Авторские колонки

23 августа 2006, 18:23

Виталий Иванов: О суверенитете как претензии

Вокруг понятия «суверенитет» в последнее время сломано немало копий. Очевидно, что многих споров удалось бы избежать, если бы классическое определение суверенитета было подвергнуто конструктивной ревизии.

1

На наших юридических факультетах учат понимать суверенитет как верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории. Но, увы, практически не учат критически разбирать классические определения и творчески их переосмысливать. В итоге часто приходится сталкиваться с откровенной схоластикой.

Если начать всерьез разбираться с понятием «суверенитет», то довольно быстро выясняется, что оно, мягко говоря, фетишизировано.

Согласно современным представлениям государство есть политическая организация, предполагающая наличие трех элементов: обособленной территории, населения, проживающего на этой территории и образующего нацию, и публичной власти, которая распространяется на эту территорию и которой подчиняется это население (нация), т. е. государственной власти.

Перед Россией в начале 1990-х годов стоял ясный выбор: или полностью встать в фарватер Запада, или начать самостоятельно добиваться места под солнцем

Государство либо учреждено его населением – нацией, либо им переформатировано через своих представителей по итогам революции, освободительной войны, реформ и т. п., и именно нация является носителем суверенитета и источником власти. Т. е. нация выступает правителем-сувереном (на выборах, референдумах и т. п.), и властный аппарат в принципе подчинен и подотчетен ей. Но при этом нация в целом и каждый конкретный ее представитель одновременно ограничены своим подчинением власти (иначе какая это власть?). Т. е. если суверен – нация, то, получается, она самоограниченный суверен.

Куда логичнее, на мой взгляд, исходить из того, что объективная необходимость во власти есть ее источник, что носителем суверенитета выступает государство в целом и что реализует суверенитет властный аппарат, должный выражать и защищать интересы нации и в целом быть зависимым от нее. Однако не все так просто. Ведь в любом государстве устанавливается правопорядок, регламентирующий в том числе осуществление власти, а значит, ограничивающий суверена вне зависимости от того, кто им считается или действительно является – монарх ли, нация, государство в целом. Кроме того, неизбежное вступление в международное общение, т. е. заключение договоров, участие в деятельности международных организаций, автоматически влечет ограничение суверенитета обязательствами перед другими суверенами, которые тоже ограничивают свои суверенитеты.

2

Система внешних суверенитетов непосредственно отсчитывает свою историю с Вестфальских договоров 1648 года, поставивших точку в Тридцатилетней войне

Многие теоретики государства считают, что самостоятельное ограничение суверенитета не влияет на само его наличие, что, самоограничивая свой суверенитет внутри себя или вовне, государство его не утрачивает и т. д. Проблема в том, что «подчиненный суверен» есть абсурд. «Ограниченный суверенитет», «самоограниченный суверенитет» – никакой не суверенитет. Это хорошо понимал Жак Маритен, выдающийся враг понятия «суверенитет», писавший о трех его теоретических значениях: 1) государство обладает абсолютной независимостью по отношению к другим государствам, никакой «международный закон» не может быть воспринят непротиворечивым образом; 2) государство принимает не подлежащие обжалованию решения, обладая «абсолютно высшей властью» («И эта абсолютная власть суверенного государства <…> над народом тем более неоспорима, что государство принимают за <…> персонификацию самого народа»); 3) государство реализует власть неподотчетно.

Важно также помнить, что сама идея суверенитета была разработана в конце XVI века во Франции как результат обобщения опыта противостояния королей римским папам и подчинения феодалов королевской власти в XIII–XVI веках. Нужно также учитывать, что тогда как раз потерпели окончательное поражение универсалистские проекты папства и Священной Римской империи.

Прежде никому в голову не приходило увязывать государственное бытие с независимостью и верховенством, и в античные, и в средневековые времена считалось совершенно нормальным вхождение одного государства в состав другого (и подчинение одних монархов другим и т. д.).

Система внешних суверенитетов непосредственно отсчитывает свою историю с Вестфальских договоров 1648 года, поставивших точку в Тридцатилетней войне и фактически демонтировавших империю. Идея суверенитета (и государства в современном понимании), таким образом, противоположна идеям империи и иных надгосударственных организаций, более того, она плохо совместима с международным правом, которое, как уже сказано, всегда ограничивает суверенитет. Однако чем больше возрастала потребность в межгосударственной кооперации, чем больше росла роль договоров, конвенций, пактов и т. п. и международных объединений, организаций, тем меньше возможностей для реализации суверенитета оставалось у государств.

Никто не отменял и того факта, что сильные всегда стремятся подчинять себе слабых, решать за их счет свои проблемы и самоутверждаться. Но даже сильные государства, способные вмешиваться в дела других, – державы, – не могут считаться суверенными, поскольку выступают активными субъектами международного права и связаны им.

Практика разделов державами сфер влияния в Европе, империализм и колониализм, Версальская и Ялтинско-Потсдамская системы, деятельность Лиги Наций, а затем ООН, а также негативный опыт суверенизации многих бывших колоний (особенно африканских) и пр. постоянно опровергали классическую теорию и в целом, и в частностях.

В этой связи очевидно, что нужно выделять и разводить формальный суверенитет, т. е. декларацию, соответствующую теоретическим определениям, нормативно закрепленную и оформленную, и суверенитет фактический.

О фактическом суверенитете следует говорить как о претензии. Претензии политической организации на независимость, самостоятельность во внешних делах и верховенство во внутренних, признаваемой другими политическими организациями с аналогичными претензиями. Претензии, которая в полном (т. е. в описанном в теории) объеме никогда не реализуется и реализоваться не может, однако все равно должна отстаиваться всеми возможными и допустимыми способами. Претензии, позволяющей провозгласить и предъявить формальный суверенитет и получить ту или иную степень автономии, т. е. ограниченной независимости и верховенства.

Государство до тех пор действительно государство, пока оно успешно претендует на фактический суверенитет. Именно эта претензия при ее признании и реализации в границах возможного позволяет однозначно отличить государство от любой другой политической организации.

3

В 1990-е годы Россия претендовала на суверенитет, мягко говоря, непоследовательно и неэффективно(фото ИТАР-ТАСС)

После крушения СССР Запад достиг апогея своего могущества, США – главная западная страна – остались единственной сверхдержавой. Западноевропейские государства стали на путь уже не только фактической, а формальной десуверенизации, объединившись в Евросоюз. Одновременно стали просматриваться вполне четкие контуры куда более масштабного универсалистского проекта – системы глобального суверенитета, глобальной власти, осуществляемой сетевой структурой, образованной руководством западных держав, Евросоюза, транснациональных корпораций и международных организаций вроде ВТО, МВФ и пр., своего рода мировой империи (об этом много пишут, в частности, известные неомарксисты Майкл Хардт и Антонио Негри). Можно говорить о претензиях отдельно взятых США или Запада в целом на роль метрополии в империи, при этом по факту речь идет скорее об их привилегированном положении. Несмотря на многочисленные противоречия между западными странами, несовпадения национальных и имперских интересов, этот проект продвинулся достаточно далеко. Вместе с тем с учетом углубляющегося системного кризиса Запада, роста экономик и политических амбиций Китая и Индии, «бунта» Ирана, «левого марша» в Латинской Америке и пр. легко представить себе в перспективе как его полный провал, так и существенную коррекцию, которая выльется в формирование совершенно полицентрической структуры. В ней Запад либо не получит привилегированного положения, либо очень быстро его утратит.

Перед Россией в начале 1990-х годов стоял ясный выбор: или полностью встать в фарватер Запада, или начать самостоятельно добиваться места под солнцем, сочетая заимствование и сотрудничество с конкуренцией и даже конфронтацией. Последнее означало выдвижение суверенных претензий (вспомним об исходно антиимперской сущности суверенитета, хотя у нас, как ни забавно, это слово порой употребляют как синоним империи, имея в виду, конечно, империю на основе России), предъявление нашей страны как державы. Вряд ли кто-то мог сомневаться, что мы выберем второй путь. Вся наша история это предопределяла.

В 1990-е годы Россия претендовала на суверенитет, мягко говоря, непоследовательно и неэффективно, хотя попытки были (можно вспомнить многое – и первую чеченскую войну, и марш-бросок на Приштину и пр.). Тогда установился режим соревновательной олигархии. Правила «соревнований» установились предельно свободные, государственная власть была слаба, экономика еще не пришла в себя после советского кризиса и «реформ» Гайдара – Чубайса и т. д. При Путине положение изменилось – соревновательная олигархия сменилась консенсусной, начала выстраиваться «вертикаль власти». Восстановительный рост, а затем ряд успешных реформ и мероприятий, осуществленных путинской администрацией и правительством, и, конечно, дорожание нефти и газа на мировых рынках помогли стабилизировать социально-экономическое положение, а последнее также позволило предъявить Россию как энергетическую державу (мне больше нравится формулировка «ядерно-энергетическая держава»).

Потребность в идеологической и пропагандистской «упаковке» этой новой реальности вызвала к жизни концепт суверенной демократии. Но это уже другая тема.

Вам может быть интересно

Силами ПВО на подлете к Москве с полуночи уничтожено 30 дронов
Темы дня

Мерц стал худшим канцлером Германии после Гитлера

Нынешний канцлер ФРГ стал самым ненавидимым главой германского правительства за всю историю социологических замеров. И при этом – самым обидчивым: Фридрих Мерц активно судится с обычными гражданами, критикующими политику «маленького нациста». Чем дольше это продолжается, тем меньше у немцев шансов на возвращение к нормальной жизни.

Демократка нанесла удар по Трампу в сердце республиканского штата

На выборах мэра Майами, где почти 30 лет правили республиканцы, победила демократка Эйлин Хиггинс. Это придало оппонентам Дональда Трампа больше уверенности перед новым электоральным циклом. Как говорят эксперты, новые победы кандидатов от Демпартии окончательно превратят президента США в «хромую утку». За счет чего Хиггинс добилась такого результата и можно ли говорить о возрождении популярности демократов в Штатах?

Нарышкин в журнале «Разведчик» описал новые формы ведения войны с применением ИИ

Решение России заставило Финляндию предложить особую экономическую зону на границе

Сцены с Долиной сохранили в новогодней комедии «Невероятные приключения Шурика»

Новости

Посол Ирана сообщил о планах встречи Путина и Пезешкиана в Ашхабаде

Глава МИД Ирана Аббас Аракчи на следующей неделе посетит Москву, сообщил посол Ирана в России Казем Джалали.

Зеленский анонсировал новые переговоры с США

Президент Украины Владимир Зеленский анонсировал переговоры с американской стороной, посвященные обсуждению документа о послевоенном восстановлении и экономическом развитии страны.

Коломойский сообщил о покушении на Миндича

Украинский бизнесмен Игорь Коломойский (внесен в России в перечень экстремистов и террористов) заявил о покушении на своего близкого друга и «кошелька» Владимира Зеленского Тимура Миндича.

Президент «АвтоВАЗа» заявил о чрезмерном демпинге китайских авто на рынке

Демпинг со стороны китайских автопроизводителей на российском рынке превзошел все мыслимые границы, заявил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов

В Госдуме предложили создать российский аналог Roblox

Российские власти обсуждают запуск собственной альтернативы Roblox с усиленной модерацией и государственным контролем для защиты детей от опасного контента.

Путин присвоил звания «гвардейский» двум полкам

Два воинских подразделения ВС России стали гвардейскими за проявленный героизм и мужество в ходе боевых действий. соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.

ФРС США снизила ставку федрезерва до 3,5 – 3,75% годовых

Федеральная резервная система (ФРС) США в третий раз объявила о снижении ставки, указав диапазон в 25 базисных пунктов, сказано в заявлении регулятора.

Во Франции арестовано имущество Google по иску его российской дочерней компании

Суд Парижа вынес приказ об аресте 100% акций Google France. Документ подлежит немедленному исполнению и связан с предстоящим рассмотрением заявления российского ООО «Гугл» в отношении Google International LLC.

В Госдуме предложили создать систему постоянного контроля за расходами чиновников

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на изменение законодательства в сфере борьбы с коррупцией. Главная цель инициативы заключается в создании современной и эффективной системы постоянного контроля за доходами, расходами и имуществом должностных лиц.

Минздрав зарегистрировал новый препарат для лечения рака легкого

В России появился отечественный препарат для иммунотерапии рака легкого, который позволит существенно сократить расходы на лечение пациентов, сообщают информагентства.

НАТО впервые применила «летающие радары» у арктических границ России

Начальник пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области Владимир Корецкий сообщил о начале применения странами НАТО самолетов дальнего радиолокационного обнаружения для разведки у северных границ России.

Литва потребовала от Белоруссии вернуть грузовики

Дипломатическое ведомство Литвы передало Минску официальный протест в связи с задержанием литовских грузовиков и требованием вернуть имущество компаний Евросоюза.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов