В «Войне с саламандрами» Чапека описаны переговоры с саламандрами: «Из вагона-салона на красный ковер спустились три высоких элегантных господина, а за ними несколько прекрасно вымуштрованных щеголеватых секретарей с туго набитыми портфелями.
- Где же саламандры ? – вполголоса спросил кто-то.
Две-три официальные персоны нерешительно двинулись навстречу трем элегантным господам; первый из них сказал негромко и торопливо:
- Мы делегаты от саламандр…
- Так вы, значит, не саламандры, – произнес с облегчением французский секретарь.
- Конечно нет… мы их адвокаты.
…Очень благоразумно и деликатно со стороны саламандр послать в качестве своих представителей обыкновенных людей. С людьми удобнее разговаривать. А главное – отпадают некоторые неприятные затруднения светского характера».
Террористы не прислали никаких «адвокатов» (невиновным адвокаты без надобности) – приехали сами. Но все получилось как нельзя лучше, никаких «затруднений светского характера» не возникло.
В очередной раз посрамлена теория сиониста Ломброзо. Ничего свирепого, коварного, тем более (боже упаси!) дегенеративного нет в лицах делегатов от «Хамаса». А их лидер Халед Машааль если бы не стал профессиональным террористом, мог бы с успехом сниматься в Голливуде – только не на ролях злодеев, разумеется! Детский врач, профессор арабистики, банкир-плейбой – вот что-нибудь такое…
Халед Машааль если бы не стал профессиональным террористом, мог бы с успехом сниматься в Голливуде – только не на ролях злодеев, разумеется
Что касается собственно переговоров, то все было известно заранее. Вот избранные места из д-ра Машааля. «Ясир Арафат вел переговоры с Израилем. В результате Израиль убил Арафата». Следовательно, переговоров, очевидно, не будет – ведь г-н Машааль не шахид какой-нибудь! Впрочем…
«Если Израиль официально объявит о готовности: а) уйти со всех оккупированных в 1967 году территорий, б) к возвращению беженцев (их в «Хамасе» насчитали около 5 миллионов. – Л.Р.), в) закрытию поселений, г) разрушению разделительной стены и д) освобождению всех заключенных», то – внимание! – «наше движение предпримет шаги по достижению мира».
Восток – дело тонкое. Но не всегда. В данном случае хваленой тонкости я как-то не обнаружил. Отдать половину своей территории (включая половину Иерусалима), разрушить все поселения, получить пять миллионов голодных «реэмигрантов» и плюс к этой массе еще выпустить несколько тысяч террористов, чтобы было кому «возглавить движение масс». Собственно, после достижения всех этих условий «Хамас» может уже и не предпринимать никаких дополнительных «шагов по достижению мира» (что бы ни понимать под этой не слишком определенной фразой) – мириться будет в общем-то и не с кем. Капитулировавший, расколотый пополам, морально сломленный Израиль, естественно, перестает существовать. Остается последнее – организовать срочный исход нескольких миллионов человек, бегущих куда глаза глядят от угрозы убийства. А удрать им в этом случае особенно некуда – эти миллионы никто в мире принимать как-то не рвется. В общем, смотри фильм «Служили два товарища», сцена «Отходит последний пароход». И помножьте эту картину на тысячу.
Неплохая база для переговоров… «Израиль вел переговоры с «Хамасом». В результате «Хамас» убил Израиль». Пойдет ли Израиль на ТАКИЕ переговоры о мире? О «мире после Израиля». Как говорил красноармеец Сухов: «Это вряд ли!»
Так что всем – и Израилю, и МИД РФ, и всему миру, и даже самому «Хамасу» - очевидно, что весь этот рык - просто упражнения для голосовых связок.
Халед Машааль (фото: Reuters) |
Впрочем, одну фразу лидер «Хамаса» сказал совершенно честно: «Хамас» разделяет европейские демократические ценности». Вот тут кто бы спорил! Партия пришла к победе в результате абсолютно демократических выборов – ей ли не разделять эти ценности…
На самом деле переговоры не были ни полезными, ни бесполезными. Они не были полезными, поскольку не дали никаких конкретных или принципиальных результатов. Они не были бесполезными, поскольку «процесс пошел». «Фатх» (партия Арафата, которая пока еще последние дни правит в Палестине и считается уже «умеренной») абсолютно ничем не отличался от «Хамаса», вот только число убитых «Фатхом» было побольше. Но постепенно жизнь заставила и «Фатх» пойти на признание (хотя бы формально-экспортное) Израиля, а Израиль – на признание «Фатха». Правда, Израиль по дороге «убил Арафата», что в некотором смысле правда: Израиль под давлением США был вынужден переводить немалые деньги в Палестину, деньги разворовывались (по словам д-ра Машааля, разворовывается около трети бюджета – в общем, немало!), и все это не способствовало популярности «Фатха». Лично Арафат (с его скромными счетами в Швейцарии) оставался вне подозрений, но вот «Фатх» потерял влияние – и проиграл выборы. Теперь, правда, такая же опасность потонуть в коррупции грозит и «Хамасу».
Итак, все в мире убеждены: никуда не денется ни «Хамас», ни Израиль. Будут переговариваться, трамвай «мирного урегулирования» опять поползет по кругу, усыпанному битым (в результате очередных терактов) стеклом, грохоча на весь мир. И кто знает, может быть, по доктору Машаалю Нобелевская премия тоже плачет!
Что касается России, то она использовала свои возможности – напомнила о себе как об активном игроке. Общее мнение: как только дойдет до РЕАЛЬНЫХ переговоров, на сцену выйдет богатый дядя Сэм и Россию в очередной раз «кинут». Вполне возможно, хотя и далеко не обязательно. Но, во всяком случае, Россия застолбила позицию, и при этом от факта переговоров Москва ничего не потеряла в глазах США, Европы, которая «разделяет демократические ценности «Хамаса» (если уж «Хамас» разделяет ценности Европы), да и в глазах Израиля. После переговоров Путин, как известно, звонил и. о. премьера Израиля, прошел разговор; если раздражение и есть, то внешне оно никак не показывается.
Наконец, вполне возможно, что у России был еще один, особый интерес.
Ясир Арафат (фото: кадр НТВ) |
Израиль обещал представить Москве документы о связи «Хамаса» с Басаевым. Представил или нет, неизвестно. Но пусть не «Хамас», но какая-то из исламистских организаций наверняка кормит-поит «чеченских борцов» (кстати, риторика г-на Басаева буква в букву совпадает с риторикой «Хамаса», когда речь идет о том же Израиле, США, ситуации в мире и т.д. Разночтения у них только по «российскому вопросу»).
Так вот, требование России могло быть таким: Если «Хамас» реально поддерживает Басаева и Ко, пусть перестанет. (И, думаю, в этом случае перестал бы… на какое-то время.) Если «Хамас» их не поддерживает, то почему бы ему, «Хамасу», не выступить «послом доброй воли» внутри мировой террористической тусовки, не попытаться «надавить» на тех, кто реально спонсирует Басаева, помогает ему кадрами, оружием и т.д.?
Конечно, абсолютно не факт, что эти темы вообще затрагиваются в разговорах с «Хамасом». Тем более не факт, что получены какие-то обещания. И уж совсем не факт, что обещания (если они даны) будут выполнены.
Но, опять же, почему бы России не воспользоваться и этим шансом?
Итого. Прорыва никакого не было, разрыва никакого не было. Что же было? Да очередной этап дипломатической игры «мир на Ближнем Востоке», то более активной, то замирающей, но продолжающейся все время. «Никогда не говори «никогда» – вот дипломаты и не говорят «никогда» среди того огромного вороха слов, которые они говорят всю дорогу. Всю бесконечную дорогу…