, транснациональных корпораций и международных организаций вроде ВТО, МВФ и пр., своего рода мировой империи (об этом много пишут, в частности, известные неомарксисты Майкл Хардт и Антонио Негри). Можно говорить о претензиях отдельно взятых США или Запада в целом на роль метрополии в империи, при этом по факту речь идет скорее об их привилегированном положении. Несмотря на многочисленные противоречия между западными странами, несовпадения национальных и имперских интересов, этот проект продвинулся достаточно далеко. Вместе с тем с учетом углубляющегося системного кризиса Запада, роста экономик и политических амбиций Китая и Индии, «бунта» Ирана, «левого марша» в Латинской Америке и пр. легко представить себе в перспективе как его полный провал, так и существенную коррекцию, которая выльется в формирование совершенно полицентрической структуры. В ней Запад либо не получит привилегированного положения, либо очень быстро его утратит.

Перед Россией в начале 1990-х годов стоял ясный выбор: или полностью встать в фарватер Запада, или начать самостоятельно добиваться места под солнцем, сочетая заимствование и сотрудничество с конкуренцией и даже конфронтацией. Последнее означало выдвижение суверенных претензий (вспомним об исходно антиимперской сущности суверенитета, хотя у нас, как ни забавно, это слово порой употребляют как синоним империи, имея в виду, конечно, империю на основе России), предъявление нашей страны как державы. Вряд ли кто-то мог сомневаться, что мы выберем второй путь. Вся наша история это предопределяла.

В 1990-е годы Россия претендовала на суверенитет, мягко говоря, непоследовательно и неэффективно, хотя попытки были (можно вспомнить многое – и первую чеченскую войну, и марш-бросок на Приштину и пр.). Тогда установился режим соревновательной олигархии. Правила «соревнований» установились предельно свободные, государственная власть была слаба, экономика еще не пришла в себя после советского кризиса и «реформ» Гайдара – Чубайса и т. д. При Путине положение изменилось – соревновательная олигархия сменилась консенсусной, начала выстраиваться «вертикаль власти». Восстановительный рост, а затем ряд успешных реформ и мероприятий, осуществленных путинской администрацией и правительством, и, конечно, дорожание нефти и газа на мировых рынках помогли стабилизировать социально-экономическое положение, а последнее также позволило предъявить Россию как энергетическую державу (мне больше нравится формулировка «ядерно-энергетическая держава»).

Потребность в идеологической и пропагандистской «упаковке» этой новой реальности вызвала к жизни концепт суверенной демократии. Но это уже другая тема.

Вам может быть интересно

Силовики сообщили о массовом дезертирстве и потерях ВСУ под Купянском
Темы дня

Украинские спецслужбы ищут в России уязвимых подростков

Российские правоохранители фиксируют участившиеся случаи преступлений и социально опасных действий, совершаемых подростками. Эксперты отмечают, что за большинством инцидентов стоят украинские спецслужбы, ведущие обработку молодежи через соцсети и мессенджеры. При этом российским силовым структурам удается предотвращать кратно больше преступлений еще на стадии подготовки, поэтому громкие случаи остаются редкими исключениями.

Выборы на Украине подорвут могущество Каллас

Проведение выборов на Украине в условиях боевых действий «определенно не является хорошим решением». Так глава евродипломатии Кая Каллас прокомментировала сообщения СМИ о том, что в Киеве якобы начали планировать электоральные процессы после требования США провести голосование до 15 мая. Когда же на Украине все-таки состоятся выборы и почему Каллас выступает против их проведения?

Рютте ошибочно приписал США главную характеристику России

В Нигере объявили о начале войны с Францией

Эстония выслала гражданина России за недоказанный шпионаж

Новости

Депутатов Верховной рады обязали сдать анализы из-за вспышки кишечной инфекции

Украинские парламентарии, явившиеся на рабочие места в четверг, получили распоряжение пройти лабораторные исследования из-за подозрения на распространение кишечной инфекции.

Слуцкий назвал слова Рютте о «сокрушительном ответе» русофобской провокацией

Риторика генсека НАТО Марка Рютте о «сокрушительном ответе» НАТО на возможную блокаду Сувалкского коридора рассматривается как русофобская провокация, заявил председатель комитета Госдумы по международным делам, лидер ЛДПР Леонид Слуцкий.

В РПЦ заявили о падении интереса россиян ко дню святого Валентина

Украинское руководство работает стереотипно. Противник нанес удар по Волгоградской области с единственной целью – обострить ситуацию для срыва переговоров. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал военный эксперт Юрий Кнутов. Он допустил, что речь может идти о модернизированном ОТРК «Гром-2», запущенном из Харьковской области.

У побережья Латинской Америки столкнулись два корабля ВМС США

У берегов Южной Америки произошло столкновение двух кораблей американских военно-морских сил, сообщил неназванный представитель военных кругов США.

Генсек НАТО: США готовы поставить Украине оружие на 12-15 млрд долларов

США выразили готовность поставить вооружение на сумму от 12 до 15 млрд долларов для передачи Киеву в 2026 году, заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте.

В Севастополе задержали гревшую ноги на Вечном огне женщину

В Севастополе 54-летнюю жительницу Ялты задержали за то, что она грела ноги без обуви на Вечном огне мемориала героической обороны, сообщили в полиции.

Финского Медведа отстранили от Олимпиады за пьянство и нарушение правил

Главный тренер сборной Финляндии по прыжкам с трамплина Игорь Медвед отстранен от участия в Олимпиаде-2026 после инцидента с алкоголем, сообщил Олимпийский комитет Финляндии.

Бывшую дальневосточную чиновницу задержали за создание криптопирамиды

Бывшую заместительницу мэра Арсеньева в Приморье заключили под стражу по подозрению в обмане россиян на 25 млн рублей через финансовую криптопирамиду.

Генсек НАТО поддержал идею Макрона о контактах с Россией

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте выразил готовность поддержать возвращение к диалогу с Россией, выделив важность прозрачности и единства среди европейских союзников.

В Белгородской области при атаках БПЛА ВСУ пострадали пять человек

В результате очередных ударов беспилотников ВСУ в Белгородской области пострадали пять мирных жителей, сообщил губернатор Вячеслав Гладков.

На Украине начали готовить запрет всей печатной продукции на русском языке

Власти Украины разрабатывают юридические механизмы для полного прекращения распространения любой печатной продукции на русском языке на территории страны.

В Общественной палате предложили альтернативное название среднему профобразованию

«Хорошим термином станет «профессиональное образование», – сказала газете ВЗГЛЯД советник министра просвещения, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталья Золотарева, комментируя поручение президента Владимира Путина переименовать «среднее профессиональное образование».
Мнения

Ирина Алкснис: Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

Игорь Мальцев: «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов